Устройство для определения направления вращения вентильного электродвигателя

 

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ВРАЩЕНИЯ ВЕНТИЛЬНСГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ, содержащее многоеходдаой логический сумматор, и первую группу D -триггеров в количестве, равнпл числу Ш каналов датчика положения ротора вентильного электродвигателя, в каждом п- М В -триггере информаанонный и тактируемый -входы подключены к прямым выходам п -го и (П+1)-го каналов датчика псяожения ротора соответственно, один из выходов каждого Р -триггера подключен к соответствукяцему входу логического сумматора , выход которого является выходом устройства, о т л и ч а ю ш е е с я тем, что, с целью повышения точности за счет устранения неоднозначности выходной характеристики, 6 него дополнительно введены на каждый D-триггер две логические схемы совпадения, а каждый канал датчика положения ротора выполнен с инверсным выходом, к входу Установка нуля И -го D -триггера подключен выход первой логической схемы совпадения, первый вход которой связан с инверсным выходом другого D -триггера , а тугорой вход подключен к выходу второй логической схемы совпадения, первый вход которой подключен к прямому выходу собственного D -триггера, а второй вход - к инверсному выходу

СОКИ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕОНИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„.102227?

g(59 Н 02 P 6/02

Г

I 4р

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМЙТЕТ СССР

llO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21 ) 3370250/24-07 (22) 28. 12.81 (46) 07.06.83. Бвп. Ж 2.1 (72) А. А. Иванов,-В. К. Лозенко и Л. Н. Негодяев (53) 621.313.292.83(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

М 283373, кп. Н 02 К 29/02, 1970 °

2. Разработка систем электропривойа. для органов управления- подвижного объекта. Отчет МЭИ М ф. 13966, ч. 1, 1981, с, 98-100. (54)(57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ВРАЩЕНИЯ.

ВЕНТИЛЬНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ, содержашее многовхоцовой логический сумматор, и первую группу D -триггеров в количестве, равном числу Ф каналов датчика положения ротора вентильного электродвигателя, в каждом й- N Э -триггере информапионный и тактируемый . входы подключены к прямым выходам п -го и {0+1)«го каналов йатчика положения ротора соответственно, один из выходов каждого ) -триггера подключен к соответствукнцему вхойу логического сумматора, выход которого является выходом устройства, о т л s ч а в m е е с я тем, .что, с целью повышения точности за счет устранения неоднозначности выходной характеристики, в него йополнительно ввейены на каждый 2-триггер две логические схемы совпадения, а каждый канал датчика положения ротора выполнен с инверсным выходом, к входу

::"Установка нуля И -re D -триггера подключен выход первой логической схемы совпадения, цервый вход которой связан с инверсным выходом другого D òðèããåра, à т,торой вход подкпвчен к выходу второй логической схемы совпадения, первый вход которой подключен к прямому выходу собственного 2 -триггера, а второй вход — к инверсному выходу (tl+1)-го .канала датчика положения ротора.

2. Устройство по и. 1, о т л и ч аю m е е с я тем, что первый вход первой логической схемы совпадения Д -го

П-триггера подключен к инверсному выходу (и+1)-го D -триггера.

3. Устройство по и. 1, о т л и ч аю m е е с я тем, что оно дополнительно снабжено второй группой из Al D -трит геров и на каждый из указанных D -триггеров йвумя логическими схемами совпадении,- а логический сумматор снабжен ,дополнительными N входами, в каждом й-8 2- триггере второй группы информайионный вход подключен к прямому вы,ходу п -го канапа датчика положения ротора, тактируемый вход — к инверсному выходу (q-1)-го канала датчика положе- 5 ния ротора, а вход Установка нуля"к выходу первой дополнительной логичес- 1,", ) кой схемы совпадения, первый вход кото- рой подключен к инверсному выходу П -го фф

D-триггера первой группы, а второй вход ф к выходу второй допопнительной логической схемы совпадения, первый вход которой подключен к прямому выходу собст,венного 9 -триггера, а второй вход — к прямому выходу (p-1)-го канала датчика положения ротора, один as выходЬв каждого D -триггера второй группы подключен к соответствующему йопопни тельному фйэ входу логического сумматора, а первый sxoa первой логической схемы совпадекия И -го

Ц-триггера первой группы подключен к инверсному выходу (11+1)-ro, T3 --тригге,ра второй группы.

1022277

Изобретение относится к электротехнике, в частности к эпектроприводу, и может быть испопьзовано для получения информации о направлении времени вентильного электродвигателя и в устройствах . дпя зашиты электродвигателей от неправильного направления вращения.

Известно устройство дпя определения направления вращения, выполненное на базе вентильного электродвигателя. Оно содержит в общем случае синхронную машину, rn -еекционная обмотка которой подключена к коммутатору íà N -транзисторах, каждый из которых включен в диа г> гональ выпрямитепьного моста. Транзисторы коммутатора управпяются от чувствительных элементов датчика положения ротора flj.

Недостатком такого устройства является его сложность, вызванная необходи- > мостью введения в его функциональную схему или синхронной машины,ипи допопнительной обмотки в синхронную машину вентильного электродвигателя.

Наиболее близким к изобретению является устройство дпя определения направления вращения вецтипьного электродвигателя, содержащее первую группу О -триггеров, в количестве pasHoM числу hl каналов датчика положения ротора вентиль- 30 ного электродвигателя, выходы 3 -триггеров подключены к входам первого логического сумматора, в каждом ),) -триггере информационный вход подключен к прямому выходу одноименного tl -го канала датчика положения ротора, а входы

"Тактируемый" и Установка нуля подключены к прямым выходам следующих по направлению вращения (пав+1)-го и

@+2)-го канала датчика попожения рото- 4Е ра соответственно (2g, Недостатком известного устройства является то, что лишь в одном случае при смене информации на выходе логического сумматора с нулевого сигнала на 4 единичный сигнал ошибки 8 не превышает разрешающей способности датчика положения ротора ($ «с, и). При смене информации на выходе логического суммато ра с единичного сигнала на нулевой сигнал ошибки возрастает в три разафй п, Д,,Оля режимов реверса сигнал ошибки не

"превышает удвоенной величины разрешающей способности датчика положения ро--р Л о) °

Таким образом, недостатком йзвестного устройства является низкая точность, вызванная неоднозначностью выходной характеристики при различных реально существующих режимах работы, 11ель изобретения — повышение точности за счет устранения неоднозначности выходной характеристики.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство дпя определения направления вращения вентипьного электродвигателя, содержащее многовходовой логический сумматор и первую группу D -триггеров в количестве, равном числу rn каналов датчика положения ротора вентильного электродвигателя, в каждом tl -м

D-триггере информационный и тактируемый входы подключены к прямым выходам g -го и (П+1)-ro каналов датчика положения ротора соответственно, один из выходов каждого D -триггера подключен к соответствующему входу логического сумматора, выход которого явпяется выходом устройства, дополнительно введены на каждый Э -триггер две логические схемы совпадения, а каждый канал датчика положения ротора выполнен с инверсным входом, к входу "Установка нуля" q -го 2 -триггера подключен выход первой логической схемы совпадения, первый вход которой связан с инверсным выходом другого 1) -триггера, а второй вход подключен к выходу второй логической схемы совпадения, первый вход кото- рой подключен к прямому выходу собственного З-.триггера, а второй вход - к инверсному выходу 0 +1)-го канала датчика положения ротора.

Кроме того, первый вход первой логи-, ческой схемы совпадения r) -го 9 -rparгера подключен к инверсному выходу (О+1)-го Q -триггера.

Устройство допопнитепьно снабжено второй группой из fp D-триггеров и на каждый иэ укаэанных D -триггеров двумя логическими схемами совпадения, а логический сумматор снабжен допопнитепьными Al входами, в каждом р -м

D-триггере второй группы информацион- ный вход подключен к прямому выходу

tl-го канала датчика положения ротора, тактируемый вход - к инверсному выходу (h-1)-го канада датчика положения роторе, а вход Установка нуля" - к выходу первой дополнительной логической схемы совпадения, первый вход которои подкпючен к инверсному выходу g -ro

2-триггера первой группы, а второй вход к выходу второй допопнитепьной логической схемы совпадения, первый вход которой подключен к прямому выЭ 10222 ходу собственного D -триггера, а второй вход — к прямому выходу (5-1)-го канала датчика положения ротора, один из вы. ходов каждого D-триггера второй группы подключен к соответствующему допоп5 нительному входу логического сумматора, а первый вход первой логической схемы совпадения и -го 2 -триггера первой группы подключен к инверсному выходу (ц+1)-го 0 -триггера второй группы.

На фиг. 1 изображена схема устройства с одной группой 0 — ; на фиг.2 » эпюры напряжений устройства, представ -. ленного на фиг. 1; на фиг. 3 - схема устройства с двумя группами D -триггеров; на фиг 4 — эпюры напряжений устройства, представленного на фиг. 3. . Устройство для определения направления вращения вентильного электродвигателя (фиг. 1) содержит многовходовой ло-2 гический сумматор 1 и первую группу

D-триггеров 2-5 в количестве (четыре), у равном числу каналов датчика 6 положения ротора вентильного электродвигателя в K&KAoM Q -триггере 2 (3-5), инфор- мационный и тактируемый входы подключены к прямым выходам одноименного 7 (8-10) и следующего по направлению вращения (8-10 и 7) каналам датчика положения ротора соответственно, один из выходов, например прямой, каждого

D-триггера подключен к соответствующему входу логического сумматора 1, выход которого является выходом устройства. Каждый D -триггер 2 {3-5} снабжен двумя логическими схемами совпа- З5 дения 11 и 12 (13 и 14; 15 и 16;

17 и 18), к выходу Установка нуля

0-триггера 2 (3-5} подключен выход первой логической схемы совпадения 12 (14, 16 и 18), первый вход которой свя- зан с инверсным выходом 33 -триггера

3 (4, 5 и 2), а второй вход подключен к выходу второй логической схемы совнадения 11 (13, 15 и 17), первый вход которой подключен к прямому выходу соб-4З ственного D -триггера 2 (3-5), а второй вход - к инверсному выходу канала 8 (9, 10 и 7) датчика пойожения ротора.

Устройство для определения направления вращения (фиг. 3), кроме того, со- ъ0 держит вторую группу из четырех 13--триггеров 19-22 и на каждый З -триггер

19 (20-22) по две логические схемы совпадения. 23 и 24 (25 и 26; 27 и

28; 29 и 30), в каждом 1) -триггере у

19 (20-22) второй группы информационный вход подключен к прямому выходу одноименного канала 7 (8-10) датчика

77 ф

6 положения ротора, тактируемый входк инверсному выходу канала 10 (7-9) датчика положения ротора, а .вход Установка нуля — к выходу первой дополнительной логической схемы совпадения

24 (26, 28 и 30), первый вход которой подключен к инверсному выходу Р»триггера 2 (3-5) основной группы, а второй вход к выходу второй дополнительной логической схемы совпадения 23 (25-27}, первый вход которой подключен к прямому выходу собственного D -триггера 19 (20-22), а второй вход - к прямому выходу канала 10 (7-9} датчика 6 положения ротора, один из выходов, например инверсный, каждогоЗ -триггера второй группы подключен к соответствующему входу логического сумматора 1, а первый вход логической схемы совпадения

12 (14, 16 и 18) подключен к инверсному выходу I3 -триггера 20 (21, 22 и 19) второй группы.

Устройство ддя определения направления вращения вентильного электродвига- теля работает следующим образом.

Для примера рассмотрим работу устройства (фиг. 1), определяющего направление вращения вентильного электродвигателя с четырехканальным датчиком положения ротора, -вырабатывающим сигналы длительностью 1, смещенные на угол 3i/g.

При направлении вращения вентильного электродвигателя, например, вправо, на интервале времени 1 „.. 4 g (фиг., 2) датчик 6 положения ротора вырабатывает такую последовательность имцудьсов

0>-0<<при которой происходит появление положительных импульсов 02 Ид поочередно на всех D -триггерах 2-5. Так, например, в момент времени tg под действием положительного фронта сигнала

Ц канада 9 датчика 6 положения ротора на выходе l3 -триггера 3 устанавливается положительный потенциал, так как на его информационном входе имел место положительный потенциал с канала 8 датчика 6 положения ротора, а на вход

Установка нуля 1) -триггера 3 подается уровень догического нуля ({l ) с выхода логической схемы 14. Появлейие логической единицы на выходе 3.} -триггера 3 вызывает переключение логического элемента 12 - на его выходе устанавливается уровень логической единицы (Ц ). Это (7 приводит к установке на выходе j3 «триггера 2 уровня логического нуля, С приходом очередного положительного фронта

5 1022 одного из сигналов датчика положения ротора аналогично происходит переключение двух следующих ).) -триггеров. На погическом сумматоре 1 происходит суммирование всех сигнапов с D òðèããåðîâ

2-5 (ОФ).

При йзменении направления вращения в момент времени 6 изменяется порядок спедования импульсов с датчика 6 попожения ротора. На выходах всех Ь - 10 триггеров должны появиться сигнады, соответствующие погическому нулю. Рассмотрим как это происходит на примере

0-триггера 5. В момент времени t4 на .инверсном выходе какала 7 датчика 6 па 15 ложения ротора появпяется уровень погической единицы. Так как на выходе

3-триггера 5 имеет место тоже погическая .единица, то логический элемент 17 переипочится и на его выходе будет, р0 иметь место сигнал 0 <7, соответствующий логическому нупю. Этот .сигнал, ин- вертируясь в логическом элементе 18 (Ц ), переводит g -триггер 5 в нулевое состояние. Появление единицы на других 5

D-триггерах не произойдет, так как в момент прихода на тактирующий вход положитепьного фронта на информационном входе каждого 0 -триггера уже имеет место уровень логического нуля. В момент времени 44 логический сумматор переключится и на его выходе установится уровень логического нуля, свидетепьствующий об изменении направпения вращения вентипьного эпектродвигатепя.

Переключение произойдет с минимапьной возможной задержкой О ь о „ (0

При переводе вентипьного эпектродви- . гателя снова на вращение вправо в момент времени первый же попожитепь- ный фронт импупьса, например, канала 8 в момент времени С переключит

D-триггер 2 в состояние логической еди-45 ницы, так как на информационном входе этого З -триггера имеет место уровень логической единицы с канапа 7 датчика попожения ротора. 2 -триггер 2 перекпючится в состояние логического нуля с появлением логической единицы на выходе D -òðèããåðà 3. Даже при вращении вправо работа 2 -триггеров будет происходить анапогично описанному выше алгоритму, В момент времени 4 по- 55 гический сумматор 1 перекпючится в состояние логической единицы, что свидетепьствует о правом направпении враше277 ния вентипьного электродвигателя. Произойдет это с минимально возможной задержкой 2 = 5) 4п п - 1 /2 .

В момент времени g вентипьный эпектродвигатепь изменит направление вращения и будет вращаться влево. Перекпю

1ение погического сумматора произойдет в момент времени tg аналогично описанному выше моменту времени с запаздыванием 5q = Я а Я „„=Я /g.

Описанный выше пример выполнения устройства дпя определения направления вращения вентипьного эпектродвигатепя вырабатывает информацию с однозначной и минимально возможной задержкой, не превышающей разрешающую способность испопьзуемого типа датчика попожения ротора, т.е. датчика, у которого изменение направпения вращения, как в одну, так и в другую сторону происходит при одном и том же сочетании сигналов в каналах, На фиг. 3 представлено устройство дпя определения направления вращения, обеспечивающее минимально возможную однозначную погрешность при неоднозначном сочетании сигналов в канапах датчика цопожения ротора в момент реверса.

Датчик вырабатывает сигналы длительностью Я/Д, смещенные друг относительноо друга íà lt, /2. " Работает он слеЛ дующим образом.

Пусть вентипьный эпектродвигатепь вращается вправо на интервале времени (фиг. 4). При этом датчик 6 попожения ротора вырабатывает такую поспедоватепьность импульсов 0 T - М <„при которой происходит появление положительных импульсов 0<» Ц и 0{ - Ц << пооч з редко на всех О -триггерах 2-5 и. 1922. Например, в момент времени 4 под действием положительного фронта сигнала канала 9 датчика 6 попожения ротора на выходе О -триггера 3 имеет место сигнап, соответствующий логической единице, так как на его информационном входе имел место сигнал с канала 8 датчика

6, а. на вход Установка нуля 5 -триг гера 3 подается уровень логического нуля с выхода логической схемы 14. Появление логической единицы на выходе

D-триггера 3 вызывает переключение логического элемента 26, на его выходе устанавпивается уровень логической единины. Это приводит к установке на выходе 9 -триггера 20 уровня логического нуля. Работа устройства, изображенного на фиг. 3, отличается от работы устрой1022277.ства, изображенного нв фиг. 1, тем, что переключение Э -триггеров второй группы

19-22 происходит по положительному фронту соответствующего инвертированно- . го сигнала датчика 6 положения ротора, 5 или, что тоже самое, по отрицательному фронту соответствующего прямого сигнала датчика 6 положения ротЬра. На интервале времени 4»,. 4.логический сумматор 1 суммирует сигналы, соответст- »О вуюшне логическим еднницам с выходов всех D -триггеров, и полученная информация свидетельствует об определенном направлении врашения вентильного алектродвигателя. »5

В момент времени 4 на прямом выходе канала 10 датчика положения ротора появляется уровень логической единицы. Так как нв выходе D -rpsrrepa 19 также имеет место уровень логической 20 едийипы, то логический элемент 23 переключится в состояние; соответствующее логическому нулю. Этот сигнал ин. вертируется в логическом элементе 34, Под действием его О -триггера 19 перей- .5 дет в состояние, соответствующее логическому нулю. Появление сигнала логическая единица на других 2-триггерах не произойдет, так как в момент прихода положи тельного фронта на тактирующий ЗО вход на информационном входе каждого из них имеет место сигнал, соответству-. ющий логическому нулю- В момент времени 1;4 логический сумматор переключи " и на го выходе уотано тся 35 уровень логического нуля, свидетельствующий об изменении направления - вращения.

После реверсиврования вентильного электродвигателя в момент времени 4g z первое же появление положительного фронта в данном случае сигнала канала

9 датчика 6 вызовет появпение сигнала, соответствующего логической единице, на выходе соответствующего D -триггера.

Это приведет к появпению в момент времени t g иа выходе логического сумматора 1 сигнала, соответствующего логичес; кой единице, соответствующего правому

l направлению вращения вентнльного элек: тродвигателя.

Переключение 9 -триггеров в моменты времени 8 и 1 »0 после реверсирования вен тильного электродвигателя соответст,венно в моменты времени t Z и g> происходит описанным выше способом. При атом задержка в срабатывании устройства для определения направления врашения .минимально возможная и в каждом случае не превышает величины разрешающей способности датчика 6 положения ротора, те-8»=6ъ=S = Sg ббпр q- < /4; .

Испопьзование изобретения позвонит повысить точность определения направления вращення.до величины разрешающей способности используемого в вентильном электродвигателе датчике попожения ротора за счет устранения -Фнеоднозначности выходной характеристики. Это даст возможность реализовать на базе вейтильных электродвигателей различные системы регулирования приводов робототехники позиционных приводов повышенной

I точности, 1022277

1022277

102 2277

1022277 иг.

Составитель Л. Краснов

Редактор Н. Гришанова Техред М.Коштура Корректор Л.Вокшан

Заказ 4062/47 Тираж 687 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж»35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для определения направления вращения вентильного электродвигателя Устройство для определения направления вращения вентильного электродвигателя Устройство для определения направления вращения вентильного электродвигателя Устройство для определения направления вращения вентильного электродвигателя Устройство для определения направления вращения вентильного электродвигателя Устройство для определения направления вращения вентильного электродвигателя Устройство для определения направления вращения вентильного электродвигателя Устройство для определения направления вращения вентильного электродвигателя Устройство для определения направления вращения вентильного электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для питания синхронного двигателя с постоянными магнитами, приводящего в движение гидравлический насос центробежного типа

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для питания, пуска и регулирования скорости мощного электродвигателя, например, высоковольтных синхронных электродвигателей при рабочих напряжениях 6-10 кВ и при мощности от сотен кВт до десятков МВт

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в исполнительных устройствах различного назначения

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в исполнительных системах различных механизмов на базе бесконтактных электродвигателей постоянного тока

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системах преобразовательной техники, например в электровентиляторах постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в исполнительных механизмах различного назначения с цифровым управлением

Изобретение относится к электротехнике , в частности к вентильному электроприводу
Наверх