Смазка для холодной деформации металлов

 

СМАЗКА ДЛЯ ХОЛОДНОЙ ДЕФОРМАЦИИ МЕТАЛЛОВ, содержащая хлорированный парафин и азотсодержащую добавку, отличающаяся тем, что, с целью повьппения антифрикционных и протЧ1возадирных свойств, смазка дополнительно содержит синтетические алкилбензолы фракции 340-500°С и в качестве азотсодержащей добавки содержит низкомолекулярный карбоксилсодержащий дивинилнитрильный сополимер при следующем соотношении компонентов , мас.%: Низкомолекулярный карбоксилсодержащий дивинилнитрильный сополимер10-20 Синтетические ап-j килбензолы фракции (П 340-500 С10-20 Хлорированный ,парафинОстальное

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК,SU„„1 12

3(59 С 10 М 7/12 7/28 7/30

tÐÕÙ щ

К ABTOPGHOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

10-20

Ю

° ° (21) 3640443/23-04 (22) 15.06.83 (46) 15. 12. 84. Бюл. У 46 (72) В.Н.Колесников, В.Д.Носарь, Л.М.Фролова, Ж.Ф.Каравай, Б.К.Басов, В.А.Лисанов, 3.П.Гофман и В.И.Парамонов (71) Всесоюзный ордена Трудового

Красного Знамени научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт трубной промышленности (53) 621.892:621.7.016.3(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

В 607839, кл. С 10 M 1/06, 1978.

2. Авторское свидетельство СССР

11 635125, кл. С 10 M 7/28, 1979 (прототип). (54) (57) СМАЗКА ДЛЯ ХОЛОДНОЙ ДЕФОРМАЦИИ МЕТАЛЛОВ, содержащая хлорированный парафин и азотсодержащую добавку, отличающаяся тем, что, с целью повышения антифрикционных и противозадирных свойств, смазка дополнительно содержит синтетические алкилбензолы фракции 340-500 С и в качестве азотсодержащей добавки содержит низкомолекулярный карбоксилсодержащий дивинилнитрильный сополнмер при следующем соотношении компонентов, мас.Х:

Низкомолекулярный карбоксилсодержащий дивинилнитрильный сополимер 10-20

Синтетические алкилбензолы фракции

340-500 С

Хлорированный ,парафин Остальное

1129229

10!

638

Изобретение относится к технологическим смазкам для холодной обработки металлов давлением и может быть использовано при безоправочном и оправочном волочении труб из нержавеющих сталей.

Известна смазка для волочения изделий на основе мыл с добавками иодистой соли натрия, эмульсола и гидроокиси лития 1 ).

Недостатком этой смазки является то, что после нанесения на поверхность изделия требуется специальная ее сушка в течение 10-20 мин при

130-180 С, Наиболее близкой по составу к предлагаемой является смазка )2 ) для холодной обработки металлов давлением, содержащая, мас.7:

Этаноламин 1-5

Хлорированный парафин До 100

Недостатком указанной смазки является то, что она не обладает досI таточными для использования при вы- 25 соких степенях обжатия антифрикционными и противозадирными свойствами, что приводит к ухудшению качества поверхности и налипанию металла на инструмент, а также к увеличению gp усилий волочения.

Цель"изобретения — повышение антифрикционных и противозадирных свойств смазки.

Поставленная цель достигается тем,З5 что смазка для холодной деформации металлов, содержащая хлорированный парафин и азотсодержащую добавку, дополнительно содержит. синтетические алкилбензолы фракции 340-500 С и в о 40 .качестве азотсодержащей добавки содержит низкомолекулярный карбоксил.содержащий дивинилнитрильный сополимер при следующем соотношении компо-. .нентов, мас.X.:

Низкомолекулярный карбоксилсодержащий дивинилнитрильный сополимер 10-20

Синтетические алкил50 бензолы фракции 340500 ОС 10-20

Хлорированный парафин Остальное

Ниже представлены физико-химичес- . кие свойства предлагаемой смазки:

Вязкость, сСт при 50 С

100 С

6-7

-50

357

Плотность при 20 С, г/см 0,865-0,871

Молекулярная масса в пределах

Бромное число,, г Вч/100 r продукта, не более 5

Используют также хлорированный парафин (ТУ 6-01-511-76) и низкомолекулярный карбоксилсодержащий дивинилнитрильный сополимер (ТУ 38-ЗГ-364-64), вязкость которого при 50 С 300900 П.

Смазку готовят следующим образом.

В подогретый до 50 С низкомолекулярный карбоксилсодержащий дивинилнитрильный сополимер вливают синтетические алкилбензолы и тщательно перемешивают до получения однородной массы. В эту массу добавляется подогретый до 50 С хлорированный парафин и все тщательно перемешивается.

Смазку наносят на деформируемое изделие окунанием или обливом.

Готовят и опробуют следующие составы смазок (см. табл. 1).

375-430 рН

Температура вспышки в открытом тигле, С 187

Температура кипения, С 310

Содержание, 7.

Механические примеси Отсутствуют

Вода Отсутствует

Для приготовления смазки используют синтетические алкилбензолы фракции 340-500 (ТУ 84-513-15-79), содержащие моно- и диалкилбензолы. Длина углеводородных радикалов моноалкилбензолов С -С . Суммарно длина углеводородных радикалов также в пределах С вЂ” С . В смеси преимущественно содержатся параизомеры.

Ниже приведены физико-химические свойства синтетических алкилбензолов:

Вязкость кинематическая при 100 С, сСт 4,5-11,0

Температура застывания, С, не вьипе

Температура вспышки в открытом тигле, С, не ниже, 160

Температура самовоспламенения С не ниже

Температура воспламенения, С, не ниже 250

Т а б.л и ц а 1

1129229

Содержание, мас.7, компонентов

Состав смазки

Карбоксилсодержащий дивинилнитрильный полимер. (низкомолекулярный) Зтаноламин

Синтетические алкилбензолы

Парафин хлорированный

80

15

70

60

99

97,5

90

25

Коэффициент трения

Усилие волочения кг

Шероховатость, мкм

Качество поверхности (налипания металла, задиры) Карактеристика волочения

Состав смазки

0,16

Плавное

340

0,11

Нет.0,16

320

0,11

0,16

350

0,11

0,63 Обрыв

465

0,14

Налипание

Дрожание

0,13

0,63

440

0,63

425

0,12

- 0,63

Обрыв.

460

0,14

0,63 Дрожание

430

0,14

Следы налипания

Для сравнения предлагаемую и известную смазки испытывают в лабораторных условиях при волочении пластин — полос из нержавеющей стали размером 9" 2 600 мм с деформацией до

21Х. Смазки наносят на полосу перед деформацией обливом. Эффективность смазок проверяют по величине коэффициента трения (антифрикционные свойства), по состоянию поверхности продеформированной полосы — отсутствие налипания металла и качество поверхности (противозадирные свойства), класс чистоты (шероховатость) опреЗО деляют на профилометре — профилографе завода "Калибр". Кроме того, как дополнительную характеристику смазки контролируют усилия волочения (P), которые -определяют на машине МТ-1.

При этом по каждому из вариантов

35 смазок проводят по 10 испытаний.

Результаты усредненных испытаний приведены в табл. 2. (Таблица 2

1)

2922.9

Составитель Е.Пономарева

Редактор О.Колесникова Техред Л.Коцюбняк Корректор О.Луговая

Заказ 9302/20 Тираж 488

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное филиал ППП "Патент", r.Ужгород, ул.Проектная, 4

S l1

Как вщно из табл. 2, предлагаемый состав смазки в отличие от известного (прототипа) имеет более низкий коэффициент трения, т.е. обладает более высокими антифрикционными свойствами, при деформации отсутствует налипание металла на инструмент и качество поверхн щрн значительнб вьше, что свидетельствует о более высоких противозадирных свойствах предлагаемой смазки. Кроме того, при использовании предлагаемой смазки снижается усилие волочения.

Испытание смазки осуществляют также в промышленных условиях. Волочение труб из стали 12Х8Н10Т проводят по следующим маршрутам, мм: 14 0,2:3,4 0,17 — 2,8 0915 — 2, 4 0,13. На каждой смазке протянуто по 300 м труб. На смазках 4-Y наблюдают налипания металла на инструмент, обрыв головок, дрожание труб. Волочение труб на смазках 1-3 проходит стабильно, без дрожаний, налипания металла на инструмент не наблюдается.

Таким образом, предлагаемая смазка обеспечивает повышение противозадирных и антифрикционных свойств (отсутствует налипание металла на инструмент и процесс протекает стабильно, беэ дрожания). Повышает качество поверхности готовых труб (при использовании предлагаемой смазки) шероховатость 0,16 мкм, известной

0,63 мкм. Снижает усилия волочения, т.е. обеспечивает экономию электроэнергии и удлиняет срок службы оборудования.

Смазка для холодной деформации металлов Смазка для холодной деформации металлов Смазка для холодной деформации металлов Смазка для холодной деформации металлов 

 

Наверх