Устройство для подводной очистки поверхности

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДВОДНОЙ ОЧИСТКИ ПОВЕРХНОСТИ, преимущественно корпуса судна, содержащее цилиндрический .полый корпус, установленную в нем рабочую головку с приводным валом и узел компенсации крутящего момента на корпусе устройства, отличающееся тем, что, с целью повышения экономичности и упрощения конструкции, узел компенсации выполнен с двумя фрикционными кольцами, размещенными внутри корпуса устройства, при этом одно из них своей наружной кольцевой поверхностью закреплено на внутренней поверхности этого корпуса, а другое выполнено с винтовыми спицами для его соединения с подпружиненной втулкой, которой снабжен приводной вал с -возможностью ее осевого, перемещения по этому валу. 00 ю Oi

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

ЫЯ) В 63 В 59 08

1 5 >, " и f ß, ! .":.1 / з . :, „

Ф И Ц,)Щ (Т 1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABT0PGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

fZ 2 7 Ф 9

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3522942/27-11 (22) 16.12.82 (46) 30.03.84, Бюл. № 12 (72) И. С. Голобокова, И. С. Гальченко, Б. И. Штейн и В. Ф. Борисенко (53) 629.12.004.67 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР по заявке № 3428382, кл. В 63 В 59/08, 25.03.82 (прототип) . (54) (57) УСТРОИСТВО ДЛЯ ПОДВОДНОЙ ОЧИСТКИ ПОВЕРХНОСТИ, преимущественно корпуса судна, содержащее цилиндрический,полый корпус, установленную

SU„„1082679 А в нем рабочую головку с приводным валом и узел компенсации крутящего момента на корпусе устройства, отличающееся тем, что, с целью повышения экономичности и упрощения конструкции, узел компенсации выполнен с двумя фрикционными кольцами, размещенными внутри корпуса устройства, при этом одно из них своей наружной кольцевой поверхностью закреплено на внутрен ней поверхности этого корпуса, а другое вы-. полнено с винтовыми спицами для его соединения с подпружиненной втулкой, которой снабжен приводной вал с мозможностью ее осевого. перемещения по этому валу.

1082679

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам для подводной очистки поверхности преимущественно корпусов судов.

Известно устройство для подводной очистки поверхности преимущественно корпуса судна, содержащее цилиндрический полый корпус, установленную в нем рабочую головку с приводным валом и узел компенсации крутящего момента на корпусе устройства (1)

Недостатками известного устройства являются невысокая экономичность, обусловленная низким КПД узла компенсации, определяемого как произведение КПД центробежного водяного колеса, которым является рабочая головка с лопастями, и КПД центробежного патрубка, увеличенные габариты, обусловленные расположением узла компенсации с внешней стороны корпуса, что повышает сопротивление устройства при перемещении его под водой, а также слож-! ность конструкции узла компенсации.

Цель изобретения — повышение экономичности и упрощение конструкции устройства.

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для подводной очистки поверх10

25 ности преимущественно корпуса судна, содержащем цилиндрический полый корпус, установленную .в нем рабочую головку с приводным валом и узел компенсации крутящего момента на корпусе устройства, узел компенсации выполнен с двумя фрикционны- ЗО ми кольцами, размещенными внутри корпуса устройства, при этом одно из них своей наружной кольцевой поверхностью закреплено на внутренней поверхности этого корпуса, а другое выполнено с винтовыми спицами для его соединения с подпружиненной втул- З кой, которой снабжен приводной вал с возможностью ее осевого перемещения по этому валу.

На чертеже схематично изображено устройство для подводной очистки поверхности. 4О

Устройство состоит из корпуса 1, гидромотора 2, рабочей головки 3 с приводным валом 4 и узла компенсации крутящего момента на корпусе устройства. Узел компенсации выполнен с двумя фрикционными кольцами 5 и 6, установленными с возможностью 45 взаимодействия друг с другом. Фрикционное кольцо 5 жестко установлено на корпусе 1, а фрикционное кольцо 6 закреплено на втулке 7 винтовыми спицами 8. Втулка 7 установлена с возможностью перемещения на шлицах 9 приводного вала 4. Втулка 7 подпружинена плоской пружиной 10, установленной в направляющих 11 рабочей головки

3. В корпусе 1 выполнены отверстия 12 для прохода воды.

Устройство работает следующим образом.

При включении гидромотора 2 вращаются приводной вал 4 и рабочая головка 3, которая прижимается к очищаемой поверхности в результате разрежения за счет действия центробежных сил, возникающих при вращении ворса рабочей головки 3. При этом на корпус 1 передается реактивный крутящий момент, разворачивающий аквалангиста. Этот крутящий момент зависит от усилия прижатия рабочей головки 3 к очищаемой поверхности и вследствие этого может изменяться по величине во время очистки, например, при дополнительном прижатии ее аквалангистом.

Компенсация его осуществляется посредством передачи частичного крутящего момента от приводного вала 4 на корпус 1, противоположного по направлению реактивному вредному крутящему моменту и равного ему по величине, что достигается при взаимодействии с проскальзыванием фрикционного кольца 5 корпуса 1 с фрикционным кольцом 6, вращающегося с приводным валом 4. Причем прижатие кольца 5 к кольцу 6 обеспечивается суммарным усилием

F Fi Ft где F — усилие прижатия пружины 10;

F, — подъемная сила винтовых спиц 8, направленная в сторону рабочей головки 3.

При постоянном (расчетном) усилии прижатия рабочей головки 3 к очищаемой поверхности, возникающем в результате разрежения между ними, число оборотов. ее, как и реактивный вредный крутящий момент, передаваемый на корпус 1, постоянно. При этом упругость пружины.10 и угол наклона винтовых спиц 8 таковы, что обеспечиваемое ими усилие прижатия фрикционного диска 5 к диску 6 позволяет передать на корпус 1 компенсирующий момент, равный по величине расчетному реактивному крутящему моменту.

При увеличении (уменьшении) усилия прижатия рабочей головки 3 к очищаемой поверхности увеличивается уменьшается) реактивный крутящий момент на корпусе 1 и уменьшается (увеличивается) число ее оборотов. При увеличении оборотов рабочей головки 3 увеличивается также и число оборотов фрикционного кольца 6, в результате че го увеличивается подъемная сила F винтовых спиц 8. При этом Г s F,, что обуславливает такое осевое перемещение втулки 7 по шлицам 9 в направлении рабочей головки 3, при котором продолжается взаимодействие фрикционных колец 5 и 6. Так как сила Е, не зависит от числа оборотов рабочей головки 3, суммарное усилие прижатия

F уменьшается. Следовательно, уменьшается и компенсирующий крутящий момент, передаваемый через фрикционные кольца 5 и 6.

При уменьшении оборотов рабочей головки 3 уменьшается и число оборотов фрикционного кольца 6, в результате чего уменьшается подъемная сила F винтовых спиц 8.

1082679

Составитель А. Строков

Редактор А. Огар Техред И. Верес Корректор М. Демчик

Заказ l 656/! 7 Тираж 456 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

I 13035, Москва, ж — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент» ° г. Ужгород, ул. Проектная, 4

При этом происходит осевое перемещение втулки 7 по шлицам 9 под действием сил упругости пружины 10 в направлении гидромотора 2, в результате чего увеличивается суммарное усилие прижатия. F фрикционного кольца 6 к кольцу 5. Следовательно, увеличивается, и компенсирующий крутящий мо- мент, передаваемый через кольца 5 и 6.

Поток воды, создаваемый при вращении винтовых спиц 8, проходит через отверс-; тия 12. 10

Таким образом независимо от усилия прижатия рабочей головки устройства к очищаемой поверхности обеспечивается наличие нулевого суммарного крутящего момента на корпусе устройства.

Применение изобретения повышает экономичность устройства за счет повышенного КПД механического узла компенсаци упрощает его конструкцию и уменьшает материальные затраты на его изготовление.

Устройство для подводной очистки поверхности Устройство для подводной очистки поверхности Устройство для подводной очистки поверхности 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ремонту судов, в частности к подводной очистке корпусов судов от обрастания гидродинамической или кавитирующей струей

Изобретение относится к технологии защиты подводных поверхностей корпусов судов и гидротехнических сооружений и касается проектирования инструментов для ее осуществления путем подводной гидродинамической очистки

Изобретение относится к технологии защиты подводных поверхностей корпусов судов и гидротехнических сооружений от биологического обрастания и касается проектирования инструментов для ее осуществления

Изобретение относится к технологии гидродинамической очистки подводной поверхности корпусов судов и гидротехнических сооружений от биологического обрастания

Изобретение относится к подводной гидродинамической технике и касается конструирования устройств для подводной очистки поверхностей подводных сооружений, трубопроводов, местно разрушенных бетонных конструкций и, например, для гидродинамической очистки корпусов судов от обрастания

Изобретение относится к технологии проведения ремонтных работ под водой

Изобретение относится к технологии выполнения ремонтных работ и может использоваться при очистке любых поверхностей, находящихся под водой или погруженных в жидкость, в частности при очистке подводной части корпусов судов или гидротехнических сооружений

Изобретение относится к технологии гидродинамической очистки поверхностей и, в частности, может быть использовано для очистки подводных сооружений, например внешних поверхностей корпусов судов, находящихся на плаву, от ржавчины, обрастаний и различных наслоений

Изобретение относится к технике гидродинамической очистки поверхностей, и в частности касается очистки поверхностей подводных сооружений, например внешних поверхностей корпусов судов, находящихся на плаву, от ржавчины, обрастаний и различных наслоений

Изобретение относится к судоремонту и касается создания устройств для подводной очистки корпусов судов, которые могут использоваться для других подводных очистных работ
Наверх