Устройство для поворота вала турбины

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВОРОТА ВАЛА ТУРБИНЫ, содержащее электродвигатель с узлом коммутации и шестерней, взаимодействующей с. зубчатым колесом на валу турбины, контактор, подключенный к узлу коммутации, управляемую муфту, сочлененную с шестерней, и реле времени, контакты которого включены к цепь управления муфты, отличающееся тем, что, с целью повышения точности поворота, в него дополнительно введен блок индикации, выполненный в виде последовательно соединенных триггера, ждущего мультивибратора и дополнительного реле времени, и триггер блока индикации подсоединен к контактору , а его реле времени - к узлу коммутации , который соединен с цепью управления муфты, кинематически связанной с контактором. сл эо о:

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

У51> F 01 В 25/36

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

H А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3322286/24-06 (22) 17.07.81 (46) 30.04.83. Бюл. № 16 (72) В. П. Кащеев, В. А. Сычик и А. П. Мычик (71) Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнической институт (53) 621.165 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 458820, кл. F 01 D 25/36, 1972. (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВОРОТА

ВАЛА ТУРБИНЫ, содержащее электродвигатель с узлом коммутации и шестерней, взаимодействующей с, зубчатым колесом

„„SU 1015086 A на валу турбины, контактор, подключенный к узлу коммутации, управляемую муфту, сочлененную с шестерней, и реле времени, контакты которого включены к цепь управления муфты, отличающееся тем, что, с целью повышения точности поворота, в него дополнительно введен блок индикации, выполненный в виде последовательно соединенных триггера, ждущего мультивибратора и дополнительного реле времени, и триггер блока индикации подсоединен к контактору, а его реле времени — к узлу коммутации, который соединен с цепью управления муфты, кинематически связанной с контактором.

1015086

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при автоматизации валоповоротных механизмов турбомашин.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является устройство для поворота вала турбины, содержащее электродвигатель с узлом коммутации и шестерней, взаимодействующей с зубчатым колесом на валу турбины, контактор, подключенный к узлу коммутации, управляемую муфту, сочлененную с шестерней реле времени, контакты которого включены в цепь управления муфты (1).

Недостатком известного устройства является несколько пониженная точность по- 15 ворота.

Цель изобретения — повышение точности поворота.

Для достижения поставленной цели в устройство для поворота вала турбины, содержащее электродвигатель с узлом коммутации и шестерней, взаимодействующей с зубчатым колесом на валу турбины, контактор, подключенный к узлу коммутации, управляемую муфту, сочлененную с шестерней, и реле времени, контакты которого вклю- р чены в цепь управления муфты, дополнительно вреден блок индикации, выполненный в виде последовательно соединенных триггера, ждущего мультивибратора и дополнительного реле времени, триггер блока индикации подсоединен к контактору, а его реле ЗО времени — к узлу коммутации, который соединен с цепью управления муфты, кинематически связанной с контактором.

На фиг. 1 приведена общая схема устройства; на фиг. 2 — схема подключения контактора и электродвигателя; на фиг. 3 — З схема выполнения блока индикации.

Устройство для поворота вала турбины содержит (см. фиг. 1) вал турбины 1 с зубчатым колесом, электродвигатель 2 поворота с приводной шестерней 3, гидрав- 4п лическую управляемую муфту 4 с цепью 5 управления, узел 6 коммутации и узел 7 индикации, кольцевой контактор 8 и реле 9 времени.

Кольцевой контактор (см. фиг. 2) представляет собой металлический вал, на ко- 45 тором размещены два изолированных друг от друга и от вала металлических кольца 10 и два слоя в виде полуколец 11 с металлическими выступами 12 вала. С указанными кольцами и полукольцами контактируют металлические щетки 13, верхняя из которых соединена с входом узла 7 индикации, нижняя — с входом узла 6 коммутации, а к средним подводится напряжение постоянного тока. Полукольца соединены электрически, как показано на фиг. 1 и 2. Ширина металлических выступов 12 и каждого из разделительных слоев изоляции равна ширине металлических щеток 13.

Узел коммутации (см. фиг. 2) содержит два быстродействующих промежуточных реле 14 и 15, диоды 16 и 17 и группу контактов 18 — 21 этих реле. Группой контактов осуществляется коммутация фаз А и В питающей сети на управляющем щите электродвигателя 2 поворота (фаза С подключена постоянно).

Узел 7 индикации (см. фиг. 3) состоит из триггера 22 R-типа, выход которого подключен к входу ждущего мультивибратора 23. Один из выходов мультивибратора, например неинвертирующий, подключен к дополнительному реле 24 времени, а другой через конденсатор 25 — к входу 26 триггера 22, выход 27 которого через конденсатор 28 подключен к кольцевому контактору 8.

Трехфазное напряжение питания подается на электродвигатель 2 через замыкающие контакты 29 реле 9 времени и размыкающие контакты 30 узла 7 индикации. Другая цепь подачи трехфазного напряжения на электродвигатель 2 — замыкающий контакт 31 узла 7 индикации и узел 6 коммутации.

Устройство работает следующим образом.

При повороте ключа управления (не показан) его контакт 32 замыкаетая, при этом подается напряжение на реле 9 времени переменного тока с выдержкой времени (например, 10 с), которое замыкающими контактами 29 подает трехфазное напряжение на электродвигатель 2 и на цепь 5 управления гидравлической управляемой муфты 4. Муфта переводит приводную шестерню 3 электродвигателя 2 до упора в зубчатое колесо на валу турбины 1 и вводит в зацепление кольцевой контактор 8 с тем же валом турбины. Цепь узла 6 коммутации разомкнута контактами 31 узла 7 индикации.

Исходное направление вращения электродвигателя выбрано таким, чтобы вал турбины вращался по часовой стрелке. Поэтому в начальный момент после подачи питающего трехфазного напряжения на электродвигатель 2 вал турбины начнет поворачиваться, верхняя щетка 13, соединенная с узлом 7 индикации, смещается с металлического выступа 12 вала и на узел 7 индикации будет подано напряжение (например, отрицательной полярности), которое, заряжая конденсатор 28, не опрокидывает триггер 22). Контакты 30 и 31 узла 7 индикации продолжают оставаться в исходном состоянии, т. е. узел 6 коммутации не подключен к питающему напряжению. Когда вал турбины повернется на 180, упомянутая металлическая щетка 13 войдет в контакт с металлическим выступом 12 вала, являющимся корпусом (заземлением) . Конденсатор 28 разряжается и разрядным импульсом опрокидывает триггер 22 узла 7 индикации, который выходным сигналом включает ждущий мультивибратор 23. Мультивибратор 23 включает дополнительное реле 24

1015086 времени, контакты которого и представляют собой выходные контакты узла 7 индикации.

Выдержка реле 24 времени определяется временем полного установления вала турбины после поворота на 180 и составляет, например, не менее 10 с и не более 1 мин.

Реле 24 времени узла 7 индикации размыкающим контактом .30 разрывает цепь подачи трехфазного питающего напряжения к управляющему щиту электродвигателя 2 через контакты 29 и замыкающими контак- 10 тами 32 подает питающее напряжение к управляющему щиту электродвигателя 2 через узел 6 коммутации. В зависимости от места контакта щетки 13 и кольцевогоконтактора 8 на реле 14 и 15 через диоды 16 и 17 будет подаваться напряжение постоянного тока, причем сработает то реле, в цепи обмотки которого диод будет находиться в открытом состоянии. Контактами реле 14 и 15 коммутируется подаваемое на электродвигатель 2 питающее трехфазное напря- о жение (коммутация фаз А и В) так, что при повороте до 180 вращение упомянутого электродвигателя совпадает с начальным его вращением, а при повороте свыше, чем на 180, вращение электродвигателя 2 противоположно начальному. В течение времени >5 нахождения реле 24 во включенном состоянии, когда контакты 31 замыкают цепь узла

6 коммутации, а контакты 30 разомкнуты, полностью осуществляется поворот вала турбины на 180 .

Ждущий мультивибратор 23 через период ЗО времени, определяемый длительностью формируемого импульса, закрывается. На его выходе появляется сигнал, который через конденсатор 25 устанавливает триггер 22 в исходное состояние, т. е. на его выходе будет низкий потенциал. Закрывающийся ждущий мультивибратор 23 не влияет на работу реле 24 времени после его включения, а соответственно на работу узла 6 коммутации и устройства в целом.

После установления вала турбины в но-, вое, повернутое на 180, положение и размыкания контактом 32 цепи питания реле 9 времени прекращается подача трехфазного напряжения питания на электродвигатель 2 и муфту, с помощью которой приводная шестерня 3 двигателя 2 поворота выходит из зацепления с зубчатым колесом на валу турбины, а кольцевой контактор 8 выходит из зацепления с валом турбины.

Используя в качестве ключа управления с контактом 32 электронное устройство с периодической коммутацией (например, через 10 мин) напряжения питания на реле 9 времени с дублированием ручного контакта на .случай аварии электронного устройства, можно осуществить автоматический поворот вала турбины 1 через заданный отрезок времени.

Точность поворота вала турбины на 180 (абсолютное отклонение) зависит от соотношения радиуса вала кольцевого контактора 8 и ширины металлического выступа 12 вала.

Эта точность связана также со схемой управления электродвигателем. Выполнение устройства для поворота в соответствии с данным изобретением обеспечивает существенное повышение точности поворота вала турбины.

lO15086 фиг. 3

Составитель А. Калашников

Редактор С. Пекарь Техред И. Верес Корректор В. Гирняк

Заказ 3167/31 Тираж 535 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для поворота вала турбины Устройство для поворота вала турбины Устройство для поворота вала турбины Устройство для поворота вала турбины 

 

Похожие патенты:

Изобретение касается системы и способа для медленного проворачивания валопровода. Технический результат заключается в обеспечении возможности медленного проворачивания валопровода на электростанции без применения при этом внешнего масляного гидромотора. Система для режима медленного проворачивания турбоагрегата включает в себя электрический генератор, главный возбудитель и вспомогательный возбудитель. Во время номинального режима вспомогательный возбудитель используется в качестве постоянно возбужденной синхронной машины для получения электрического напряжения, а в режиме медленного проворачивания вспомогательный возбудитель служит двигателем для медленного проворачивания. При этом система включает в себя также переключатель, который служит для переключения между номинальным режимом и режимом медленного проворачивания. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

Приводное устройство для вращения турбинного валопровода турбогенераторной установки. Приводное устройство содержит главный валоповоротный редуктор с электрическим приводом и вспомогательный валоповоротный механизм (5) с гидравлическим приводом. Вспомогательный валоповоротный механизм (5) выполнен с возможностью управления штоком гидроцилиндра (6) двойного действия. Вспомогательный валоповоротный механизм (5) содержит колесо, выполненное за одно целое с валопроводом (1), и толкатель (8), соединенный со штоком цилиндра (6). Толкатель (8) выполнен с возможностью зацепления со средствами (11) сцепления, расположенными на периферии колеса, и перемещения между втянутым положением, в котором он отсоединен от колеса, и положением зацепления с одним из средств (11) сцепления, в котором выдвижение штока цилиндра (6) поворачивает колесо. Толкатель (8) соединен со штоком цилиндра (6) посредством шарнирного соединения, опирающегося на ползун, который составляет одно целое со штоком цилиндра (6) так, что толкатель (8) может качаться между упомянутым втянутым положением и упомянутым положением зацепления. При перемещении штока цилиндра (6) ползун направляется в поступательном движении посредством направляющих средств, поддерживаемых пластиной (14), которая выполнена за одно целое с цилиндром (6). Достигается более точное линейное перемещение толкателя и вращение вала. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к энергетике. Устройство для приведения в действие нагрузки, содержащее многовальную газовую турбину, содержащую компрессор высокого давления и турбину высокого давления, соединенные друг с другом первым валом, компрессор низкого давления и рабочую турбину, соединенные с обеспечением передачи приводного усилия друг с другом вторым валом, проходящим коаксиально с первым валом. При этом устройство дополнительно содержит нагрузочную муфту, соединяющую рабочую турбину с нагрузкой с обеспечением передачи приводного усилия, а также содержит двухскоростной поворотный редуктор, выполненный с возможностью взаимодействия с указанной нагрузкой с обеспечением передачи приводного усилия и выхода из указанного взаимодействия для медленного вращения нагрузки или для поворота компрессора низкого давления с обеспечением передачи приводного усилия во время промывки в режиме вывода из эксплуатации. Также представлены способ промывки в режиме вывода из эксплуатации многовальной газовой турбины, а также способ медленного вращения многовальной газовой турбины и соединенной с ней нагрузки. Изобретение позволяет повысить эффективность промывки газовой турбины. 3 н. и 21 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх