Способ возведения сводовой части сборной обделки тоннеля и устройство для его осуществления

 

1. Способ возведения сводовой части сборной обделки тоннеля, включающий опускание двух.дугообразньк поддерживающих элементов от стенок выработки, загрузку элементов блоками обделки, прижатие элементов с блоками к стенкам выработки и установку замкового блока, отличающийся тем, что, с целью сниже1ШЯ трудоемкости процесса возведения обделки и улучшения условий труда, - опускание поддерживающих элементов i л от стенок выработки и их прижатие к (Л стенкам производят поочередно, а ..загрузку блоков осуществляют путем их укладки. z

7 А

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

09) (И) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3436153/22-03 (22) .07.05.82 (46) 15.12.84. Бюл ° № 46 (72) В.А.Ходош, В.А.Иванов, Л.И.Савельев, М.Я,Шенкман, 3.А.Гартштейн, 3.М.Каприелянц и В.А.Аверьянов (71) Специальное конструкторско-технологическое бюро Главтоннельметростроя (53) 624.91(088.8) (56). 1. Волков В.П. и др. Тоннели и метрополитены. Изд. 2-е перераб. и доп. М. "Транспорт", 1975, с. 505,506.

2. Патент ФРГ № 1658754, кл. Е 21 1) 11/40, опублик. 1970 (прототип) . (54) СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ СВОДОВОЙ ЧАСТИ СБОРНОЙ ОБДЕЛКИ ТОННЕЛЯ И УСТРОЙ—

СТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ. (57) 1. Способ возведения сводовой части сборной обделки тоннеля, включающий опускание двух.дугообразных поддерживающих элементов от стенок выработки, загрузку элементов блоками обделки, прижатие элементов с блоками к стенкам выработки и установку замкового блока, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью снижения трудоемкости процесса возведения обделки и улучшения условий труда, -опускание поддерживающих элементов от стенок выработки и их прижатие к стенкам производят поочередно, а ,.загрузку блоков осуществляют путем их укладки.

2. Устройство .для возведения сводовой части сборной обделки тоннеля, включающее боковые опоры, два боковых дугообразных поддерживающих элемента, каждый из которых шарнирно закреплен своим основанием на соответствующей боковой опоре с возможностью поворота в поперечной плоскости устройства, и механизм установки верх него замкового блока обделки, о т11293б7 л и ч а ю щ е е»: я тем,что оно снабжено жесткой связью, соединяющей боковые опоры,при этом каждый иэ дугообразных элементов закреплен посредством тяги, жестко связанной одним концом с дугооб-. разным элементом а другим шарнирно — с опорой,причем шарнир соединения тяги с опорой расположен внутри закрепленного пространства свода и ниже уровня его опорной части.

Изобретение относится к подземному строительству и может быть использовано для возведения сводовой части обделки, например, станционного тоннеля,собираемой с помощью укладчика из отдельных блоков и опирающейся своими основаниями на предварительно сооруженные боковые стенки тоннеля .

Известен способ возведения сводо1О вой части сборной блочной обделки станционного тоннеля с помощью укладчика, включающий поочередную подачу блоков к месту их укладки в своде, установку каждого блока на специальном подъемном столе укладчика, поддержание уложенных блоков устрой- ством укладчика и заводку замкового блока в верхнюю часть свода j1) .

Недостатком данного. способа является его многодельность и низкая производительность в связи с необходимостью прижатия каждого блока по отдельности к стенкам выработки с помощью сложного подъемного устройства укладчика.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ возведения сводовой части сборной обделки 30 тоннеля, включающий опускание двух дугообразных поддерживающих элементов от стенок выработки, загрузку элементов блоками обделки, прижатие элементов с блоками к стенкам выработ-, g» ки и установку замкового блока. Для осуществления данного способа исполь" зуется устройство, включающее боковые опоры, два боковых дугообразных поддерживающих элемента, каждый из 4ц

2 которых шарнирно закреплен своим основанием на соответствующей боковой опоре с возможностью поворота в поперечной плоскости устройства, и механизм установки верхнего замкового блока обделки (2), Недостатками этого способа являют-, ся сложность и продолжительность операций по сборке или укладке блоков на дугообразных элементах в связи с необходимостью поочередного пропускания блоков через проем между верхними концами дугообразных элементов и перемещения блоков внутри последних с помощью тележек, а также неудобство установки верхнего замкового блока через механизм раздвижения верхних концов дугообразных элементов, что в конечном итоге, отрицательно сказывается на условиях труда, себестоимости и производительности работ ° г

Целью изобретения является снижение трудоемкости процесса возведения. обделки и улучшение условий труда. указанная цель достигается тем, что согласно способу возведения сводовой части сборной обделки тоннеля,,включающему опускание двух дугообразных поппеоживаюших элементов от стенок выработки, загрузку элементов блоками обделки, прижатие элементов с блокамн к стенкам выработки и установку эамкОвого блока, опуска.»ие поддерживающих элементов от стенок выработки и прижатие их к стенкам производят поочередно, а загрузку блоков осуществляют путем их укладки, 11293

Устройство для осуществления данного способа, включающее боковые опоры, два боковых дугообразных поддерживающих элемента, каждый из которых шарнирно закреплен своим основанием 5 на соответствующей боковой опоре с возможностью поворота в поперечной плоскости устройства, и механизм установки верхнего замкового блока обделки, снабжено жесткой связью, соединяющей боковые опоры, при этом каждый из дугообразных элементов закреплен посредством тяги, жестко связанной одним концом с дугообразным.элементом, а другим шарнирно — с опо- 15 рой, причем шарнир соединения тяги с опорой расположен внутри закрепленного пространства свода и ниже уровня его опорной части.

На фиг. 1-6 изображена схематичная иллюстрация способа, на фиг. 7 — устройства для осуществления способа, общий . вид, поперечный разрез; на фиг. 8 — то же, разрез Л-Л на фиг. 7. 5

Способ реализуют следующим обра.зом.

В тоннельную выработку 1 со сводо" вой частью 2 и боковыми опорными стенками 3 и 4 подаются блоки 5 тоннельной обделки. Вначале в свободном пространстве выработки производят полностью путем укладки сверху с помощью какого-либо погрузочного устройства, например погрузчиком, за" 35 грузку блоками 5 дугообразного поддерживающего элемента 6, форма которого соответствует форме, например, полусвода, и путем поворота э ого ду= гообразного элемента прижимают весь 40 ряд уложенных блоков к боковой стенке выработки с опиранием этого ряда нижним концом на опорную стенку 3.

После этого опускают и загружают таь.ке в свободном пространстве выра- 45 ботки второй дугообразный элемент 7, форма которого соотве-.ствует форме другого (в данном случае правого) полусвода,— и прижимают второй уложенный ряд блоков с опиранием нижне- 50 го конца этого ряда также на опорную стенку 4. Для этого, чтобы распереть прижатые блоки и тем самым создать самоподдерживающийся свод,. между верхними концами полусводовых 55 рядов блоков вставляют снизу клино= образный замковый блок 8 с помощью какого-либс механизма.

67 4

Для осуществления предложенного способа может быть использовано уст1 ройство, которое представляет собой укладчик, который содержит раму 9 с боковыми опорами 10. (фиг . 7) . Рама

9 служит в качестве жесткой связи между опорами 10 . В нижней части опор 10 закреплены посредством шарниров 11 и 12 одним концом тяги 13 и 14, которые жестко связаны другим концом с боковыми дугообразными поддерживающими элементами 6 и 7. Каждый из шарниров 11 и 12 соединения тяг с опорами расположен в секторе поперечной плоскости, ограниченном двумя лучами 15 и 16, исходящими от основания 17 или 18 соответствующего дугообразного элемента в его крайнем поднятом положении соответственно вниз по касательной к нему и радиально внутрь, Шарнир соединения тяги с соответствующей боковой опорой может быть расположен внутри закрепленного пространства свода и ниже уровня его опорной части. Дугообразные поддерживающие элементы могут поворачиваться в поперечной плоскости: блокоукладчика> с помощью гидроцилиндров 19 и 20, каждый из кото,рых одним концом шарнирно связан с опарой 10, а другим — с дугообразным элементом 6 или ?. B верхней части рамы 9 расположен механизм 21 устанонки .верхнего замкового блока 8, выполненный, например, в виде гидроцилиндра. Укладчик установлен на боковых стенках 3 и 4.

Устройство работает следующим образом.

В исходном положении одни из дугообразных элементов, например левый 6, находится в нижнем или опущенном положении, а другой — в верхнем или поднятом положении. С помощью какого †ли погрузочного устройства загружают дугообразный элемент

5, причем загрузка производится полностью и в свободном пространстве тоннеля благодаря опущенному положе" нию дугообразного элемента 6 и отходу его нижнего конца от стенки выработки вследствие шарнирного крепления элемента 6 к основанию опоры 10 посредством тяги 13. После загрузки дугообразного элемента 6 его поднимают поворотом вокруг шарнира 11 до упора в левую боковую стенку выработки, при этом за счет того, что форма

5 1129367 е ф

Дугообразного элемента соответствует . Таким образом, с помощью механиз1 форме выработки в поперечном сечении ма 21 вставляют, снизу в свободное и шарнир 11 крепления элемента б. рас- пространство между верхними концами положен в секторе поперечной плоскос- левого и правого полусводов из прижати, ограниченном двумя лучами 15 и . 5 тых блоков клинообразный замковый

1б, исходящими от основания 17 дуго- блок 8, в результате чего образуется

l образного элемента в его крайнем под - полный свод, опирающийся нижними коннятом положении соответственно вниз цамн на опорные:стенки 3 и 4,-не по касательной к нему и радиально требующий больше поддержки с помощью внутрь конструкции укладчика, ряд 10 элементов укладчика. блоков своим нижним концом при пава- После этого укладчик отводится на рате не будет пересекать контур вы- новое рабочее место и цикл повторяется, работки и верхнюю часть боковой опор- Данное изобретение позволяет обной стенки 3 и в крайнем положении легчить условия труда, снизить трудооказывается прижатым по всей длине З емкость операций, связанных с возведек левой стенке выработки, образуя нием тоннельной обделки, следовательлевый полусвод обделки. но, повысить производительность труда °

1129367

1129367

Составитель Л. Березкина

Редактор М.Недолуженко Техред О. Ващишина . Корректор M.Ëåoíòâê

Заказ 9422/27 Тираж 435 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ возведения сводовой части сборной обделки тоннеля и устройство для его осуществления Способ возведения сводовой части сборной обделки тоннеля и устройство для его осуществления Способ возведения сводовой части сборной обделки тоннеля и устройство для его осуществления Способ возведения сводовой части сборной обделки тоннеля и устройство для его осуществления Способ возведения сводовой части сборной обделки тоннеля и устройство для его осуществления Способ возведения сводовой части сборной обделки тоннеля и устройство для его осуществления 

 

Наверх