Устройство для бесконтактного тиристорного возбуждения синхронной электрической машины

 

УСТРОЙСТВО для БЕСКОНТАКТНОГО ТИРИСТОРНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ СИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащее магнитоэлектрический синхронный возбудитель , якорная т-фазная лучевая обмотка которого соединена с обмотютй возбуждения синхронной электрической машины через однополупериодный тиристорный выпрямитель, управляющие электроды тиристоров которого соединены с выходом электромашинного блока управления тиристорами с двумя обмотками управления, которые соединены с выходом регулятора напряжения, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и упрощения устройства, электромашинный блок управления тиристорами выполнен в виде импульсного синхронного генератора, (Л 2|л-фазная лучевая обмотка которого соединена через последовательно соединенные двухполупериодные выпрямители и пороговые токоограничивающие элементы с управляющими электродами тиристоров однополупериодного тиристорного выпрямителя. |С о р ел со

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН зцп Н 02 Р 9/14

ОПИСАНИЕ ИЭОБРЕТ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3344571/24-07 (22) 06..10.81 (46) 30.05.83. Бюл. К 20 (72) В.Я.Вейгандт, В.Г.Кузенков, В.Г.Несветаев и А.Г.Эйбшиц (71) Ленинградское производственное электромашиностроительное объединение

"Электросила" им. С.M.Кйрова (53} 621.316.292(088.8)

{56) !. Амбдур И;С. и др, Устройство бесконтактного управления вращающими-. ся тиристорами в бесщеточных синхрон.ных машинах. Сб; трудов ЦПКТБ КЭИ, вып.2. "Энергия", 1974, с.50-54.

2. Авторское свидетельство СССР

N 525219, кл. H 02 P 9/14, 1 73.

3. Лобарский В.Г. и др, Состояние и тенденции развития автоматических регуляторов возбуждения для мощных синхронных машин за рубежом. Обзор.

M., ВЭИ, 1974, с.112.

У (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ БЕСКОНТАКТНОГО ТИРИСТОРНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ СИНХРОН„90„„.1020953 А

НОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащее магнитоэлектрический синхронный воз". будитель, якорная в-фазная лучевая обмотка которого соединена с обмоткой возбуждения синхронной электрической машины через однополупериодный тиристорный выпрямитель, управляющие электроды тиристоров которого соединены с выходом электромашинного блоке управления тиристорами с двумя обмотками управления, которые соединены с выходом регулятора напряжения, о тл и ч. а ю щ е е с я тем, что, с це-. лью повышения надежности и упрощения устройства, электромашинный блок управления тиристорами выполнен в виде Я импульсного синхронного генератора, 2m-фазная лучевая обмотка которого соединена через последовательно соединенные двухполупериодные выпрямители и пороговые токоограничивающие элементы с управляющими электродами тиристоров однополупериодного тиристорного выпрямителя. жива

1020953

Изобретение относится к электротехни ке и предназначено для бесконтактного возбуждения синхронных электрических машин.

Известно устройство для воздуждения электрических машин, содержащее синхронный возбудитель, блоки формирования и бесконтактной передачи импульсов управления на вращающийся тиристорный выпрямитель и регулятор

1О напряжения 1 1 .

В этом устройстве осуществляется многоканальная передача импульсов управления, при этом для каждого тиристора предназначается трансформатор с неподвижной первичной и вращающейся вторичной обмоткой. Наличие группы трансформаторов, количество которых равно числу вращающихся тиристо20 ров, а также вспомогательного узла, не обходимого для передачи напряжения с ротора на формирователи для синхронизации импульсов управления приводит к увел чению габаРитов, и, в частности, к удлинению агрегата в целом;

Известно также устройство, в котором осуществляется одноканальная передача сигнала управления, а формирователи импульсов, содержащие узлы выпрямления и инвертирования, расположены на роторе машины 23 .

Это устройство из-за наличия сложных вращающихся формирователей импульсов управления-имеет большие габариты и низкую надежность. Питание форми- З5 рователей импульсов управления,обеспечивается от якорных обмоток возбудителя, напряжение которых изменяется под действием реакции якоря. Необходимость ограничения диапазона измеие- 40 ния напряжения питания приводит к увеличению габаритов синхронного возбу" дителя, Циклическое переключение в формирователях узлов выпрямления и инвертирования приводит к появлению 45 больших по величине низкочастотных гармоник в напряжении возбуждения генератора, что обуславливает. повышенные потери.

Наиболее близким по технической 50 сущности к предлагаемому является устройство, содержащее магнитоэлектрический синхронный возбудитель, питаемый ot него вращающийся тиристорный выпрямитель, электромашинный блок у управления вращающимся тиристорным выпрямителем и регулятор напряжения.

Электромашинный блок управления вращающимся тиристорным выпрямителем состоит из маломощного управляющего синхронного генератора обращенного исполнения, якорные обмотки которого расположены на общем валу с возбудителем, и формирователей импульсов, включенных между якорными обмотками и выходами блока управления. Управляющий генератор выполняет функции бесконтактной передачи сигнала управления и фазового смещения, Сигнал управления поступает от регулятора напряжения на две обмотки возбуждения, расположенные на неподвижном индукторе управляющего генератора и сдвиФ нутые относительно друг друга на

90 эл, град. Число полюсов каждой обмотки возбуждения равно числу полюсов возбудителя. Токи этих обмоток регулируются и распределяются так, что полная магнитодвижущая сила (ИДС) постоянна, но ее лоложение в пространстве изменяется. С этой целью выходные каскады регулятора напряжения содержат синусный и косинусный преобразователи. Необходимый диапазон регулирования угла управления вращающегося тиристорного выпрямителя составляет 180 эл. град. Такой диапазон обеспечивается путем изменения фазы якорного напряжения управляющего генератора на 180 эл. град. за счет изменения величины токов возбуждения обоих обмоток и направления одной из них. Якорное напряжение управляющего генератора имеет .форму близкую к синусоидальной (3 ) .

Это устройство имеет следующие недостатки. Наличие синусных и косинусных преобразователей, обеспечивающих неизменную величину полной ИДС, а также выходного каскада регулятора. напряжения с двухсторонней проводимостью и реверсивным выходным сигналом усложняет регулятор напряжения.

Синусоидальная форма якорного напряжения генератора приводит к усложне- нию формирователей импульсов, .так как каждый из них должен обеспечивать преобразование напряжения синусоидальной формы в импульсную. Из-за того, что формирователи вращаются на роторе машины и подвержены большим динамическим усилиям, их усложнение приводит к снижению надежности. Большое число полюсов управляющего генератора, общее число которых вдвое больше чем у возбудителя, приводит к увеличению габаритов и возрастанию

3 10269 постоянных времени его обмоток возбуждения.

Цель изобретения - повышение надежности и упрощение устройства.

Указанная цель достигается тем, что в устройстве для бесконтактного тиристорного возбуждения синхронной машины, содержащей магнитоэлектрический синхронный возбудитель, якорная m-фазная лучевая обмотка которого ig соединена с обмоткой.возбуждения синхронной электрической машины через однополупериодный тиристорный .выпрямитель, управляющие электроды тиристоров которого соединены с выходамк электромашинного блока управления тиристорами-с двумя обмотками управления, которые соединены с выходом регулятора напряжения, электромашинный блок управления тиристорами выполнен в виде импульсного скнхронного генератора, 2m-фазная лучевая обмотка которого соединена через последовательно соединенные двухполупериодные выпрямители и пороговые токоограничивающие элементы с управляющими электродами тиристоров однополупериодного тиристорного выпрямителя.

На чертеже представлена схема устройства для бесконтактного тиристорного возбуждения синхронной машины.

Устройство состоит из синхронной машины 1 с обмоткой 2 возбуждения, магнитоэлектрического синхронного возбудителя 3, управляемого тиристорного 35 выпрямителя 4 электромашинного блока

5 управления тиристорами и регулятора 6 напряжения.

Электромашинный блок 5 управления тиристорами содержит импульсный син- . хронный генератор 7 с двумя обмотками 8 и 9 возбуждения, пороговые токоограничивающие элементы 10.1, 10.2 и 10.3 и двухполупериодные выпрямители 1l, состоящие из попарно соеди- 45 ненных катодами вентилей, осуществляющих двухполупериодное выпрямление, аноды этих вентилей подсоединяются к противофазным катушкам 2m-фазной лучевой якорной обмотки импульсного генератора 7, а общие катоды через токоограничивающий элемент l0.1 к управляющему переходу тиристора выпрямителя 4. Пороговый токоограничивающий элемент 10.1 состоит из поро- SS гового элемента 12 и резистора 13.

Регулятор 6 напряжения содержит измерительный орган 14, широтно-им53 4 пульсный модулятор 15 и усилитель в виде поочередно переключающихся ключей 16 и 17.

Устройство работает .следующим образом.

Питание обмотки 2. возбуждения осу" ществляется от возбудителя 3 через вращающийся тиристорный выпрямитель 4.

Управляющие импульсы поступают на тиристоры от генератора 7 через двухполупериодный выпрямитель 11 и пороговые токоограничивающие элементы 10. 1

I0.2 и 10.3. Выходное напряжение импульсного генератора 7 имеет пикообразную форму, благодаря тому, что зубцы якоря возбудителя выполнены насыщающимися ° Попарно соединенные вентили двухполупериодного выпрямителя 11 осуществляют двухполупериодное выпрямление и тем самым передают импульсы управления на тиристор в каждом периоде якорного напряжения возбудктеля. Пороговый элемент 12 обеспечивает помехоустойчквую передачу импульсов управления, а резистор 13 позволяет ограничить ток управления тиристора.

При неизменных токах возбуждения обмоток 8 и 9 импульсы управления поступают с неизменным углом управления.

Синхронизация осуществляется благодаря тому, что якорная обмотка им-. пульсного генератора 7 расположена на общем sany с возбудителем 3. Установка нулевого угла управления выполняется при настройке устройства возбуждения путем механического поворота индуктора вокруг оси.

Изменение угла управления тиристоров осуществляется в результате воздействия регулятора 6 посредством двух обмоток 8 и 9 управления на импульсный генератор 7. Угол управления зависит от сдвига фаз между напряжениями якорных обмоток возбудителя 3 и импульсного генератора 7 и определяется углом между вектором ИДС, создаваемым токами в обмотках 8 и 9.

Сигналы, пропорциональные напряжению и току генератора, поступающие в регуляторе 6 напряжения на измерительный орган 14, преобразуются в общий сигнал, который сравнивается с эталонным напряжением. Полученный в результате сигнал рассогласования преобразуется в широтно-импульсный сигнал, а затеи усиливается с помощью ключей

16 и l7. Токи возбуждения по обмоткам

953

Таким образом, положительный эффект при использовании предлагаемого изобретения выражается в следующем.

Частота выходного напряжения импульсного генератора так же, как и число полюсов каждой обмотки возбуждения, вдвое меньше частоты возбудителя.

Поэтому для изменения фазы углов импульсов управления на 180 эл. град. якорного напряжения возбудителя достаточно изменение фазы якорного напряжения импульсного генератора на

90 эл. град. собственного напряжения.

Такое изменение фазы якорного напряжения импульсного генератора обеспе" чивается при однополярном изменении его токов возбуждения под действием нереверсивных поочередно переключающихся транзисторных ключей на выходе регулятора. Импульсная форма выходного напряжения импульсного генера" тора позволяет исключить из регулятора напряжения синусные и косинусные преобразователи. Вместе с этим отпадает необходимость преобразования на роторе машины синусоидального напряжения в импульсное. Это позволяет при наличии высокого быстродействия упростить регулятор напряжения и формирователи импульсов, а также повысить их надежность. уменьшение числа по-. люсов позволяет уменьшить диаметральные размеры импульсного генератора.

5 1020

8 и 9 определяются средними значениями импульсных напряжений на выходах ключей 16 и 17.

В процессе регулирования при увеличении тока в одной из обмоток 8 или 5

9 и уменьшении в другой из них происходит поворот результирующего вектора

ИдС импульсного генератора 7 и таким образом изменение фазового сдвига между основным и управляющим напряжением и, соответственно, изменение угла управления тиристорами. В установившихся режимах токи возбуждения благодаря высокой частоте модулятора . 15 и индуктивностей обмоток 8 и 9 имеют сглаженную форму. Вследствие того, что зубцы якоря импульсного генератора 7 выполнены насыщающимися, изменение ИДС на величине импульсов выходного напряжения не отражается. 20

Это не .влияет также на фазу импульсов; управления, как это имеет место в из-:. вестных устройствах с синусоидальным напряжением.

Импульсный генератор 7 имеет небольшую мощность, определяемую мощ. ностью цепей управления тиристоров, при этом постоянные времени его обмоток малы и сравнимы с запаздыванием регуляторов напряжения. Так постоян- 30 ные времени обмоток управляющего генератора, предназначенного для мощных вращающихся тиристорных выпрямителей, составляет менее 0-,04 с.

1020953

Составитель И.Сон

Редактор Е.Папп Техред К. Ьцьо - Корректор А.Поах

« «««««« ««

Заказ 3913/48. Тираж.68j - -Подписное ,ВНИИПИ Государственного конитета СССР ао делам. изобретений и открытий

113035,. Иосква, %-35, .Рауаская наб., д. 4/5

Филиал ЯПП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для бесконтактного тиристорного возбуждения синхронной электрической машины Устройство для бесконтактного тиристорного возбуждения синхронной электрической машины Устройство для бесконтактного тиристорного возбуждения синхронной электрической машины Устройство для бесконтактного тиристорного возбуждения синхронной электрической машины Устройство для бесконтактного тиристорного возбуждения синхронной электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрооборудованию автомобилей, в частности к генераторным установкам двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к регулированию возбуждения синхронных машин (СМ)

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве источника электроэнергии в автономной системе генерирования

Изобретение относится к оборудованию автомобилей и содержит генератор, включающий обмотку возбуждения, первая и вторая выходные клеммы которого соединены через измеритель тока и аккумуляторную батарею, минусовая клемма которой соединена с общей шиной

Изобретение относится к области электротехники и касается реле-регулятора напряжения генератора, используемого при его включении в сеть

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для создания автоматических регуляторов возбуждения мощных синхронных генераторов

Изобретение относится к электротехнике и может использоваться на крупных тепловых и атомных электростанциях

Изобретение относится к области электротехники, а именно к устройствам управления и регулирования электрических агрегатов, и может быть использовано в авиационной промышленности для стабилизации тока и напряжения стартера-генератора, а также в различных отраслях народного хозяйства, где необходимо независимо изменять электрическое сопротивление пропорционально питающему напряжению и току

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к синхронным машинам, более конкретно - к синхронным двигателям и силовым блокам "трасформатор-двигатель" и предназначено для использования в приводе турбомеханизмов и иных машин средней и большой единичной мощности, не требующих регулирования частоты вращения

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к системам возбуждения синхронных машин, а именно к устройствам гашения магнитного поля обмотки возбуждения синхронных машин
Наверх