Патенты автора Болдушевский Роман Эдуардович (RU)

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к катализаторам гидрооблагораживания нефтяных фракций. Предлагается способ получения катализатора деметаллизации нефтяных фракций путем предварительного приготовления носителя катализатора осаждением гидроксида алюминия из раствора азотнокислого алюминия или алкоксида алюминия в присутствии водной дисперсии темплата макропор с диаметром частиц 0,1-2,0 мкм в количестве 10-35% масс. на сухой носитель катализатора, добавлением к полученной массе порошка цеолита в количестве 5-30% масс. на сухой носитель катализатора, формованием, сушкой и прокаливанием, и последующее нанесение на приготовленный носитель активных компонентов пропиткой раствором прекурсоров никеля, кобальта и молибдена. В качестве темплата макропор используют парафиновую эмульсию или дисперсию стирол-акрилового сополимера. В качестве цеолита используют ультрастабильный цеолит Y и/или высококремнеземный цеолит ZSM-5. Содержание активных компонентов в пересчете на оксиды в прокаленном катализаторе составляет 5,0-7,0% масс. MoO3; 0,5-0,7 масс. % СоО; 0,7-1,1% масс. NiO. Полученный катализатор имеет удельную поверхность не менее 180 м2/г с удельным объемом пор не менее 0,25 см3/г. Предлагаемый способ получения катализатора деметаллизации, обладающий функциями адсорбции и катализа, обеспечивает в условиях гидрогенизационного облагораживания нефтяных фракций глубину удаления как никеля, так и ванадия 85% и более. 4 з.п. ф-лы, 1 табл., 4 пр.
Изобретение относится к способам гидрогенизационной переработки углеводородного сырья в присутствии каталитической системы и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Предлагается способ гидрогенизационного облагораживания углеводородного сырья при повышенных температуре и давлении в присутствии пакета катализаторов, включающего защитный слой. Процесс гидрогенизационного облагораживания осуществляют в одну стадию, а пакет катализаторов содержит следующие слои: А - верхний удерживающий слой, представляющий собой инертный керамический материал, Б - защитный адсорбционно-каталитический слой, представляющий собой никелькобальтмолибденовый катализатор на цеолитсодержащем алюмооксидном носителе; В - кобальтникельмолибденовый катализатор основного слоя на алюмооксидном носителе; Г - никельмолибденвольфрамовый катализатор на алюмооксидном носителе, при следующем соотношении слоев, в % об. - А:Б:В:Г -5:(10÷20):(20÷35): (40÷65), причем пакет катализаторов предварительно подвергают обработке смесью сероводорода и водорода, содержащей 70% об. сероводорода, при температуре 400-500°С в течение двух часов. Катализатор слоя Б имеет следующий химический состав, % масс.: MoO3 - не более 7,0; NiO - не более 1,1; СоО - не более 0,7; P2O5 - не более 1,0; цеолитсодержащий Al2O3 - остальное. Катализатор слоя В имеет следующий химический состав, % масс: MoO3 - не более 18,0; СоО - не более 3,0; NiO - не более 2,0; P2O5 -не более 0,8; γ-Al2O3 - остальное. Катализатор слоя Г имеет следующий химический состав, % масс: MoO3 - не более 8,0; WO3 - не более 13,0; NiO - не более 4,0; P2O5 -не более 0,8; γ-Al2O3 - остальное до 100. Технический результат - получение гидрооблагороженных продуктов с содержанием металлов: никеля - не более 1 мг/кг, ванадия - не более 1 мг/кг. 7 з.п. ф-лы, 3 пр.

Изобретение относится к способу гидрогенизационной переработки углеводородного сырья и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Изобретение касается способа гидрогенизационной переработки углеводородного сырья, при котором сырье пропускают через реактор с неподвижным слоем пакета катализаторов, состоящим из основного катализатора гидропереработки, в качестве которого используют алюмоникельмолибденовый и/или алюмокобальтмолибденовый катализатор в сульфидной форме, и расположенных над ним защитных слоев в количестве 10-15% реакционного объема, включающих: слой А - инертный материал для удаления механических примесей, обладающий свободным объемом не менее 65%, слой Б - композиционный фильтрующий материл для удаления твердых механических примесей и гидрирования непредельных соединений на основе высокопористого ячеистого материала, обладающий свободным объемом не менее 80%, размером отверстий не более 30 меш, в качестве активных компонентов содержащий соединения никеля и молибдена, при этом содержание никеля составляет не более 3% масс., молибдена - не более 10% масс., слой В - сорбционно-каталитический материал для удаления мышьяка и кремния на основе мезопористого оксида кремния, обладающий удельной поверхностью не ниже 350 м2/г, объемом пор не ниже 0,4 см3/г, в качестве активных компонентов содержащий соединения никеля и молибдена, при этом содержание никеля составляет не более 6% масс., молибдена - не более 14% масс., слой Г - катализатор деметаллизации на основе гамма-оксида алюминия, обладающий удельной поверхностью не ниже 150 м2/г, объемом пор не ниже 0,4 см3/г, в качестве активных компонентов содержащий соединения кобальта, никеля и молибдена, при этом содержание кобальта составляет не более 4% масс., никеля - не более 4% масс., молибдена - не более 14% масс., при следующем соотношении защитных слоев в частях по объему - А:Б:В:Г - 0,2:0,6÷2,4:1,2÷1,6:0,2÷1,6. Технический результат - увеличение межрегенерационного цикла эксплуатации основного катализатора в среднем на 50% и продление общего срока его службы. 2 з.п. ф-лы, 1 табл., 5 пр.

Изобретение относится к способу получения моторных топлив путем гидрогенизационной переработки средних дистиллятов в присутствии катализаторов при повышенных температуре и давлении. При этом в качестве средних дистиллятов используют смесь прямогонной среднедистиллятной фракции нефтяного происхождения и керосино-газойлевой фракции синтетической нефти, полученной по технологии Фишера-Тропша, в соотношении соответственно от 85:15 до 55:45% об., в качестве процесса гидрогенизационной переработки используют двухстадийную технологию, включающую гидроочистку смесевого сырья с последующей гидроизодепарафинизацией стабильного продукта, затем после стадии гидроизодепарафинизации продуктовый поток подвергают ректификации с выделением легкой фракции, выкипающей внутри интервала температур 135-230°C, и тяжелой, выкипающей внутри интервала температур 230-360°C, осуществляют смешение тяжелой фракции с 15-50% об. легкой фракции с получением компонента низкозастывающего дизельного топлива для арктических условий, а остаток легкой фракции в количестве 50-85% об. выводят в качестве компонента авиационного керосина. Предлагаемый способ позволяет получить моторные топлива с требуемыми низкотемпературными показателями. 2 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл., 3 пр.

Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности к разработке катализатора гидроизодепарафинизации среднедистиллятных углеводородных фракций, а именно, смесевого сырья нефтяного и растительного происхождения, с получением базовых компонентов авиационных керосинов и дизельных топлив для арктических условий. Катализатор включает смесь высококремнеземных цеолитов, гидрирующие переходные металлы, промотор и связующее, при этом в качестве смеси высококремнеземных цеолитов содержит бикомпонентную смесь цеолитов: среднепористый цеолит ЦВН структуры пентасил и широкопористый цеолит морденит или цеолит β при массовом соотношении ЦВН : (морденит или цеолит β), соответственно (1-6):1, в качестве гидрирующих переходных металлов содержит оксиды никеля и молибдена, в качестве промотора - смесь оксидов бора и лантана, в качестве связующего - смесь аморфного алюмосиликата и γ-оксида алюминия при следующем соотношении компонентов, % масс.: смесь высококремнеземных цеолитов - 40,0-55,0, гидрирующие переходные металлы - 7,5-15, промотор - 2,0-4,0, аморфный алюмосиликат - 10,0-15,0, γ-оксид алюминия - до 100. Разработанный катализатор обладает высокой активностью и селективностью и предназначен для гидроизодепарафинизации среднедистиллятных углеводородных фракций, в качестве которых используют гидроочищенное смесевое топливо, состоящее из синтетической нефти, полученной по методу Фишера-Тропша, и прямогонной дизельной фракции. 3 з.п. ф-лы, 3 табл.

Изобретение описывает способ получения композиционного топлива, включающий измельчение твердого компонента, смешивание измельченных частиц с жидким компонентом, при этом в качестве твердого компонента используют горючий сланец, измельчение осуществляют ударно-скалывающим воздействием ударом со сдвигом с ультратонким измельчением частиц до размеров 10,0-15,0 мкм, в качестве жидкого компонента используют водоуглеводородную эмульсию, полученную из нагретых до 60-95°C воды и тяжелого нефтяного остатка, затем производят смешивание измельченного твердого компонента с водоуглеводородной эмульсией, смесь подвергают гидроударному воздействию в кавитационном поле до получения размеров частиц твердого компонента 5,0-15,0 мкм. Также раскрывается устройство для получения композиционного топлива. Технический результат заключается в получении композиционного топлива, которое обладает стабильностью при хранении в течение не менее 30 суток при температуре 20-25°C, вязкостью при 80°C 6,0-16,0 градусов ВУ. 2 н.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл.

 


Наверх