Вакуумный затвор
1. ВАКУУМНЫЙ ЗАТВОР, в корпусе которого размещен взаимодействующий с седлом запорный орган, связанный с приводом через подвижное промежуточное звено, выполненное в виде рычага, отличающийс я тем, что, с целью повьшения его надежности и долговечности, в корпусе выполнен упор, а промежуточное звено снабжено опорамт-г, установленными с возможностью контакта с приводом , упором корпуса и запорным органом , причем ось опоры, контактирующей с упором корпуса, смещена относительно оси привода.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (19) (11) А
3 ) Е 16 К 51/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTMA (21) 3322295/25-08 (22) 24.07.81 (46) 07.05.84. Бюл. М 17 (72) А.А.Загрубский и А.П.Чернова (71) ЛГУ им.А.А.Жданова (53) 62 1.646(088.8) (56) -1. Авторское свидетельство СССР
В 708096, кл. F 16 К 3/04, 1977.
2. Патент ФРГ 1(2509120, кл. F 16 К 51/02, 1978 (прототип). (54) (57) 1. ВАКУУМНЫЙ ЗАТВОР, в корпусе которого размещен взаимодействующий с седлом эапорный орган, связанный с приводом через подвижное промежуточное звено, выполненное в виде рычага, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения его надежности и долговечности, в корпусе выполнен упор, а промежуточное звено снабжено опорами, установленHbMH O3b ?KHO Tb?0 KO?!TctKTG С ПРИВОдом, упором корпуса и запорным органом, причем ось опоры, контактирующей с упором корпуса, смещена относительно оси привода.
1090954
2. Загвор по и.1, о т л и ч а юшийся тем, что поверхность опоры промежуточного звена, установленной с возможностью контакта с упором корI пуса, размещена на линии пересечения плоскости седла затвора и плоскости контакта привода с промежуточным звеном.
Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано в вакуумной технике.
Известен вакуумный затвор, в корпусе которого размещен запорный орган, кинематически связанный с приводом(1 ).
Однако зто устройство характеризуется сложностью конструкции и недостаточной надежностью..
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является вакуумный затвор, в корпусе которого размещен взаимодействующий с седлом запорный орган, связанный с приводом через подвижное промежуточное звено, вы- полненное в виде рычага(2 );
Однако известное устройство имеет недостаточные надежность и долговечность за счет наличия трения скольжения при передаче уплотняющего усилия, что приводит к быстрому износу деталей.
Целью изобретения является повышение .надежности и долговечности затвора.
Указанная цель достигается тем, что в вакуумном затворе, в корпусе которого размещен взаимодействующий с седлом запорный орган, связанный с З0, приводом через подвижное промежуточное звено, выполненное в виде .рычага, в корпусе выполнен упор, а промежуточное звено снабжено опорами, установленными с возможностью контакта д с приводом, упором корпуса и запорным органом, причем ось опоры, контактирующей с упором корпуса, смещена относительно оси привода.
Кроме того, поверхность опоры про- 40 межуточного звена, установленной с воэможностью контакта с упором корпу3. Затвор по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что поверхность упора корпуса расположена перпендикулярно линии, соединяющей точку опоры промежуточного звена, контактирующей с упором корпуса, и точку пересечения осей привода и седла затвора.
2 са, размещена на линии пересечения плоскости седла затвора и плоскости контакта привода с промежуточным звеном.
При этом поверхность упора корпуса расположена перпендикулярно линии, соединяющей точку опоры промежуточного звена, контактирующей с упором корпуса, и точку пересечения осей привода и седла затвора.
На фиг.1 изображена схема предлагаемого устройства; на фиг.2 — вариант исполнения вакуумного затвора в закрытом положении, общий вид в разрезе; на фиг.3 — то же, при открытии затвора.
Вакуумный затвор содержит корпус 1, в котором размещен взаимодействующий с седлом 2 запорный орган 3 с фторопластовым уплотнителем 4. Запорный орган 3 соединен с приводом 5, имеющим сферический упор 6, посредством рычага 7, выполненного с опорной площадкой 8 для передачи усилия от привода 5 и сферическими опорами 9 и 10, размещенными с возможностью контакта соответственно с упором 11, выполненным в корпусе 1, и запорным органом 3.
Запорный орган 3 прикреплен к рычагу 7 шарниром с осью 12, а рычаг 7 связан с приводом через шарнир 13.
Между приводом 5 и рычагом 7 установлены пружина 14 и огранитель 15.
Работа вакуумного затвора осуществляется следующим образом.
В свободном, не запирающем состоянии, относительное расположение запорного органа 3 и привода 5, определяемое действием пружины 14 и ограничителем 15, таково, что запорный орган 3 может быть убран из пределов проходного отверстия седла 2 при вы1090
3 двигании привода 5 вверх. При опускании привода 5 запорный орган 3 движется вместе с ним вертикально, пока опора 9 рычага 7 не достигнет упора 11 корпуса 1. При дальнейшем перемещении привода 5 запорный орган 3 поджимается к уплотняемому отверстию седла 2, а усилие от привода 5 передается через сферический упор 6 на опорную площадку 8, опору 9, на tp упор 11 корпуса 1, опору 10, на запорный орган 3, при этом направление усилия на запорный орган 3 практически параллельно оси запираемого отверстия седла 2. 15
Смещение оси опоры 9 на упор 11 корпуса 1 относительно оси привода 5 позволяет практически исключить проскальзывание взаимодействующих эле. ментов,При открытии вакуумного затвора запорный орган 3 движется по окружности с центром в точке касания опоры
9 с упором 11 корпуса 1. Контакт запорного органа 3 с седлом 2 нарушается, когда запорный орган 3 смещается 2 влево на величину деформации уплотнителя 4. При этом смещение запорного органа 3 в направлении, параллельном плоскости седла 2, минимально, если
954
4 точка опоры 9 расположена в плоскости седла 2 и запорный орган 3 удаляется от него практически по нормали, что исключает повреждение поверхности уплотнителя 4.
Размещение опоры 9 на пересечении плоскости седла 2 и плоскости контакта привода 5 с промежуточным звеном — рычагом 7 обеспечивает поджим запорного органа 3 к седлу 2 по нормали к уплотняемой поверхности и исключает наличие тангенциальной составляющей уплотняющего усилия, деформирующей поверхности седла 2 и запорного органа 3.
Размещение поверхности упора 11 корпуса 1 перпендикулярно линии, соединяющей точку опоры 9 промежуточного звена — рычага 7 и точку пересечения осей привода 5 и седла 2 исключает тангенциальную составляющую уплотняющего усилия в точке контакта опоры 9 и деформацию упорных элементов, что увеличивает их надежность и долговечность.
Технико-экономическая эффективность изобретения заключается в повышении надежности и долговечности затвора.
l090 954
Составитель N.Êaëüöcâà
Техред И.Метелева
Редактор А.Шишкина
Корректор A. Зимокосов
Заказ 3044/35
Тираж 913 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по цепям изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филия т ППП Патент, г . Ужгород, ул . Прс ока нян,