Система управления сцеплением и стояночным тормозом

 

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕМ И СТОЯНОЧНЫМ ТОРМОЗОМ, содержащая поворотный рычаг управления стояночным тормозом с подпружиненным стопором , сцепляющимся с неподвижным сектором , и тягу, один конец которой связан штифтом с пазом в поворотном рычаге, а на другом закреплен ползун, для взаимодействия с элементом управления сцеплением, отличающаяся тем, что, с целью совершенствования процесса управления транспортным средством путем обеспечения гарантированной выключаемости стояночного тормоза при трогании транспортного средства с места, на оси поворота рычага установлены кулачок и спиральная пружина, связывающая ку-лачок с осью, на зубчатом секторе закреплена поворотная пластина, контактирукщая со стопором и кулачком, паз в поворотном рычаге под штифт выполнен дугообразным,- в кулачке имеется сквозное отверстие под штифт, (О а ползун выполнен магнитным. СС 00 СА9

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

РЕСПУБЛИН..80„ „1133131

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРОНОМУ CICICCTCIICCTCV ф " щр ц (21) 3582600/27-11 (22) 21.04.83 (46) 07.01.85. Бюл. 9 1 (72) Н.Н. Первьппин, Н.Ф. Метлюк, P.È. Фурунжиев и В.В. Варавко (71) Белорусский ордена Трудового

Красного Знамени политехнический институт (53) 629.113-59(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

1017529, кл. В 60 К 41/24, 1979. (54)(57) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИ-.

ЕМ И СТОЯНОЧНЫМ ТОРМОЗОМ, содержащая поворотный рычаг управления стояночным тормозом с подпружиненным стопором, сцепляющимся с неподвижным сектором, и тягу, один конец которой связан штифтом с пазом в поворотном фея) В 60 К 41/24; В 60 Т 7/12 рычаге, а на другом закреплен полвун. для взаимодействия с элементом управления сцеплением, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью совершенствования процесса управления транспортным средством путем обеспечения гарантированной выключаемости стояночного тормоза при трогании транспортного средства с места, на оси поворота рычага установлены кулачок и спиральная пружина, связывающая кулачок с осью, на зубчатом секторе закреплена поворотная пластина, контактирующая со стопором и кулачком, паз в поворотном, рычаге под штифт выполнен дугообразным; в кулачке 6 имеется сквозное отверстие под штифт, а ползун выполнен магнитным.,1 1133

Изобретение относится к автомоби-, лестроению, в частности к стояноч-. ным (ручным) тормозам транспортных средств.

Известна система управления сцеп5 лением и стояночным тормозом, содержащая поворотный рычаг управления стояночным тормозом с подпружиненным стопором, сцепляющимся с неподвижным сектором, и тягу, один конец которой связан штифтом с пазом в поворотном рычаге, а на другом закреплен палзун для взаимодействия с элементом управления сцеплением f1) .

К недостаткам известного устрой,ства следует отнести необходимость растормаживания стояночного тормоза водителем, так как при включенном ! стояночном тормозе заблокирована педаль управления сцеплением, Цель изобретения — совершенство,вание процесса управления транспортным средством путем обеспечения гарантированной выключаемости стояночного тормоза при трогании транспортного средства с места.

Цель достигается тем, что в систе- ме управления сцеплением и стояночным тормозом, содержащей поворотный рычаг управления стояночным тормозом

30 с подпружиненным стопором,, сцепляющимся с неподвижным сектором, и тягу, один конец которой связан штифтом с пазом в поворотном рычаге, а на другом закреплен ползун для взаимо-. действия с элементом управления . сцеплением, на оси поворота рычага установлены. кулачок и спиральная пружина, связывающая кулачок с осью, на зубчатом секторе закреплена поворотная пластина, контактирующая со стопором и кулачком, паз в поворотном рычаге под штифт выполнен дугообразным, в кулачке имеется сквозное отверстие под штифт, а ползун выполнен магнитным.

На фиг. 1 изображена система управления сцеплением и стояночным тормозом с приводом его выключения, на фиг. 2 — размещенный на рукоятке управления механизм выключения.

Устройство содержит рукоятку стояночного тормоза, тяги 2 и 3, возвратную пружину 4, тягу 5, кулачок 6, расстопоривающую пластину 7, штифт 8. Кулачок 6 имеет паэ 9 для штифта 8. Зубчатый диск 10 взаимодействует со стопором 11. Для возвращения кулачка 6 в исходное положение

131 2 служит спиральная пружина 12. Привод

13 выключения сцепления состоит из нажимных лапок 14 и гидроцилиндра 15.

Конец тяги 5 соединен с магнитным полэуном 16.

Тормоз работает следующим образом.

В исходном положении при опущенной рукоятке 1 (фиг. 1) кулачок 6 усилием пружины 12, один конец которой закреплен на оси кулачка 6, а другой на самом кулачке 6, повернут против часовой стрелки на допустимый угол, определяемьп возможностью перемещения штифта 8 в пазу 9 рукоятки 1 (положение a ), Магнитный ползун 16.при этом находится в крайнем правом положении в своих направляющих.

Включение стояночного тормоза путем поворота рукоятки 1 по часовой стрелке благодаря имеющемуся зацеплению рукоятки 1 с кулачком 6 посредством штифта 3 приводит к перемещению последнего из положения а в Я

При этом кулачок поворачивается по часовой стрелке и занимает положение изображенное на фиг. 2 штрихпунктирной линией-. Одновременно с этим закрепленная на противоположном конце штифта 8 тяга 5 перемещает магнитный элемент 16 в его направляющих на соответствующую величину. Механизм выключения, таким образом, подготавливается к срабатыванию.

При трогании с места с невыключенным стояночным тормозом осуществляется выключение сцепления, что ведет к выдвиганию штока поршня гидроцилиндра 15 привода 13 сцепления.

В конце хода штока шарнир, образованный штоком поршня гидроцилиндра 15 и лапками 14 входит в контакт с магнитным элементом 16 и происходит притягивание магнитного ползуна 16 к шарниру.. Последующее включение сцепления 13 (после включения передачи) приводит к возврату штока поршня гидроцилиндра 15 и лапок 1 4 в исходное положение. При этом ими увлекается и магнитный ползун 16 на величину, допускаемую перемещением штифта в пазу 9. Штифт 8, увлекаемый тягой 5, перемещается из положения В в о, осуществляется поворот кулачка 6 по часовой стрелке; Кулачок 6 своим выступом воздействует на пластину 7, которая, в свою очередь, поджимая стопор

11 рукоятки 1, выводит его из зацепления с зубчатым сектором 10. Возврат рукоятки 1 происходит под дейиг.

Составитель О. Алексеев

Редактор Н. Егорова Техред Т.фанта Корректор Е. Сирохман

Заказ 9903/7 Тираж 650 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 11 ствием пружины 4. Стояночный тормоз, таким образом, выключается.

В процессе выключения в конце хода рукоятки 1 находящийся в пазу 9 штифт 8 под действием рукоятки 1 поворачивает кулачок 6 на угол, позво.ляющий его выступу преодолеть гребень пластины 7. Дальнейший возврат кулачка в исходное положение осуществляется при .скольжении его выступа по профилированной соответствующим образом пластине 7 и далее — под действием спиральной пружины 12 (из положения

33131, 4

5 штифт перемещается в положением ) ..

Магнитный ползун 16 также перемещает- ся тягой 5 в исходное положение. Механизм выключения приводится в поло5 жение, соответствующее изображенному. на фиг. 1 и 2.

Таким образом, устройство позволяет исключить откат автомобиля при трогании на подъеме и обеспечивает выключение стояночного тормоза вне зависимости от субъективного фактора, что позволяет снизить уровень нервной нагрузки водителя.

Система управления сцеплением и стояночным тормозом Система управления сцеплением и стояночным тормозом Система управления сцеплением и стояночным тормозом 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и конкретно касается сцепления транспортного средства
Наверх