Опора скольжения

 

ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ, содержащая вал, корпус с размещенными в его радиальных пазах и обхватывающими вал вкладышами, устройство для автоматического регулирования радиального зазора с пружинами, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности путем автоматической компенсации вкладыщей подщипника, вкладыши выполнены с торцовыми пальцами, а устройство для автоматического регулирования радиального зазора выполнено в виде двух дополнительных опор скольжения, обхватывающих выполненные на валу с обеих сторон вкладышей конические участки двух поводковых дисков со сходящимися к центрц пазами в которых размещены пальцы вкладь1шей, и соединяющих дополнительные опоры скольжения с поводковыми дисками. /

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

4(SD F 16 С 25/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABT0PCH0IIIhV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиг. 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3498046/25-27 (22) 11.10.82 (46) 23.02.85, Бюл. № 7 (72) Н. В. Немогай, П. А. Худан, Б. С. Гайдук, А. Э. 1Оницкий, В. П. Паркалов и

Ю. Д. Баранов (71) Институт механики металлополимерных систем АН Белорусской ССР (53) 621.822.5 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

¹ 289233, кл. F 16 С 27/00,1969.

2. Авторское свидетельство СССР № 336441, кл. F 16 С 17/24, 1967 (прототип). (54) (57) ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ, содержащая вал, корпус с размещенными в его

„,SU„„1141238 радиальных пазах и обхватывающими вал вкладышами, устройство для автоматического регулирования радиального зазора с пружинами, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности путем автоматической компенсации износа вкладышей подшипника, вкладьппи выполнены с торцовыми пальцами, а устройство для автоматического регулирования радиального зазора выполнено в виде двух дополнительных опор скольжения, обхватывающих выполненные на валу с обеих сторон вкладышей конические участки двух поводковых дисков со сходящимися к центрц пазами в которых размещены пальцы вкладышей, и соединяющих дополнительные опоры скольжения с поводковыми дисками.

1141238

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах различных машин.

Известен самоустанавливающийся подшипник скольжения, содержащий вал, корпус с размещенными в нем и охватывающими вал вкладышами, устройство для автоматического регулирования радиального зазора с пружинами, при этом вкладыши с наружной сферической поверхностью и каждый из них подпружинен индивидуальной пружиной (1) .

Однако данный подшипник не обеспечивает возможности равномерной компенсации износа вкладышей, что снижает его долговечность.

Известен также подшипниковый узел, содержащий вал, корпус с размещенными в его радиальных пазах и охватывающими вал вкладышами, устройство для автоматического регулирования радиального зазора с пружинами и винтами, выполненными с двумя резьбовыми участками с резьбой разного направления, взаимодействующими каждый с двумя гайками, размещенными в пазах клиньев, установленных с возможностью радиального перемещения и находящихся под действием пружин. Кроме того, устройство содержит два подпружиненных рычага и фиксаторы (2).

Однако известный подшипниковый узел сложен по конструкции и не обеспечивает надежность и долговечность опоры в режиме автоматического регулирования зазора.

Целью изобретения является повышение долговечности путем автоматической компенсации износа вкладышей.

Указанная цель достигается тем, что в опоре скольжения, содержащей вал, корпус с размещенными в его радиальных пазах и обхватывающими вал вкладышами, устройство для автоматического регулирования радиального зазора с пружинами, вкладыши выполнены с торцовыми пальцами, а устройство для автоматического регулирования радиального зазора выполнено в виде двух дополнительных опор скольжения, обхватывающих выполненные на валу с обеих сторон вкладышей конические участки двух поводковых дисков со сходящимися к центру пазами, в которых размещены пальцы вкладышей, и соединяющих дополнительные опоры скольжения с поводковыми дисками.

На фиг. 1 схематически показана опора скольжения в аксонометрии; на фиг. 2— то же, осевое сечение; на фиг. 3 — сечение

А — А на фиг. 2; на фиг. 4 — сечение Б — Б на фиг. 2.

5 !

О

Опора скольжения содержит вал 1, корпус 2 с размешеннь:ми в его радиальных пазах 3 и обхватывающими вал 1 вкладышами 4, устройство для автоматического регулирования радиального зазора, которое выполнено в виде двух дополнительных опор 5 скольжения с фланцами 6, обхватывающих выполненные на валу 1 с обеих сторон вкладышей 4 конические участки 7 двух поводковых дисков 8 со сквозными сходящимися к центру пазами 9, и соединяющих их штанг 10, размещенных в выполненных в корпусе 2 дуговых сквозных пазах 11 и совмещенных с ними по радиусу отверстиях 12 и 13 в поводковых дисках 8 и фланцах 6

I дополнительных опор 5 соответственно.

Вкладыши 4 выполнены с торцовыми пальцами 14, которые размещены в пазах 9 поводковых дисков 8. Дополнительные опоры 5 скольжения подпружинены относительно друг друга с заданным усилием пружинами 15, расположенными»а штангах 10.

Регулировка усилия сжатия пружин 15 осуществляется гайками 16.

Вкладыши 4, изготовленные из антифрнкционного материала, например, полимера или самосмазывающейся древесины, могут быть выполнены как цельные, так и из отдельных элементов 17. В этом случае роль торцовых пальцев 14 выполняет стяжка 18.

Опора скольжения работает следующим образом.

При вращении между валом 1 и вкладышами 4 существует определенная (рабочая) величина радиального зазора, а в дополнительных опорах 5 скольжения возникает определенный момент трения. Величина его определяется усилием пружин 15, конусностью участков 7 вала 1 и коэффициентом трения в дополнительных опорах.

По мере износа антифрикционных вкладышей 4 происходит возрастание нагрузки на дополнительные опоры 5, в результате чего увеличивается и момент трения в них.

При достижении моментом трения определенной величины происходит поворот дополнительных опор 5 относительно корпуса 2 по ходу вращения вала 1 вместе со штангами 10 и поводковыми дисками 8. Поворот последних вызывает радиальное (к центру) перемещение вкладышей 4, при этом восстанавливается первоначальная величина радиального зазора в опоре.

Таким образом, осуществляется автоматическое регулирование заданного эксплуатационного радиального зазора в опоре скольжения.

Изобретение позволяет повысить долговечность опоры за счет возможности обеспечения поддержания оптимального рабочего зазора между валом и подшипником.

1141238

А b

l I o

1141238 б-б

10 фиг. 4

Редактор Т. Кугрышева

Заказ 473 28

Составитель Г. Колтанюк

Техред И. Верес Корректор М. Максимншинец

Тираж 812 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Опора скольжения Опора скольжения Опора скольжения Опора скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипникам с регулировкой зазора между сегментами, составляющими втулку опоры скольжения, и может быть преимущественно использовано в различных лопастных насосах на АЭС

Изобретение относится к опорному подшипнику, посредством которого тяговый двигатель частично поддерживается на оси железнодорожной тележки, установленной в нижней части локомотива

Изобретение относится к машиностроению и касается подшипникового скольжения с регулировкой, компенсирующей радиальный износ

Изобретение относится к опорам для вращающихся звеньев механизмов и касается подшипников скольжения

Изобретение относится к машиностроению и касается подшипников скольжения с регулировкой, автоматически компенсирующей износ

Изобретение относится к машиностроению , точнее к подшипникам скольжения
Наверх