Информационная система «речевые технологии» как эффективный инструмент диагностики и коррекции речевых нарушений детей младшего возраста

Профилактика и коррекция аномальных отклонений в развитии ребенка/ Prevention and correction of abnormal childhood development

Борисова Виктория Валерьевна, Налбандян Овик Гагикович Научно-исследовательский центр "
Речевые технологии"
, г. Москва

информационная система, речевые нарушения, диагностика, коррекционное сопровождение

Аннотация: За последние десятилетия отмечается стремительный рост числа детей с выраженными речевыми нарушениями. В статье рассматриваются проблемы, возникающие у детей с речевыми нарушениями в процессе их обучения и интеллектуального развития. Показано, что спектр речевых нарушений детей черезвычайно широк и отмечается влияние речевых нарушений на успеваемость в школе. Описана Информационная система «Речевые технологии» , предназначенная для диагностики и коррекционного сопровождения обучения детей младшего возраста. Апробация системы показала перспективность ее использования в качестве эффективного инструмента для массовой диагностики детей младшего возраста, речевой подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе и коррекционного сопровождения.

В последние десятилетия стремительно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, препятствующими успешному обучению в начальной школе. Например, число детей, у которых диагностируются дисграфия или дислексия, достигло 50% от контингента учащихся начальной школы, в то время как лет 50 назад таких детей было не более 5%.(4) Проведенная нами массовая диагностика речевых нарушений у учащихся начальных классов общеобразовательных школ и воспитанников дошкольных учреждений города Москвы, Казани и Ставрополя выявила, что спектр речевых нарушений очень широк. Тревожный и значительный уровни нарушения зафиксированы в каждой из 9 групп симптоматики речевых нарушений. Проведенные исследования показали высокую степень взаимосвязанности и взаимообусловленности различных нарушений (коэффициент корреляции порядка 0,5), то есть для учащихся начальных классов характерно сочетание различных речевых нарушений.

Речевые нарушения являются ведущей причиной хронической неуспеваемости учащихся начальной школы. По результатам наших исследований коэффициент корреляции между комплексным уровнем речевых нарушений и успеваемостью составляет -0,41. Наличие речевых нарушений сказывается не только на успеваемости по языковым предметам. Дисграфия и дислексия создают серьезные проблемы при изучении любых дисциплин, связанных с необходимостью читать или писать, возникновению вторичного интеллектуального отставания. Некомпенсированное общее недоразвитие речи ставит под сомнение успешное изучение в старших классах дисциплин, основанных на принципах вербального мышления, таких как математика, физика, химия. Не случайно, что опытные педагоги уже в начальных классах могут с высокой степенью достоверности предсказать успехи ученика в старших классах.

Однако дело не только и, даже, не столько в успеваемости учащихся. Дело в том, что наша школа, при всем богатстве традиций и педагогических технологий, обладает ярко выраженным недостатком - стрессогенностью. Ежедневная проверка знаний, ответы у доски, публичное выставление оценок и негативный подтекст отношения к неуспевающим создают у детей, испытывающих трудности с обучением, негативное отношение к школе. Особенно отчуждает ребенка непонимание родителями и большинством учителей причин отставания, некорректные обвинения в лености, а порой, даже в тупости. Ленивых детей не бывает! Дети подолгу и с охотой занимаются любым делом, в котором есть реальный успех или субъективное ощущение успеха, публичное признание достижений. В то же время дети избегают деятельности, чреватой неудачами, ощущениями собственной непригодности, публичным порицанием или наказанием.

Такая особенность поведения является не только замечательным механизмом развития способностей, но и инстинктивным механизмом сохранения психического здоровья. Попробуйте у дальтоника ежедневно просить синий карандаш и публично оценивать его действия. Через месяц он будет Вас ненавидеть и избегать, а подобное третирование приведет к нарушению психического равновесия, вплоть до депрессивных состояний.

Непонимание родителями и педагогами истинных причин неуспеваемости ребенка, неадекватные и некорректные порицания приводят к тревожности и агрессивности детей, снижению самооценки, психологической неустойчивости, неприятию школы и школьного сообщества. По исследованиям американских ученых до 80% малолетних преступников страдают дисграфией, то есть наличие этого речевого нарушения в 6 раз повышает вероятность асоциального поведения детей.

Таким образом, в любом классе перед лицом учителя оказываются дети с широким набором речевых нарушений, причем более чем 60% из них нуждаются в специальном коррекционном сопровождении (3). Для столь разнородного контингента не существует единой педагогической методики обучения, единой формы преподнесения учебного материала и контроля знаний. Учитель не в состоянии претворить индивидуальные методики обучения как в силу групповой формы занятий, так и в силу невозможности овладеть всеми методиками специальной педагогики. Проблема также не может быть решена традиционными методами общения ребенка с логопедом, поскольку при столь массовой потребности невозможно обеспечить необходимое количество специалистов в различных областях речевых нарушений.

Вместе с тем проблему массового характера речевых нарушений у детей нельзя игнорировать и, в первую очередь, надо всеми силами сохранить психическое здоровье детей, обеспечив понимание и толерантное отношение к проблемам каждого ребенка. Для этого необходимо понимание родителями и педагогами истинных причин отставания детей. При этом важна не общая эрудиция в области речевых нарушений, а знание конкретных проблем конкретного ребенка. Речь идет о необходимости массовой диагностики детей дошкольного возраста и учащихся начальной школы с формированием детального заключения по каждому ребенку. Разумеется, что необходимо также обеспечить каждого ребенка возможностью коррекционного сопровождения обучения в школе.

Научно-исследовательским центром речевых технологий совместно с образовательной организацией «Логотех» разработана Информационная система «Речевые технологии» , позволяющая провести массовую диагностику речевых нарушений у детей дошкольного возраста и учащихся начальной школы с формированием детального заключения по каждому ребенку. В разработке системы принимали участие специалисты из различных областей педагогики и психологии и ее содержание соответствует современному уровню коррекционной педагогики. Информационная система «Речевые технологии» сертифицирована Российской академией образования, Институтом информатизации образования в качестве прикладного программного средства и системы автоматизации информационно-методического обеспечения образовательного процесса для детей дошкольного и школьного возраста (Сертификат № АПИК^.04 АО.С.00028).

Система базируется на интерактивном взаимодействии ребенка с базой, содержащей более 30000 диагностических заданий. Программное обеспечение системы позволяет по результатам взаимодействия ребенка с диагностическим заданиями выявить характерную симптоматику нарушений ребенка в различных разделах фонетико-фонематического недоразвития, дисграфии, дислексии и общего недоразвития речи. Статистический анализ результатов позволяет для каждого ребенка определить нарушения, ответственные за выявленную симптоматику, и сформировать заключение с указанием характера и уровня выявленных нарушений. Заключения помогут родителям и педагогам в понимании источника проблем ребенка и формировании адекватного к нему отношения. Результаты диагностики необходимы также специалистам-логопедам для определения оптимальной методики и способов коррекционной работы с данным ребенком.

Информационная система «Речевые технологии» применима также для коррекционного сопровождения обучения детей дошкольных учреждений и общеобразовательных школ. Исключительной особенностью программы является индивидуальный подбор коррекционных

заданий и эффективность программы коррекционного сопровождения обеспечивается именно тем, что задания подбираются с учетом группы симптоматики нарушений, класса обучения ребенка и уровня достижений ребенка. Информационная система ежемесячно формирует индивидуальные диагностические заключения, позволяя родителям и педагогам непрерывно отслеживать ход коррекционной работы, ее эффективность и, при необходимости, принимать решение о привлечении дополнительных или замещающих методов коррекции. Разумеется, что не все нарушения ребенка могут быть скорректированы или скомпенсированы дистантной программой или групповыми занятиями коррекционного сопровождения. Многие нарушения, в частности, нарушения произносительной стороны речи, а также нарушения, связанные с органическими поражениями и недоразвитием, требуют непосредственного контакта ребенка со специалистом соответствующего профиля. Проблема коррекции речевых нарушений, несмотря на всю ее сложность, должна найти незамедлительное адекватное решение. Список литературы:

1. Монография:Борисова В.В., Метельская Т.А., Налбандян О.Г. 2007. Динамическое тестирование. М.

2. Материалыконференции: Борисова В.В., Метельская Т.А., Налбандян О.Г., Оганесян Е.В.2006. Система верификации тестовых заданий методами статистического анализа. // Инновационные методы и средства оценки качества образования: МГУП. М.

3. Монография:Лалаева Р.И. 2007. Логопедия: Методич. наследие: В 5 кн. Кн.4: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. М.

4. Электронный ресурс: Парамонова Л.Г. Ситуацию надо менять. Разговор о состоянии проблемы дисграфии, дислексии. http://www.dyslexia.ru/index.php?id=85. 2013.

Наверх