Фрикционное сцепление для автомобилей

 

1. ФРИКЦИОННОЕ СЦЕПЛЕНИЕ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ, содержащее закрепленный на,маховике кожух, смонтированные в нем с возможностью осевого перемещения нажимной диск и по меньшей мере одну промежуточную пластину , расположенные между ними фрикционные диски, связанные с установленной на валу подвижной по оси втулкой через основание, и смонтированную между кожухом и нажимным диском тарельчатую пружину, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности путем улучшения контакта фрикционных поверхностей при включении и их разведения при отключении , оно снабжено плоскими пружинами , щарнирно соединенными своими концами с фрикционными дисками, что фиксирует их от проворота, при этом фрикционные диски установлены с возможностью осевого смещения один относительно другого. 2. Сцепление по п. 1, о т л и чающееся тем, что плоские пружины установлены между фрикционными дисками с предварительным напряжением сжатия. 3.Сцепление по пп. 1 и 2, о т личающееся тем, что оно снабжено расположенными меяду фрикционными дисками ограничителями хода плоских пружин в осевом направлении. 4.Сцепление поп.З, отличающееся тем, что ограничители выполнены регулируемыми. . 5. Сцепление по пп.1 - 4, о т личающееся тем, что осевой ход фрикционных дисков один относительно другого ограничен равен по ё меньшей мере половине осевого хода нажимного диска. СП 6.Сцепление по пп. 1 - 5, отличающееся тем, что один фрикционный диск связан с втулкой основанием, а другой фрикционный диск установлен на основании с возможностью осевого перемещения при помощи плоских пружин. 7.Сцепление попп. 1 -6, от00 .личающееся тем, что ограни4; чителями служат заклепки, закрепленные на одном из фрикционных дисков и расположенные в отверстиях другого оо фрикционного диска с опорой их головок на поверхность последнего. 8.Сцепление по пп. 1 - 7, о т личающееся тем, что плоские пружины закреплены на одном из фрикционных дисков при помощи ограничителей . 9.Сцепление по пп. 1 - 8, о т .г личающееся тем, что один из фрикционных дисков выполнен с направленными радиально к центру выступами для крепления ограничителей.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦЙАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU;„113147

3(5!) F 16 D 13/75

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 2о55208/25 27 (22) 05.08.80 (31) P 2932009.0 (32) 07.08.79 (33). ФРГ . (46) 23. 12.84. Бюл. ¹ 47 (72) Пауль Маухер, Карл Кек и Дитер

Претцель (ФРГ) (71) Лук Ламеллен унд Купплюнгсбау

ГмбХ.(ФРГ) (53) 621.825.54(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

¹ 846849, кл. F 16 Р 13/32, 1979.

2. Патент Великобритании

¹ 1365613, кл. F 2 С, 1974 (прототип) (54)(57) 1. ФРИКЦИОННОЕ СЦЕПЛЕНИЕ

ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ, содержащее закрепленный на маховике кожух, смонтированные.в нем с воэможностью осевого перемещения нажимной диск и по меньшей мере одну промежуточную пластину, расположенные между ними фрикционные диски, связанные с установленной на валу подвижной по оси втулкой через основание, и смонтированную между кожухом и нажимным диском тарельчатую пружину, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности путем улучшения контакта фрикционных поверхностей при включении и их разведения при отключении, оно снабжено плоскими пружинами, шарнирно соединенными своими концами с фрикционными дисками, что фиксирует их от проворота, при этом фрикционные диски установлены с возможностью осевого смещения один относительно другого.

2. Сцепление по и. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что плоские пружины установлены между фрикционными дисками с предварительным напря жением сжатия.

3. Сцепление по пп.1 и 2, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что оно снабжено расположенными между фрикционными дисками ограничителями хода плоских пружин в осевом направлении.

4. Сцепление по п. 3, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что ограничители вынолнены регулируемыми.

5. Сцепление по пп.! — 4, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что осевой ход фрикционных дисков один относительно другого ограничен равен по меньшей мере половине осевого хода Й нажимного диска.

6. Сцепление по пп. 1 — 5, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что один С фрикционный диск связан с втулкой основанием, а другой фрикционный диск установлен на основании с воэможностью осевого перемещения при помощи плоских пружин.

7. Сцепление по пп. 1 — 6, о т— .л и ч а ю щ е е с я тем,,что ограничителями служат заклепки, закреплен- р ные на одном иэ фрикционных дисков и расположенные в отверстиях другого фрикционного диска с опорой их головок на поверхность последнего.

8. Сцепление по пп. — 7, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что плоские пружины закреплены на одном из фрикционных дисков при помощи ограничителей.

9. Сцепление по пп. 1 — 8, о т .л и ч а ю щ е е с я тем, что один из фрикционных дисков выполнен с направленными радиально к центру выступами для крепления ограничителей.

1131478

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения.

Известно фрикционное сцепление для автомобилей, содержащее смонти- 5 рованный на маховике кожух, смонтированный в нем нажимной диск и:расположенный между ним и маховиком фрикционный диск (1 3.

Недостатком данного сцепления является низкая нагрузочная способность ввиду наличия только одного фрикционного диска.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемо- 5 му результату является фрикционное сцепление для автомобилей, содержа— щее закрепленный на маховике кожух, смонтированные в нем с возможностью осевого перемещения нажимной диск 20 и по меньшей мере одну промежуточную пластину, расположенные между ними фрикционные диски, связанные с установленной на валу подвижной по оси втулкой через основание, и смонтированную между кожухом и нажимным диском тарельчатую пружину.

Известное сцепление имеет надеж- ность ввиду недостаточного контакта фрикционных поверхностей при включе- 30 нии и их взаимодействия при отключении (2).

Цель изобретения — повышение на— дежности путем улучшения контакта фрикционных поверхностей при включении и их разведения при отключении.

Поставленная цель достигается тем, что фрикционное сцепление для автомобилей, содержащее закрепленный на маховике кожух, смонтированные в нем 0 с возможностью осевого перемещения нажимной диск и по меньшей мере одну промежуточную пластину, расположенные между ними фрикционные диски, связанные с установленной на валу подвижной по oem втулкой через основание, и смонтированную между кожухом и нажимным диском тарельчатую пружину, снабжено плоскими пружинами, шарнирно соединенными своими концами

50 с фрикционными дисками, что фиксирует их от проворота, при этом фрикционные диски установлены с возможностью осевого смещения один относительно другого.

Плоские пружины установлены между фрикционными дисками с предварительным напряжением сжатия.

Кроме того, сцепление снабжено расположенными между фрикционными дисками ограничителями плоских пру— жин в осевом направлении.

Ограничители могут быть выполнены регулируемыми.

Осевой ход фрикционных дисков друг относительно друга равен по меньшей мере половине осевого хода нажимного диска.

Причем один фрикционный диск связан с втулкой основанием, а другой фрикционный диск установлен на основании с возможностью осевого перемещения при помощи плоских пружин.

Ограничителями могут быть заклепки, закрепленные на одном из фрикционных дисков и расположенные в отверстиях другого фрикционного диска с опорой их головок на поверхность последнего.

Плоские пружины закреплены на одном из фрикционных дисков при помощи ограничителей.

При этом один из фрикционных дисков выполнен с направленными радиально к центру выступами для крепления ограничителей.

На фиг. 1 показано сцепление в положении сцепления, разрез; на фиг.2— вид А на фиг. 1.

Сцепление смонтировано на маховике 1, имеющем опорную поверхность 2.

Основание 3 имеет два фрикционных диска 4 и 5, между которыми расположена промежуточная пластина 6 и нажимной диск 7, который прижимает диски к опорной поверхности 2 при помощи тарельчатой пружины 8, опирающейся с одной стороны на кожух 9, а с другой — на нажимной диск 7.

Основание 3 имеет общую для обоих фрикционных дисков втулку 10, смонтированную на приводном валу 11 через шлицевое зацепление так, что она может сдвигаться по валу в осевом направлении.

Несущий диск 12 фрикционного диска 4 выполнен заодно с основанием 3 и имеет на своей периферии по обеим сторонам фрикционные накладки 13.

Основание 3 закреплено на втулке 10 с помощью заклепок 14. Фрикционный диск 5 имеет кольцеобразный диск 15, на котором также с обеих сторон расположены фрикционные накладки 16.

Диск 15 и несущий диск 12, и фрикционный диск 4 соединены между собой

1131478 плоскими пружинами 17 жесткими в направлении вращения и эластичными в осевом направлении. Пружины 17 шарнирно прикреплены к несущему диску

12 и фрикционному диску 4 посредством 5 заклепок 18. В радиальных выступах

19 кольцеобразного фрикционного диска 5 могут быть установлены также заклепки 20. Плоские пружины 17 расположены между фрикционными дисками

4 и 5 с предварительным напряжением в направлении раздвижки фрикционных дисков 4 и 5. Относительное осевое расположение обоих фрикционных дисков 4 и 5 фиксируется ограничителя- 15 ми 21. В приведенном примере ограничители 21 образованы осевым удлинением 22 заклепки 20, скрепляющей плоские пружины 17 с фрикционным диском 5. Осевые удлинения 22 прохо- 2Р дят сквозь фрикционный диск 4 через выполненные в нем отверстия 23 и взаимодействуют с ним посредством буртика 24. Диск 4 фиксируется по оси на расстоянии Л, которое соответ- ствует по меньшей мере половине осевого перемещения нажимного диска 7.

В расцепленном положении фрнкционные диски 4 и 5 находятся в освобожденном положении. зр

Пружинные средства могут быть вы— полнены в виде спиральных пружин 25, установленных между обоими фрикционными дисками на осевые удлинения 22 упоров 21. При подобном исполнении плоские пружины 17 не требуется де— лать со специальным предварительным напряжением.

Средства, ограничивающие пределы осевого перемещения X фрикционнь|х 4р дисков 4 и 5, могут быть также выполнены в виде болтов 26, расположены в отверстиях кольцеобразного диска 5 и ввертываются в гайки 27, укрепленные на диске 4. Выполненный таким об- gg разом упор позволяет регулировать размер зазоров между дисками. Гайка

27 должна обладать самостопорящимися свойствами.

Фрикционное сцепление имеет масля- р

: ное охлаждение. Для лучшего распределения охлаждающего масла на фрикционном диске 4 или несущем диске

12 прикреплен маслоулавливающий лист

28, имеющий профилированные изгибы

29 и 30, которые должны распределять равномерно охлаждающее масло по фрикционным поверхностям дисков. У внешней, удаленной от оси, части изгиба

30 в несущем диске 12 выполнены отверстия 31 для подвода охлаждающего масла к фрикционным поверхностям 4, взаимодействующего с опорной поверхностью 2. Подвод масла для охлаждения сцепления происходит по подводящей трубке 32, которая соединена с запорным устройством, прерывающим поток масла при отключении сцепления °

Помежуточная пластина 6 и нажимной диск 7 соединены плоскими пружинами 33 и 34 с кожухом 9. Упор 35 закреплен на нажимном диске 7 и взаимодействует с промежуточной пластиной 6.

Плоские пружины 33 и 34 расположены по окружности в углублениях 36 кожуха 9. Плоские пружины 33 с одной стороны шарнирно прикреплены заклепкой 37, а с другой — заклепкой 38 к радиальному выступу промежуточной пластины 6 . Плоские пружины 34 шарнирно прикреплены с одной стороны к кожуху 9 заклепками 39 в местах крепления 40 углублений 36, а с другой— к нажимному диску 7 заклепками 4 1.

Упоры 35 выполнены в виде отогнутых пластин, которые к нажимному диску 7 прикреплены заклепками 41, связывающими плоские пружины 34 с нажимным диском 7.

Упор 35 контактирует с радиальным

-выступом промежуточной пластины 6 и ограничивает осевой зазор Z между нажимным диском 7 и промежуточной пластиной 6. Зазор 2 соответствует величине зазора Х между фрикционными дисками 4 и 5.

Плоские пружины 33 и 34 установлены с предварительным напряжением в противоположные стороны. При этом плоские пружины 33, связывающие промежуточную пластину 6 с кожухом 9, действуют в направлении опорной поверхности 2, а плоские пружины 34, связывающие нажимной диск 7 с кожухом 9 — в направлении тарельчатой пружины.

Плоским пружинам 34 придается большее предварительное напряжение, чем плоским пружинам 33, что при включении сцепления обеспечивает прилегание нажимного диска 7 к тарельчатой пружине 8 и промежуточной пластины 6 к упорам 35, чем, в свою очередь, обеспечиваются зазоры с обеих сторон, промежуточной пластины 6. ки4и5.

Для отключения сцепления используется втулка 44, перемещаемая вилкой 45 в сторону тарельчатой пружины 8. При этом внешний край тарельча- той пружины перемещается в направлении кожуха 9. Так как плоские пружины 34 действуют в направлении тарельчатой пружины 8, нажимной диск 7 сле- О дует за тарельчатой пружиной 8,вслед, ствие чего сначала нажимной диск 7 отводится от фрикционного диска 5.

После выбора зазора Z с помощью отводящего упора 35 промежуточная плас- 25 тина 6 отводится от фрикционного диска 4 и удерживается на соответствующем расстоянии от него, так как действие усилия: плоских пружин 33 противоположно действию плоских пружин ЗО 34, однако усилие плоских пружин 33 значительно слабее, чем плоских пружин 34. Плоские пружины 33 и 34 обеспечивают отведение нажимного диска 7 и промежуточной пластины 6, в то вреМежду опорной поверхностью 2 и фрикционным диском 4, а также между нажимным диском 7 и фрикционным диском 5 установлены пружинные пластинки 42 и 43, которые отжимают фрикционные диски 4 и 5 от опорной поверх ности 2 и нажимного диска 7 в осевом направлении. При этом усилие пружин

42 и 43 слабее, чем пружин, связывающих между собой фрикционные дис1314? 8 6 мя как упор 35 обеспечивает заданное осевое положение промежуточной пластины 6 и зазоры с обеих ее сторон.

Фрикционные диски 4 и 5 отодвига5 ются от промежуточной пластины 6 под действием плоских пружин 17 и удерживаются в раздвинутом положении с общим осевым зазором Х. При этом фрикционные диски также имеют зазоры с обеих сторон. Дополнительно к предварительному напряжению плоских пружин в случае, если плоские пружины

17 не были установлены с соответствующим усилием предварительного напряжения, могут быть применены распорные пружины 25. Пружинные пластины 42 и

43, пружинящее усилие которых меньше усилия, развиваемого пружиной 17 или 25, обеспечивают отсутствие сцепления всех фрикционных поверхностей фрикционных дисков со всеми фрикционными поверхностями нажимного диска, промежуточной пластины и опорной поверхности, вследствие чего не происходит передачи крутящего момента.

Очень небольшое трение между пружинами 42 и 43 и фрикционными дисками 4 и 5 может быть устранено с помощью установочного устройства, которое действует между основанием 3 и приводным валом 11. При отключении сцепления основание 3 отодвигается от опорной поверхности 2 на расстояние, которое соответствует половине пути Х или Z.

1131478

e,z

ВНИИПИ Заказ 9644/46 Тирам 912 Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Уигород, ул.Проектная,4

Фрикционное сцепление для автомобилей Фрикционное сцепление для автомобилей Фрикционное сцепление для автомобилей Фрикционное сцепление для автомобилей Фрикционное сцепление для автомобилей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к фрикционным муфтам, в частности, для автомобилей

Изобретение относится к механизму фрикционного сцепления, расположенного между двигателем и коробкой передач

Изобретение относится к устройствам, обеспечивающим нормальную эксплуатацию машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к приводам управления муфтами, тормозами

Изобретение относится к фрикционным сцеплениям, в частности к фрикционным сцеплениям с компенсатором износа фрикционных накладок

Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам-тормозам механических прессов и других кузнечно-прессовых машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к фрикционным сцеплениям с компенсаторами износа, и предназначено преимущественно для использования в цепи привода большегрузных автомобилей
Наверх