Автотрансформатор

 

АВТОТРАНСФОРМАТОР, соде жащий магнитопровод с обмоткой, имеющей контактную дорожку и токо съемный ролик, жестко установленный на оси, выполненной из матери ла с высокой электрои теплопроб е f2 в I водностью, преимущественно из меди, пружинящий поводок, выполненный с охлаждающими полками, окном, в котором расположена ось с возможностью вращения,отличающийс я тем, что, с целью увеличения срока службы автотрансформатора путем интенсификации охлаждения токосъемного ролика, автотрансформатор снабжен пластиной-радиатором из материала с высокой теплопроводностью , преимущественно из меди, вьшолненной с охлаждающими полками , окном и углублениями для установки оси ролика, окна пружинящего поводка и пластины-радиатора ра сположены соосно, пружинящий поводок выполнен с упорами, ограничивающими перемещение ролика в осевом направлении .

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТ1Й

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3653172/24-07 (22) 14 ° 10.83 (46) 15.01.85. Бюл. Ф 2 (72) Л.И. Виктюк, В.Н. Красильников, Г.С. Курбатов, А.В. Нестеренко, В.В. Бычков, P.Ñ. Цветкова и И.А. Зеленский (53) 621.314 ° 223(088.8) (56) 1. Патент ГЦР В 80261, кл. 21 и 53/02, 1971.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке У 2991388, кл. Н 01 F 31/02, Н 01 F 29/02, 1980. (54)(57) АВТОТРАНСФОРМАТОР, содержащий магнитопровод с обмоткой, имеющей контактную дорожку и токо— съемный ролик, жестко установленный на оси, выполненной из материала с высокой электро- и теплопроÄÄSUÄÄ 1134972 A

4(51) Н 01 F 31/02; Н 01 F 29/06 водностью, преимущественно из меди, пружинящий поводок, выполненный с охлаждающими полками, окном, в котором расположена ось с возможностью вращения, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью увеличения срока службы автотрансформатора путем интенсификации охлаждения токосъемного ролика, автотрансформатор снабжен пластиной-радиатором из материала с высокой теплопроводностью, преимущественно из меди, выполненной с охлаждающими полками, окном и углублениями для установки оси ролика, окна пружинящего поводка и пластины-радиатора расположены соосно, пружинящий поводок выполнен с упорами, ограничивающими перемещение ролика в осевом направлении.

1134972

Изобретение относится к электротехнике, в частности к индукционным устройствам для регулирования напряжения.

Известен автотрансформатор, со- 5 держащий магнитопровод с обмоткой, имеющей контактную дорожку и токосъемный ролик, установленный на оси поводок, соединенный с приводом (1) .

Недостатком известного автотрансформатора является повышенный нагрев в зоне перемещения ролика изза того, что трудно осуществлять надежный тепловой контакт вращающего. ся ролика с теплоотводящего радиатора.

Известен также трансформатор, содержащий тороидальный магнитопровод, на который намотана обмотка.

Провода обмотки на одном из торцов магнитопровода зачищена от изоляции, образуя контактную дорожку, по которой перемещается токосъемный ролик из электроугольного материала.

Перемещение ролика по контактной дорожке приводит к изменению числа витков со вторичной стороны и к изменению напряжения на выходе автотрансформатора. Перемещение контактного ролика осуществляется при 30 помощи пружинящего поводка, один .конец которого связан с рукояткой, приводимой в движение рукой оператора, а второй конец поводка выполнен в виде скобы с охлаждающими пол- З5 ками. Между полками имеется окно ° в котором установлен ролик, опирающийся своей осью в выемки поводка с возможностью свободного вращения.

Поводок служит пружиной, прижимаю- 40 щей ролик к контактной дорожке с требуемым усилием и одновременно выполняет функцию радиатора, рассеивающего тепло, выделяемое в переходных контактах ролика j2) . 45

Однако теплорассеивающая способность такого радиатора оказывается, недостаточно эффективной вследствие низкой теплопроводности пружинной стали. Это ведет к повышенному нагреву токосъемного ролика и контактирующей с ним контактной дорожки, что снижает срок службы автотрансфор. матора. Изготовление радиатора иэ материала с высокой теплопроводнос- 55 тью и одновременно обладающего пружинящими свойствами возможно только из весьма дорогого и дефицитного материала, например иэ бериллиевой бронзы.

Целью изобретения является увеличение срока службы автотрансформатора путем интенсификации охлаждения токосъемного ролика.

Поставленная цель достигается тем, что автотрансформатор, содержащий яагнитопровод с обмоткой, имеющий контактную дорожку и токосъемный ролик, жестко установленный на оси, выполненный иэ материала с высокой электро- и теплопроводностью, преимущественно из меди, пружинящий поводок, выполненный с охлаждающими полками, окном, в котором расположена ось с воэможностью вращения, снабжен пластиной-радиатором из материала с высокой теплопроводностью, преимущественно из меди, выполненной с охлаждающими полками, окном и углублениями для установки оси ролика, окна пружинящего поводка и пластины-радиатбра расположены соосно, пружинящий поводок выполнен с упорами, ограничивающими перемещение ролика в осевом направлении.

Установка дополнительной пластины-радиатора из металла с высокой теплопроводностью и развитой поверхностью в токосъемном узле автотрансформатора дает возможность снизить нагрев токосъемного ролика и, соответственно, увеличить срок службы автотрансформатора или увеличить его нагрузочную способность, или же уменьшить материалоемкость при сохранении прежних параметров.

На фиг. 1 изображен автотрансформатор, общий вид, на фиг, 2, 3, 4 и 5 — детали и сборочные единицы с последовательным их расположением в автотрансформаторе (на фиг. 2— пружинящий поводок, на фиг. 3— пластина-радиатор, на фиг. 4 — токосъемный ролик, на фиг. 5 — часть магнитопровода с обмоткой и контактной дорожкой), Автотрансформатор состоит из тороидального магнитопровода 1, на который намотана обмотка 2. Провода обмотки 2 на площадке 3 (на фиг. 5 ограничена пунктирными линиями) зачищены от изоляции, образуя контактную дорожку, по которой перемещается контактный ролик 4. Ролик имеет ось 5, которая вращается в

34972 Риз. 5

Составитель Ф. Чиркина

Техред Т.Маточка Корректор М. Демчик

Редактор С. Тимохина

Заказ 10095/43 Тираж 679

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, уд. Проектная, 4

3 11 углублениях 6 пластины-радиатора 7.

Для обеспечения посадки ролика на свое рабочее место в пластине-радиаторе имеется окно 8. С этой же целью выполнено окно 9 и в пружинящем поводке 10. С целью уменьшения габаритов пластины-радиатора с сохранением теплорассеивающей поверхности края пластины-радиатора отогнуты, образуя полки 11. На поводке 10 имеются упоры 12 и 13, ограничивающие перемещение ролика в осевом направлении. Поводок 1О закреплен на рукоятке 14, вращающейся на оси 15.

Автотрансформатор работает следующим о бра эом е

Для регулирования напряжения на выходе автотрансформатора контактный ролик 4 перемещают по контактной дорожке. Такое перемещение ролика осуществляет оператор, вращая

4 рукоятку 14, от которой вращение передается ролику 4 через поводок

10 и пластину-радиатор 7. Поводок

10 одновременно осуществляет прижатие ролика к контактной дорожке через пластину-радиатор 7. Ролик 4, перемещаясь по контактной дорожке

3, вращается на оси 5 в углублениях б пластины-радиатора 7. Перемещение

10 ролика 4 по контактной дорожке 3 приводит к изменению количества витков со вторичной стороны и, следовательно, к изменению напряжения на выходе автотрансформатора. Применение пластины-радиатора 7 способствует более интенсивному рассеиванию тепла, образующегося в ролике, снижает его нагрев, что ведет к снижению нагрева контактирующих с ним проводов обмотки. Это дает возможность повысить нагрузочную способность или снизить материалоемкость автотрансформатора.

Автотрансформатор Автотрансформатор Автотрансформатор 

 

Похожие патенты:
Наверх