Бобслейные сани (сани бобслей)

 

Изобретение относится к спортивным снарядам, конкретно к бобслейным саням. Сущность изобретения: изменение направления движения бобслейных саней осуществляется за счет управляемого перекашивания в вертикальной плоскости пары полозьев, имеющих искривленную в плане скользящую кромку. В результате перекашивания происходит смещение фактического контакта полозьев со льдом трассы в зоны с ориентацией скользящей кромки, способствующей осуществлению поворота. 2 з. п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к спортивным снарядам, а именно к бобслейным саням.

Известные в настоящее время бобслейные сани имеют корпус (обтекатель), установленный на раме, выполненной в виде продольной несущей оси, к которой на горизонтальных поперечных осях закреплены две пары полозьев для скольжения по льду трассы. На каждой поперечной оси полозья установлены параллельно друг к другу и могут свободно вращаться вокруг нее в вертикальной плоскости. Скользящая кромка у всех полозьев выполнена прямолинейной в проекции на горизонтальную плоскость.

Изменение направления движения бобслейных саней осуществляется поворотом пары передних полозьев вокруг вертикальной оси, в результате чего передние полозья оказываются ориентированными под углом к направлению движения спортивного снаряда, называемым также углом атаки. В результате взаимодействия передних полозьев со льдом трассы на них возникают поперечная к направлению движения сила и соответствующий момент силы, закручивающий момент силы, закручивающие спортивный снаряд относительно центра масс и приводящие к повороту.

Недостатком описанной выше конструкции бобслейных саней является то, что задние полозья не задействованы в управлении и на них возникает затрудняющий осуществление поворота момент сил, противоположный по знаку моменту сил на управляющих передних полозьях. Для компенсации этого на передних полозьях необходимо создавать большую поперечную к направлению движения силу, закручивающую спортивный снаряд в нужном направлении, т.е. устанавливать их под большим углом атаки к направлению движения. В результате этого увеличивается ширина следа передних полозьев, а значит растет сопротивление льда трассы движению бобслейных саней.

Таким образом, используемая в настоящее время конструкция подвесок полозьев бобслейных саней приводит к невысокой маневренности, значительному сопротивлению льда трассы движению саней на вираже и к большим усилиям воздействия полозьев на лед трассы, что влечет за собой его интенсивное разрушение.

В основу настоящего изобретения поставлена задача создания такой конструкции бобслейных саней, удовлетворяющей требованиям международных правил, предъявляемых к этому типу спортивных снарядов, которая позволила бы уменьшить сопротивление льда трассы движению саней при поворотах, а следовательно, привела бы к повышению скоростных характеристик бобслейных саней.

Сущность решения поставленной задачи заключается в том, что в бобслейных санях, содержащих обтекатель, установленный на раме, образованной несущей продольной осью и соединенной с передней и задней поперечными осями, полозья, закрепленные на концах поперечных осей с возможностью поворота в вертикальной плоскости и связанные с ними посредством тяг органы управления, закрепленные по меньшей мере на одной из поперечных осей полозья выполнены со скользящими кромками, проекция которых на горизонтальную плоскость имеет дугообразные участки, концы которых обращены к продольной оси симметрии, при этом связанные с органами управления тяги закреплены на полозьях со скользящими кромками с возможностью принудительного разворота последних вокруг поперечной оси в противоположных направлениях. При таком выполнении конструкции спортивного снаряда поворот осуществляется за счет управляемого перекашивания в веpтикальной плоскости паpы полозьев, имеющих искривленную в плане скользящую кромку. В результате перекашивания происходит смещение фактического контакта полозьев со льдом трассы в зоны с ориентацией скользящей кромки, способствующей осуществлению поворота.

Целесообразно, чтобы радиусы кривизны проекций дугообразных участков скользящих кромок по всей длине полозьев составляли не менее трех метров. Такое выполнение полозьев облегчает их принудительное перекашивание вокруг поперечной горизонтальной оси и дает возможность создать необходимую ориентацию скользящей кромки, способствующую осуществлению поворота.

Целесообразно также, чтобы передние и задние полозья были связаны едиными органами управления. Такое соединение позволяет упростить управление спортивным снарядом.

На фиг.1 представлена конструкция пары полозьев согласно изобретению; на фиг. 2 схематично изображена смешанная конструкция управления санями, а именно переднюю пару полозьев известной конструкции, а заднюю конструкции согласно изобретению; на фиг.3 конструкция управления санями, при которой обе пары полозьев управляемые; на фиг.4 изображен пример совмещенных органов управления; на фиг. 5 пример горизонтальной проекции скользящей кромки полоза; на фиг. 6 пример вертикальной проекции скользящей кромки полоза; на фиг. 7 горизонтальная проекция следа, оставляемого санями на вираже при известной конструкции; на фиг.8 то же, при использовании конструкции согласно изобретению.

Сущность изобретения поясняется несколькими вариантами осуществления изобретения. Приведенные варианты не ограничивают изобретение, так как возможны и другие.

Общее решение конструкции управления бобслейных саней приведено на фиг. 1. Полозья 1, 2 закреплены на горизонтальной поперечной оси 3 с возможностью вращения вокруг нее. Передний конец левого полоза 1 соединен с задним концом правого полоза 2 диагональным тросом 4, а передний конец правого полоза 2 с задним концом левого полоза 1 тросом диагональным 5. К середине диагонального троса 4 жестко прикреплен управляющий трос 6, а к середине диагонального троса 5 жестко прикреплен управляющий трос 7. Длина диагональных тросов 4,5 выбирается с таким запасом, чтобы другой диагональный трос 5 (4) не препятствовал необходимому для перекашивания полозьев перемещению управляющего троса 6, (7).

В первом варианте используется смешанная схема построения органов управления бобслейными санями (см. фиг.2). Известной конструкцией передних управляемых полозьев, состоящей из полозьев 10 и 11, соединенных осью 12, к концам которой жестко прикреплены тросы 13 и 14, управляют вытягиванием рукояток 15 или 16 в соответствии с необходимым направлением поворота. При этом одновременно управляют задними полозьями, вытягивая управляющие тросы 6 или 7, нажимая ногами педали 8 или 9, в соответствии с направлением поворота. Вытягивание, например, троса 6 влечет за собой подъем задней части полоза 2 и передней части полоза 1. При этом происходит смещение контакта скользящих кромок со льдом трассы на полозе 1 в зону 17 и на полозе 2 в зону 18, (см. фиг. 5). Такая ориентация скользящих кромок задних полозьев способствует осуществлению поворота вправо (см. фиг.7).

Во втором варианте (см. фиг.3) задними полозьями управляют аналогично первому варианту. Конструкция передних пар полозьев также выполнена согласно изобретению, при этом середины диагональных тросов 18 и 19 жестко соединены с управляющими тросами 20 и 21 соответственно. Управление при такой конструкции происходит за счет вытягивания, например, троса 21 рукояткой 16, что приводит к перекашиванию передней пары полозьев и перемещению контакта скользящих кромок передних полозьев в зоны 22 и 23, способствующих осуществлению поворота вправо (см. фиг.7).

Пример объединения органов управления передних и задних пар полозьев приведен на фиг.4. Однако следует учесть, что возможны и иные конструкции, делающие органы управления едиными.

Преимущество конструкции изобретения видно из сравнения ширины следов 24-27 полозьев при использовании известной конструкции (см. фиг.8) и ширины следов 28-31 полозьев при использовании конструкции изобретения (см. фиг.7).

Реализация предлагаемой конструкции бобслейных саней по сравнению с используемой в настоящее время приводит к уменьшению сопротивления движения во время поворота за счет уменьшения ширины следа полозьев, а следовательно, к улучшению скоростных характеристик бобслея. Увеличивается маневренность саней за счет подключения задней пары полозьев к процессу управления. Уменьшается силовое воздействие полозьев на лед в процессе поворота, т.е. уменьшаются повреждения льда на виражных стенках, а следовательно, снижаются расходы, связанные с эксплуатацией трасс. Кроме того, следует отметить, что предлагаемые изменения в системе управления сохраняют все отличительные особенности бобслейных саней, как спортивного снаряда, предназначенного для спуска по ледяным трассам.

Формула изобретения

1. БОБСЛЕЙНЫЕ САНИ, содержащие обтекатель, установленный на раме, образованной несущей продольной осью и соединенными с передней и задней поперечными осями, полозья, закрепленные на концах поперечных осей с возможностью поворота в вертикальной плоскости, и связанные с ними посредством тяг органы управления, отличающиеся тем, что закрепленные по меньшей мере на одной из поперечных осей полозья выполнены со скользящими кромками, проекция которых на горизонтальную плоскость имеет дугообразные участки, концы которых обращены к продольной оси симметрии, при этом связанные с органами управления тяги закреплены на полозьях со скользящими кромками с возможностью принудительного разворота последних вокруг поперечной оси в противоположных направлениях.

2. Сани по п.1, отличающиеся тем, что радиусы кривизны проекций дугообразных участков скользящих кромок по всей длине полозьев составляют не менее 3 м.

3. Сани по п.1, отличающиеся тем, что передние и задние полозья связаны едиными органами управления.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8



 

Похожие патенты:

Сани // 700368

Сани // 2129967
Изобретение относится к зимнему транспорту, а именно к конструкции саней

Изобретение относится к спортивным транспортным средствам, а именно к спортивным одноместным саням для естественных трасс

Изобретение относится к саням с рессорной подвеской

Изобретение относится к спортивным саням для скоростных искусственных трасс и может быть использовано для других транспортных средств, подвергающихся воздействию вибраций

Изобретение относится к саням с рессорной подвеской

Изобретение относится к механизации трудоемких процессов в животноводстве, в частности к техническим средствам для сбора, транспортировки и выгрузки навоза на животноводческих фермах. Прицепной кузов на полозьях имеет металлический кузов, снабженный крышками, открывающимся задним бортом. Задний борт фиксируется в закрытом положении клиновыми запорами. Кузов установлен на полозья, дышло для транспортировки прицепного кузова на полозьях крепится шарнирно к передней части полозьев. Имеется стопор в виде металлического стержня, который вставляется в петли, закрепленные к полозьям, при выгрузке прицепного кузова на полозьях. Достигается упрощение загрузки прицепного кузова и уменьшение стоимости изготовления. 2 ил.
Наверх