Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя

 

РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ , имеющего сопло с лопатками спрямляющего аппарата, установленное в диаметральной плоскости судна и содержащее струенаправляющую коробку с размещенными в ней заслонками и рулем, установленным в диаметральной плоскости судна с возможностью поворота, причем высота руля равна диаметру сопла водометного движителя, отличающееся тем, что, с целью улучшення маневренности судна и повышения КПД движителя на заднем ходу судна, юпатки спрямляющего аппарата имеют затупленную заднюю кромку, руль выполнен в виде щелевого прямоугольного сопла, щирина которого равна толщине задней кромки лопатки спрямляющего аппарата, а заслонки в положении «Задний ход установлены с возможностью касания их передних кромок с внешней поверхностью руля и образования урла между ними, вершина которого направлена в сторону спрямляющего аппарата движителя, при этом по крайней мере две лопатки послед- § него расположены в диаметральной плос- О) кости судна. со ;о О)

,SU„,1139671

СОЮЗ СОВЕТСКИХ соцИАлистичесних

" РЕСПУБЛИК

4 В 63 Н 11 117

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Йф

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3614616/27-11 (22) 29.06.8) (46) 15.02.85. Бюл. № 6 (72) Л. С. Папков и И. Я. Бейлин (71) Центральный научно-исследовательский институт лесосплава и Костромской судомеханический завод (53) 629.12.532.582.5.035.2 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 335156, кл. В 63 Н 25/12, 1967 (прототип). (54) (57) РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ, имеющего сопло с лопатками спрямляющего аппарата, установленное в диаметральной плоскости судна и содержащее струенаправляющую коробку с размещенными в ней заслонками и рулем, установленным в диаметральной плоскости судна с возможностью поворота, причем высота руля равна диаметру сопла водометного движителя, отличающееся тем, что, с целью улучшения маневренности судна и повышения КПД движителя на заднем ходу судна, лопатки спрямляющего аппарата имеют затупленную заднюю кромку, руль выполнен в виде щелевого прямоугольного сопла, ширина которого равна толщине задней кромки лопатки спрямляющего аппарата, а заслонки в положении

«Задний ход> установлены с возможностью касания их передних кромок с внешней поверхностью руля и образования угла между ними, вершина которого направлена в сторону спрямляющего аппарата движителя, при этом по крайней мере две лопатки послед- Я него расположены в диаметральной плоскости судна.

1139671

Изобретение относится к судостроению, а именно к реверсивно-рулевым устройствам водометных движителей.

Известно реверсивно-рулевое устройство водометного движителя, имеющего сопло с лопатками спрямляющего аппарата, установленное в диаметральной плоскости судна и содержащее струенаправляющую коробку с размещенными в ней заслонками и рулем, установленным в диаметральной плоскости судна с возможностью поворота, причем высота руля равна диаметру сопла водометного движителя (1).

Однако в известном устройстве маневренность судна на заднем ходу значительно хуже, чем на переднем. Кроме того, в положении заслонок «Задний ход» образуется застойная область в струе воды, расположенная между заслонками. Это обстоятельство увеличивает гидравлические потери в реверсивно-рулевом устройстве, что снижает

КПД водометного движителя на заднем ходу судна.

Целью изобретения является улучшение маневренности судна и повышение КПД движителя на заднем ходу судна.

Цель достигается тем, что в реверсивнорулевом устройстве водометного движителя, имеющего сопло с лопатками спрямляющего аппарата, установленное в диаметральной плоскости судна и содержащее струенаправляющую коробку с размещенными в ней заслонками и рулем, установленным в диаметральной плоскости судна с возможностью поворота, причем высота руля равна диаметру сопла водометного движителя, лопатки спрямляю щего аппарата имеют затупленную заднюю кромку, руль выполнен в виде щелевого прямоугольного сопла, ширина которого равна толщине задней кромки лопатки спрямляющего аппарата, а заслонки в положении «Задний ход» установлены с возможностью касания их передних кромок с внешней поверхностью руля и образования угла между ними, вершина которого направлена в сторону спрямляющего аппарата движителя, при этом по крайней мере две лопатки последнего расположены в диаметральной плоскости судна.

На фиг. 1 схематически представлено реверсивно-рулевое устройство, вид со стороны кормы судна; на фиг. 2 — то же, разрез

А-А на фиг. 1; на фиг. 3 (а, б, в,г,д) схема работы реверсивно-рулевого устройства при различных положениях руля и заслонок.

Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя содержит струенаправляющую коробку 1 с размещенными в ней заслонками 2 и 3 и рулем 4. Струенаправляющая коробка 1 имеет верхнюю 5 и нижнюю 6 несущие плиты, неподвижно закрепленные в кормовой части судна так, что ось входного патрубка 7 струенаправляющей коробки 1 совпадает с осью сопла 8 водометного движителя. Кроме того, струенаправляющая коробка 1 содержит выходной патрубок 9 и бортовые патрубки 10 и 11. Руль 4, выполненный в виде щелевого прямоугольного сопла, расположен в струенаправляющей коробке 1 в диаметральной плоскости судна с возможностью поворота относительно вертикальной оси. Высота руля 4 равна диамет ру сопла 8 водометного движителя. Шири15 на щелевого прямоугольного сопла равна толщине задних кромок лопаток 12 спрямляющего аппарата, расположенного в соп20

55 ле 8 водометного движителя. При этом по крайней мере две лопатки спрямляющего аппарата расположены в диаметральной плоскости судна. Заслонки 2 и 3 расположены в струенаправляющей коробке 1 симметрично относительно диаметральной плоскости судна, причем расстояние между ними таково, чтобы на переднем ходу судна они не омывались струей воды, вытекающей из сопла 8 водометного движителя. В положении

«Задний ход» заслонки 2 я 3 своими передними кромками касаются внешней поверхности руля 4, образуя угол, вершина которого направлена в сторону спрямляющего аппарата.

Реверсивно-рулевое устройство работает следующим образом.

При движении судна вперед заслонки 2 и 3 параллельны диаметральной плоскости судна, закрывая бортовые патрубки 10 и 11 (фиг. 3 а). Поворот судна осуществляется соответствующим поворотом руля 4 (фиг. Зб).

Для реверса судна заслонки 2 и 3 поворачивают так, чтобы они своими передними кромками касались внешней поверхности руля 4, который направлен вдоль диаметральной плоскости судна. Бортовые патрубки 10 и 11 открываются и направляют струю воды в сторону движения судна (фиг. Зв).

Входное отверстие щелевого прямоугольного сопла руля 4 закрыто при этом затупленной задней кромкой лопаток 12, расположенных в диаметральной плоскости судна.

Поворот судна на заднем ходу осуществляется соответствующим поворотом руля 4 в положении заслонок 2 и 3 «Задний ход» (фиг. Зг и д).

Применение устройства позволит улучшить маневренность судна при движении назад, уменьшить гидравлические потери в реверсивном устройстве, новысив тем самым

КПД движителя на заднем ходу судна.

1139671

A— - A

7 8 Я

Составитель А. Печерица

Техред И. Верее Корректор М. Демчик

Тираж 435 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патентэ, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор Т. Митейко

Заказ 26/15

Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, в частности к рулевым устройствам двухвального судна

Изобретение относится к судостроению, в частности к реверсивно-рулевым устройствам судов с водометными движителями. Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя включает в себя два вертикальных синхронных руля, закрепленных за соплом, и реверсивную заслонку, навешенную поворотно на горизонтальной оси за соплом. Реверсивная заслонка выполнена с вертикальными боковыми стенками и задней стенкой в виде цилиндрической поверхности, эквидистантной кормовым кромкам рулей, которые выполнены по дуге окружности. В верхней части задней стенки реверсивной заслонки установлен ограничитель поворота. В кормовой части боковых стенок выполнены окна, снабженные наружными патрубками с направляющими пластинами. На выходном сечении реверсивной заслонки установлен дефлектор в виде пластины, смонтированный с помощью плоских стоек. Достигается упрощение конструкции и формирование оптимальных направлений потока воды, истекающего из реверсивной заслонки при реверсе и повороте судна. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.
Наверх