Планетарная коническая передача
СОюз Соаетских
Социалистических
Реслублик (»)1000631
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 10.10.80 (21) 2989982/25-28 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (5!) М. Кл.з
F 16 Н 1/32
Гасударственный кемнтет
СССР (53) УДК 621 833.6(088.8) Опубликовано 28.02.83. Бюллетень №8
Дата опубликования описания 05.03.83 ле аллам нзебретеннй н еткрытий
*
Ф (72) Автор изобретения
П. Ф. Дейнеко (71) Заявитель (54) ПЛАНЕТАРНАЯ КОНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА
Изобретение относится к общему машиностроению.
Известна планетарная передача, содержащая зубчатые колеса, одно из которых установлено неподвижно относительно корпуса передачи, а другое жестко связано с ведущим валом, и сателлиты, расположенные на осях, установленных в окнах ведомого вала, при зтом ведущий вал расположен во внутренней расточке ведомого вала (1) .
Недостатками данной передачи являются сравнительно незначительное передаточное отношение и сложность конструкции.
Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является планетарная передача, содержащая входной и выходной валы, кривошип, установленный на входном валу, заторможенное коническое колесо, за цепляющееся с ним подвижное коническое колесо, совершающее прецессионное движение и связанное с выходным валом посредством универсального шарнира.
Такая передача проста в изготовлении и может иметь большие передаточные числа (до 100 и более) в одной ступени (2) .
Основной недостаток известной передачи — большой осевой габарит, так как выходной вал устанавливается в корпусе с необходимой длиной заделки. Входной вал этой передачи также должен иметь необходимую длину заделки в корпусе, так как на нем консольно установлено подвижное
1о колесо. Недостаточная жесткость входного вала может привести к большому углу перекоса зубчатых колес и, следовательно, к нарушению правильности их зацепления и быстрому износу зубьев. !
Цель изобретения — уменьшение осевых габаритов передачи и повышение ее долговечности.
Поставленная цель достигается тем, что опоры входного вала размещены внутри выходного, а передача снабжена промежу2о точным звеном, жестко связанным с подвижным коническим колесом и установленным на кривошипе входного вала.
Кроме того в выходном валу может быть выполнено сквозное радиальное отверстие, 1000631 а промежуточное звено выполнено в виде шайбы с радиальными элементами, размещенными в радиальном отверстии.
На фиг. 1 изображена планетарная коническая передача; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1.
Планетарная передача содержит корпус 1, в котором установлен выходной вал 2, связанный посредством универсального шарнира 3 и ступицы 4 с подвижным коническим колесом 5, совершающим прецессионное движение обкатки по зацепляющемуся с ним заторможенному колесу 6.
В выходном валу 2 выполнена внутренняя расточка 7 и сквозное радиальное отверстие 8. В расточке 7 расположены опоры входного вала 9 с кривошипом 10 и промежуточным звеном 11, выполненным в виде шайбы с радиальными элементами 12, проходящими через отверстие 8 и жестко связанными с подвижным коническим колесом 5. Кривошип 10 выполнен прямым и промежуточное звено 11 установлено на нем с перекосом за счет радиального двухрядного подшипника.
Передача работает следующим образом.
При вращении входного вала 9 подвижное коническое колесо 5 совершает прецессионное движение обкатки по заторможенному колесу 6 и поворачивается относительно последнего за один оборот входного вала 9 на разницу в количестве зубьев этих колес в том же направлении. Так как в основном разница зубьев этих колес равна единице, то передаточное отношение данной передачи равно числу зубьев колеса 5.
Технико-экономическая эффективность изобретения заключается в том, что за счет размещения подшипниковых опор выходного вала по концам корпуса передачи и размещения входного вала внутри выходного сокращаются осевые габариты передачи, а путем снабжения передачи промежуточным звеном, которое размещено между опорами кривошипа и поэтому обеспечивает высокую жесткость кривошипу и правильность зацепления зубьев колес, обеспечивается высокая долговечность предлагаемой передачи.
Формула изобретения
1. Планетарная коническая передача, содержащая входной и выходной валы, кривошип, установленный на входном
t5 валу, заторможенное коническое колесо, совершающее прецессионное движение и связанное с выходным валом посредством универсального шарнира, отличаюи аяся тем, что, с целью уменьшения осевых габаритов и повышения долговечности, опоры входного вала размещены внутри выходного, а передача снабжена промежуточным звеном, жестко связанным с подвижным коническим колесом и установленным на кривошипе входного вала.
2. Передача по п. 1, отличающаяся тем, что в выходном валу выполнено сквозное радиальное отверстие, а промежуточное звено выполнено в виде шайбы с радиальными элементами, размещенными в радиальном отверстии.
Источники информации. принятые во внимание при экспертизе
1. Дмитриев В. А. Детали машин «Су35 достроение», 1970, с. 459, рис. 181.
2. Авторское свидетельство СССР
No 314947, кл. F 16 Н 1/28, 1965 (прототип) .
1000631!
000631
Составитель В. Лпархов
Редактор М. Рачкулинец Техред И. Верес Корректор В. Бутяга
Заказ 1322!32 Тираж 923 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патента, г. Ужгород, ул. Г1роектная, 4