Способ настройки предохранительных фрикционных муфт на номинальный крутящий момент

 

СПОСОБ НАСТРОЙКИ ПРЕДОХРА НИТЕЛЬНЫХ ФРИКЦИОННЫХ МУФТ-НА НОМИ НАЛЬНЫЙ КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ, включающий предварительное сжатие нажимными пружинами ведущих и ведомых дисков муфты, установку муфты на сборочном приспособлении и нагружение ее ведущей части номинальным крутящим моментом , окончательное сжатие ведущих и ведомых дисков муфты путем изменения предварительной затяжки нажимных пружин до момента срабатывания муфты и фиксирования окончательной затяжки на всех нажимных пружинах, отличающий ся тем, что, с целью повышения точности настройки , предварительное сжатие дисков осуществляют на сборочном приспособлении под действием одного усилия, приложенного к пружинам по оси муфты , величина которого по крайней мере не меньше величины усилия от номинального крутящего момента, а с iS установление момента срабатывания муфты осуществляют путем плавной, (Л одновременной разгрузки всех нажимных пружин, причем нагружение ведущей части муфты номинальным крутящим моментом и плавную разгрузку нажимных пружин осуществляют одновременно .

„„SU„„A

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2 ) 3404461/25-27 (22) 03.03.82 (46) 30.03.84. Бюл. Р 12 (72) И.И.Соловьев, A.Ä.Áåc÷àñòíûé и В.A.Âàãàíoâ (71) Мелитопольский ордена Трудового Красного Знамени институт механизации сельского хозяйства (53) 621.825.4(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 715281, кл. В 23 Р 21/00, 1980..2, Справочник по регулировкам сельскохозяйственных машин. Под рЕд.

И.С.Георгиевского. М., "Колос", 1967, с. 427-428 (прототип) . (54)(57) СПОСОБ НАСТРОЙКИ ПРЕДОХРА

НИТЕЛЬНЫХ ФРИКЦИОННЫХ МУФТ -HA НОМИ

НАЛЬНЫЙ КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ, включающий предварительное сжатие нажимными пружинами ведущих и ведомых дисков муфты, установку муфты на сборочном приспособлении и нагружение ее ведущей части номинальным крутящим мо ментом, окончательное сжатие ведущих и ведомых дисков муфты путем изменения предварительной затяжки нажимных пружин до момента срабатывания муфты и фиксирования окончательной затяжки на всех нажимных пружинах, о т л и .ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности настройки, предварительное сжатие дисков осуществляют на сборочном приспособлении.под действием одного усилия, приложенного к пружинам по оси муфты, величина которого по крайней мере не меньше величины усилия от номинального крутящего момента, а установление момента срабатывания муфты осуществляют путем плавной, одновременной разгрузки всех нажимных пружин, причем нагружение ведущей части муфты нойинальным крутящим моментом и плавную разгрузку нажимных пружин осуществляют одновременно, 1083003 прекращения срабатывания муфты. Установив отсутствие проскальзывания дисков в муфте затяжку всех пружи.i фиксируют j2), .Х.м

Недостатком указанного способа является то., что в нем нельзя добиться точной настройки муфты на заданный номинальный крутящий момент,т.е. настройка осуществляется вручную путем

О интуитивного изменения сжатия гайками той или иной пружины, что приводит к неравномерному их заневоливанию. При данном способе манжет иметь место то, что фрикционные пары муфты могут быть сжаты эа счет недопустимо высокой степени деформации всего двух(трех1нажимных пружин, в то время как остальные нажимные пружины остаются значительно недогруженными. Неточность настройки прирО ведет к одностороннему износу дисков.

Цель изобретения — повышение точности настройки, Поставленная цель достигается тем, что согласно способу настройки предохранительных фрикционных муфт на номинальный крутящий момент, .включающему предварительное сжатие нажимными пружинами вецущих и ведомых дисков муфты, установку муфты на сборочном приспособлении и нагружение ее ведущей части номинальным крутящим моментом, окончательное сжатие ведущих и ведомых дисков муфты путем изменения предварительной затяжки нажимных пружин до момента срабатывания муфты и фиксирование окончательной затяжки на всех нажимных пружинах, предварительное сжатие дисков осуществляют на сборочном приспособлении под действием одного усилия, приложенного к пружинам по оси муфты, величина которого по крайней мере не меньше величины усилия от номинального крутящего момента, а установление момента срабатывания муфты осуществляют путем плавной, одновременной разгрузки всех нажимных пружин, причем нагружение ведущей части муфты номинальным крутящим моментом и плавную разгрузку нажимных пружин осуществляют одно,— временно, На фиг. 1 показана установка предохранительной фрикционной муфты на сборочном приспособлении; на фиг.2 уэе.i привода сборочного приспособления, вид в плане; на фиг. 3 — схема подвески, при помощи которой осуществляют нагружение нажимных пружин муфты от одного усилия.

Изобретение относится. к машиностроению и может быть использовано в автомобилестроении при механизации и автоматизации операций тарирования предохранительных фрикционных муфт на заданный номинальный крутящий момент (например, для муфт сельскохозяйственных жаток и комбайнов).

Известен способ настройки фрикционных муфт на заданный крутящий момент на стенде,. заключающийся в установке подсобранной муфты на приспособлении, одновременном сжатии всех пружин до жесткого упора на одну и ту же величину деформации нагружающим устройством, ручной на- 1 стройке на заданный крутящий момент, завинчивании гаек до упора в нажимной диск, затягивании контргаек, отвода нагружающего устройства и снятии собранной муфты со сборочного приспособления f1) .

Недостатком известного способа является то, что сжатие всех пружин через нажимной диск на одну и ту же величину деформации приводит в окон- 2 чательно собранной муфте к различным усилиям, оказываемым Разными пружинами одной и той же муфты на фрикционные кольца, так как не учитываются отклонения каждой пружины по жесткости иэ-за допускаемых колебаний геометрических параметров (по длине, диаметру проволоки, шагу, диаметру пружины) и режимов термообработки.

Кроме того, в известном способе не учитывается при настройке муфты на заданный крутящий момент отклонение коэффициента трения в парах трения (,например из-за колебаний шероховатости поверхностей различных партий фрикционных накладок или ступиц).

Все это приводит к значительным отклонениям крутящего момента срабатывания различных муфт после их сборки.

Наиболее близким к предлагаемому является способ настройки предохранительных фрикционных муфт на номинальный крутящий момент (например, способ настройки муфт мотовила жатки на Бердянском заводе сельскохоэяйстl венных машин), включающий предва50 рительное сжатие ведущих и ведомых дисков муфты, собранной в один агрегатный узел вместе с приводом, к которому подсоединена ведущая часть

r муфты. Предварительного сжатия дисков- может быть недостаточно для нормальной работы муфты при нагружении ее заданным номинальным крутящим моментом. Тогда диски начинают проскальзывать друг относительно друга, муф- 60 та срабатывает не передав номинальный крутящий момент. Для устранения этого несоответствия осуществляют окончательное сжатие дисков, увеличивая затяжку нажимных пружин до

Предохранительную фрикционную муф.ту 1 устанавливают на сборочном приспособлении. Используя шарнирную нагрузочную подвеску 2 осуществляют

6$ .нагружение нажимных пружин предохра1083003 нительной фрикционной муфты 1 — сперва предварительное, а затем окончательное. Нагружение всех пружин осуществляется при помощи, например, шарнирной подвески (фиг.3) от одного усилия, В результате нагружения, какую бы жесткость не имели бы отдельные нажимные пружины, на какую бы величину не сдеформировались бы они, фрикционные диски будут равномерно по всей взаимодействующей по- 10 верхности прижиматься друг к другу.

Причем усилие, которое прикладывается к подвеске 2 выполняется заведомо большим, чем величина номинального крутящего момента, на ко- 15 торую должна быть настроена муфта, а приложение усилия по оси муфты дает равномерное распределение сил по пружинам. После осуществления операции — предварительное сжатие дисков, осуществляют нагружение предварительно подсоединенной к приводу ведущей части предохранительной фрикционной муфты 1. Окончательную настройку муфты или окончательное сжатие дисков осуществляют при одновременной плавной разгрузке всех нажимных пружин до появления пробуксовки . дисков, т.е. до момента срабатывания муфты. Выполнение условия одновременности разгрузки всех пружин необходимо для сохранения постоянной параллельности дисков. При этом необходимо соблюдать одновременность действий связанных с нагружением ведущей части муфты и раэгружением ее нажимных пружин, чтобы выполнить условие при котором упомянутые действия будут согласованы друг с другом, После выполнения операции окончательной настройки муфты осуществляют 40 фиксацию установленной при выполнении предыдущей операции деформа- ции нажимных пружин, т.е фиксацию затяжки нажимных пружин.

Примером осуществления иэобрете- 45 ния может служить выполнение операции по настройке предохранительной фрикционной муфты 1 на следующем сборочном приспособлении с подвеской 2. . 50

Устройство состоит из базирующей оси 3, со шпонкой, из механизма нагружения пружин, включающего силовой цилиндр 4, ползун 5, регулируемый упор 6, концевой выключатель 7, подвеску 2 и нагружающие конуса 8.

Причем подвеска 2 выполнена шарнирной, ее центральная ось; соединенная с ползуном 5, расположена в центре нагружающих конусов 8 и свя- 60 вана с каждым иэ них равноплечими рычагами, механизма плавного растормаживания муфты, содерж-щего подвижную в радиальном направлении постель

9 с шестигранными углублениями 10 (фиг.2) под головки болтов муфты,,направляющих 11, двуплечего 12 и од ноплечего 13 рычагов, кулачков 14 и 15, расположенных на одном валу 16, редуктора 17, электродвигателя 18, тарировочных грузов 19, подвешенных через блок 20 и концевых выключателей 21 и 22 (фиг.2).

На фиг. 1 так же изображена установленная на устройстве.подсобранная муфта (беэ завйнченных: гаек и контргаек), состоящая иэ нижней ступицы

23, являющейся ведущей частью муфты, болтов 24, фрикционных накладок 25, верхней ступицы 26, являющейся ведомой частью муфты, нажимного диска 27, нажимных пружин 28, шайб 29, гаек 30, контргаек 31.

Настройку муфты осуществляют следующим образом, Собранную муфту надевают на конец баэирующей оси 3, так, чтобы ее шпонка вошла в шпоночный паз верхней ступицы 26, а головки болтов 24 попали в углубления постели 9. Включается силовой цилиндр 4, ползун 5 опускается до регулируемого упора 6 и нагружающие конуса 8, связанные через подвеску 2.с ползуном 5, захватывая шайбы 29, благодаря подвеске 2, сжимают нажимные пружины 28 в осевом направлении с одинаковой нагрузкой, заведомо большей, чем необходимо для обеспечения максимально допустимого номинального кру.тящего момента срабатывания муфты.

При этом усилие сжатия каждой пружины будет равно четверти части от усилия создаваемого на ползуне 5, а деформация каждой из нажимных пружин

28 (так как ее величина обратнопропорциональна жесткости) будет различной в зависимости от ее жесткости.

По команде концевого выключателя 7 срабатывает двигатель 18, который через редуктор 17 приводит во вращение вал 16 с кулачками 14 и 15., Кулачок 15,, начав поворот по часовой стрелке, лишает опоры конец одноплечего рычага 13 (фиг.2) ° Под действием грузов 19 рычаг 13, через шпонку базирующей оси 3, создает номинальный крутящий момент на верх;ней ступице 26, а поворот плоского .кулачка 14. через двуплечий рычаг 12

)приведет к плавному опусканию постели 9 вдоль базирующей оси 3 по на:правляющим 11,-т.е. будет происходить растормаживание муфты. Когда момент трения фрикционных пар муфты станет чуть .меньше максимально доПустимого номинального момента на верхней ступице, рычаг 13 провернет верхнюю ступицу 26 и замкнет выключатель 21. Электродвигатель 18 .остановится и муфта окажется настроенной на номинальный крутящий момент, Оста1083003

6 ется закрутить в этом положении на болты 24 гайки 30, затянуть контр гайки 31, вывести цилиндр 4 в исход- ное положение и снять оттарированную муфту с баэирующей оси 3, Использование изобретения позволит повысить точность настройки предохранительных фрикционных муфт, так как будет обеспечено равномерное распределение по поверхности трения сил, сжимающих фрикционные диски муфты, что приведет к снижению износа дисков, к стабильной работе предохранительных фрикционных муфт. Кроме того, использование изобретения позволит снизить время настройки муфты на номинальный крутящий момент до

0,004 нормо-часов, что приведет к . экономии по зарплате одного обслуживающего рабочего на 921 руб, 1083003

Шай 5оула8пи3ающии поясок

Р г. Я

Составитель В. Розанов

Редактор Ю.Середа Техред Л.Микеш Корректор В.Синицкая

Заказ 1715/33 Тираж 913 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ настройки предохранительных фрикционных муфт на номинальный крутящий момент Способ настройки предохранительных фрикционных муфт на номинальный крутящий момент Способ настройки предохранительных фрикционных муфт на номинальный крутящий момент Способ настройки предохранительных фрикционных муфт на номинальный крутящий момент Способ настройки предохранительных фрикционных муфт на номинальный крутящий момент 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к приводам гидропульсационных прессов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в системах приводов различных машин

Муфта // 2195589

Изобретение относится к машиностроению и является средством защиты механических трансмиссий от моментов вращения, превышающих допустимую величину

Изобретение относится к области электротехники, а именно к магнитным муфтам, имеющим взаимодействующие друг с другом роторы с постоянными магнитами и с проводниками, разделенные воздушным зазором

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к фрикционным предохранительным муфтам ременных и цепных передач сельскохозяйственных машин, а также может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах точной механики для передачи заданного вращающего момента, а также является средством защиты механической трансмиссии от моментов вращения, превышающих допустимую величину

Изобретение относится к предохранительным муфтам
Наверх