Обучающая машина

 

ОБУЧАЮЩАЯ МАШИНА, содержащая последовательно соединенные блок управления, блок ввода ответов, блок оценки и блок регистрации, а также дешифратор , блок выдачи консультаций, блок сигна .шзации и блок ввода заданий, состоящий из пульта управления, выходы которого подключены соответственно к вторым входам б.ижа ввода ответов и блока оценки, и последовательно соединенных узла памяти и программатора, первые выходы которых подключены к .кмшиЬратору, а вторые - соответственно к первому и второму входам блока .1еп11я, третий вход которого СОСДИНС1 с вторым вы.ходом блока оценки, а BTOpoii и третий выходы подключены соответственно к блоку выдачи консультаций и первому входу блока сигнализации, второй вход которого соединен с третьим выходом блока оценки, четвертый выход которого подключен к входу узла памяти, третий выход программатора соединен с входом пульта управления, отличающаяся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей машины, в блок ввода заданий введены ограничитель количества заданий, вхоi ды которого подключены соответственно к второму выходу блока ввода ответов и чет (Л вертому выходу блока управления, индикатор , подк.чюченныГ к пятому выходу блока управления, п преобразователь кода, выход которого соединен с вторым входом програ.мматора , а вход - с четвертым выходом узла памяти. о Х) о о ьо

союз советсних

СОЦИАЛ ИСТИ)-(ЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

1169002 д

С. 1 (19) -» (11) G ()9 В 7/04 !

5i) Ц

Р ф

; Я

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМЪ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

Фиг.1 (21) 3704019 24-24 (22) 05.12.83 (46) 23.07.85. Вюл. № 27 (72) 10. М. Гусев, Н. В. Голованов, О. В.Луговой, Б. И. Г!одкопаев, Л. И. Рождественскии,,1. 3,. Червякова и В. М. Шунков (71) Уфимский ордена Ленина авиационный институт им. Орджоникидзе и Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. М. Тореза (53) 681.3.071 (088.8) (56) Патент США № 4141656, кл. G 09 В 7/02, опублик. 1979. (54) (57) ОБУЧАЮЩАЯ МАШИНА, содержыгцая последовательно соединенные блок управления, блок вводы ответов, блок оценки и блок регистрации, а также дешифратор. блок выдачи консультаций, блок сигнализации и блок ввода заданий, состояший из пульт;I управления, выхо)jbl которого подключены соответственно к вторым входам блока ввода ответов и блока оценки, и пос лсповательно соединенных узла памяти и программ атора, пер вьц выходы которых подключены к дсп))и)йрытору, а вторые соответственно к и рвому и второму входам бз ока I!1; 1!I зс I) IIH, тости и Bxog которого

co@;1kI. гв с вторым выходом блока оценки, а второй и третий выходы подключены соответственно к блоку выдачи консультаций и первому входу блока сигнализации, второй вход которого соединен с третьим выходом блока оценки, четвертый выход которого подключен к входу узла памяти, третий выход программатора соединен с входом пульта управления, отличающаяся тем, что, с целью расширения дидакти четких возможностей машины, в блок ввода заданий введены ограничитель количества заданий, входы которого подключены соответственно к второму выходу блока ввода ответов и четвертому выходу блока управления, индикатор, Ilolê,lkoilåíík! II к пятому выходу блока уllp;1!3.!å!!èÿ, и преобразователь кода, выхот которого соединен с вторым входом программатора, а вход — с четвертым выходом узла памяти.

1169002

Изобретение относится к обучающим устройствам, предназначенным, преимущественно для обучения иностранным и родному языкам.

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства.

На фиг. 1 изображена блок-схема обучающей машины; на фиг. 2 — программная рамка; на фиг. 3 и 4 — схема индикатора; на фиг. 5 — функциональная схема ограничителя количества зданий; на фиг. 6— принципиальная схема преобразователя кода.

Обучающая машина имеет блок 1 ввода заданий, который содержит узел 2 памяти, пульт 3 управления, обеспечивающий полуавтоматический режим работы машины с преподавателем в системе, программатор 4, состоящий из программоносителя в виде методического пособия или книги с записью алгоритмических упражнений, запрограммированных с учетом кодовой программы узла 2 памяти кодов ответов и оперативного программатора, предназначенного для программирования упражнений алгоритмического типа из любого учебника, ограничитель 5 количества заданий, преобразователь

6 кода и индикатор 7. Узел 2 памяти и программатор 4 соединены с дешифратором 8, обеспечивающим расшифровку кодовой программы обучающей машины.

К пульту 3 управления подключен блок 9 ввода ответов, соединенный с блоком 10 оценки. К блоку 10 оценки подключен пульт

3 управления и блок 11 регистрации.

Блок 12 управления, входы которого соединены с блоком 10 оценки, с программатором 4 и узлом 2 памяти, осуществляет подготовку обучающей машины к работе, задает режим работы и обеспечивает в случае введения учащимися правильного ответа на вопрос упражнения, переход к выполнению следующего задания. К одному выходу блока 12 управления подключен блок 13 консультаций, второй выход блока 12 управления соединен с блоком 9 ввода ответов, третий выход — с блоком 14 сигнализации, который подсчитывает количество неверных ответов или высвечивает оценки учащихгя при работе машины в режиме «Экзамен», сигнализирует о правильности или неправильности введенного ответа при работе машины в режиме «Тренировка» и показывает, в каком режиме работает машина.

Для введения большого количества информации ячейки 15 (фиг. 2) программной рамки 16 блока 9 ввода ответов разбиты на строки а, б, в, г, д, где располагаются элементы языка. Количество строк можно увеличить. Под ячейками программной рамки 16 помещаются кнопки 17 ввода ответов.

Индикатор 7 (фиг. 3) строк состоит из набора электрических лампочек 18, размещенных под строками а, б, в, г, д, программной рамки 16 и реле, контакты 19 которых подключены к лампочкам 18 и источникам Е „питания, системы переключателей 20 (фиг. 4), контакты которых подключены к обмоткам реле и триггерам 21, и схем 22 сравнения, соединенных с блоком

12 управления. Выходы схем 22 сравнения подключены к входам триггеров 21, также соединенных с блоком 10 управления.

Блок 5 (фиг. 5) ограничения количества заданий содержит счетчик 23, входы которого подключены к блоку 12 управления и блоку 9 ввода ответов, а выходы подсоединены к входам схемы 24 сравнения. Другие

15 входы схемы 24 сравнения соединены с блоком 12 управления, а выход ее подключен к блоку 14 сигнализации.

Преобразователь 6 (фиг. 6) кода представляет собой шаговый искатель с контактным полем, контакты 25 которого соедине20 ны в соответствии со стабильной программой машины. Стабильный код снимается с помощью подвижных контактов 26 (И 1, И2: ИЗ,И4,И5,И6, И7) шагового искателя. Переключатель 27 программатоу5 ра 4 соединен с источником Е„питания и с соответствующими контактами 25 контактного поля шагового искателя.

Предлагаемая обучающая машина работает следующим образом.

Преподаватель предлагает учащемуся

Зо упражнение. Для этого он либо выбирает одну из семи стабильных программ I, II, III, IV, V, VI, VI I узла 2 памяти, либо набирает программу на программаторе 4.

Для увеличения заданий одного упражне35 ния преподаватель имеет возможность расширить до любого объема стабильную программу за счет одновременного использования нескольких стабильных программ из сем и су ществ у ющи х.

Используя блок 5 (фиг. 5), преподава4о тель может ограничить количество заданий, например до 7, 15 и т.д. Сигнал, соответству) ющий заданному количеству заданий, выбранному преподавателем, с блока 12 управления поступает на схему 24 сравнения. Из блока 9 ввода ответов на счетчик 23 поступает сигнал, соответствующий количеству введенных учащимся ответов, который далее поступает на схему 24 сравнения. При совпадении сигналов, поступивших на схему

24 сравнения, со схемы 24 сравнения на

50 блок 14 сигнализации поступает импульс.

Это свидетельствует о том, что программа полностью пройдена и можно приступить к выполнению следующей.

Разбивка программной рамки 16 (фиг. 2)

55 блока 9 ввода ответов на несколько строк, в ячейках 15 которых расположены элементы языка, используемые учащимся для ответов на задания упражнения, привело к

1! 69002 значительному увеличению вариантов ответов. В рассматриваемом случае количество используемых элементов языка доведено до тридцати пяти (5 строк по 7 ячеек), но при желании оно может быть увеличено. Для облегчения выбора правильного ответа каж5 дая строка может подсвечиваться.

Программу индикации строк программной рамки, с которых производится выбор ответа, преподаватель задает с помощью 10 индикатора 7 (фиг. 3). Переключателями 20 задается последовательность индикации строк а, б, в, г, д программной рамки. В данном случае показано, что первой будет подсвечиваться строка г, затем строка в, последней — строка б. Время индикации строки, соответствующее количеству заданий для которых производится выбор ответа с подсвеченной строки, задается для каждой строки отдельно. В исходном состоянии с блока 2 управления подается импульс на 20 вход R первого триггера 21, в результате чего на прямом выходе триггера появляется логическая единица, а на прямых выходах остальных триггеров устанавливается логический нуль. Логическая единица с прямого выхода первого триггера 21 поступает через контакты первого переключателя 20 на обмотку реле индикатора 7 (фиг. 3),.строк контакты, 19 которого подключены к электрическим лампочкам 18, размещенным под соответствующей строкой (в данном случае З0 строка г). Лампочки 18 загораются, строка г подсвечивается. Выбранная строка подсвечивается до тех пор, пока не произойдет совпадение сигналов, один из которых соответствует выбранному времени индикации строки, а другой соответствует количеству введенных ответов. Совпадение выявляется в схеме 22 сравнения, на которую поступает информация о количестве заданий и с блока 12 управления информации о количестве ответов. При совпадении на выходе схе- 40 мы 22 сравнения появляется импульс, который поступает на вход S первого триггера

21. Триггер опрокидывается, т.е. на его прямом выходе появляется логическиH нуль, а на инверсном — логическая единица. Строка г гаснет, логическая единица поступает

45 на вход R второго триггера, на его прямом выходе появляется логическая единица, загорается строка в и !.д.

Практика показала, что иногда на одно и то же задание можно дать два или более я ответа из данных элементов, записанных в ячейках программной рамки. Оба варианта представляют собой правильные ответы на поставленный вопрос. В этом сг>учае возникает необходимо Tb коррекции кода правильного ответа. С эп>й целью в машину ввсдсп преобразователь 6 кода (фиг. 6), которьш осу>цествляет связь между стабильным h0дом машины и оперативным программатором и позволяет в случае необходимости запрограммировать два правильных ответа на одно задаш>е. Стабильный код снимается подвижш.>ми контактами 26 шагового искателя узла 2 памяти кодов ответов. Для организации двух вариантов правильного ответа переключателем 27 программатора 4 подается напряжение на соответствующие контакты контактного поля шагового искателя. При этом прп снятии информации шаговым искателем появляются дополнительные варианты правильных ответов. В данном случае на фиг. 6 изображено: стабильный код — жирной черной линией, дополнительный код (код оперативного программатора) — тонкой л и н ней. Ш ифровой ответ стабильного кода на задание № 1 — второй, а дополнительный ответ — пятый; шифровой ответ на зада ни е М 2 — I leð Bû é, дон ол н и тел ьн оп) нет: пшфровой ответ на задание № 5 третий, дополнительный четвертый; ...; шифровой ответ на задание № 25 — шестой, дополнительный второй.

С гру ктурное изменение известной программной рамки позволяет увеличить пара. м еTpl количества эле". ситов языка, используемых при ответе. что приводит к дальнейшему расширению дидактических возможностей обучающей машины и способствует

lIoBh0IfEник> эффективности машинизированного обучения. тренировки и контроля. На,шчие п>>дикации строк и ее автоматическое переклк>чепие в процессе выполнения учебной программы объективно создает лучшие условия работы для учащихся. позволяя ему сосредоточить все свое внимание на конкретном учебном материале. Наличие возможного программирования последовательн!>й инднкациеи строк создает также условия для секретности экзаменационных материалов, что, в свою очередь, также связано с дальнейшим расширением дидактических характеристик машины.

Возможность увеличения количества номеров заданий в программе за счет использования имеющихся в памяти машины программ позволяет создавать более объемные упражнения с включение в ни\ учеоно! О материала повышенной сложности, что также ведет к расширению дидактических возможностей машины.

Г

3 г

75 (Д7 (i@7 Д (Д pl7 (3TI (3 — (7

@vs.2

, с„

Om ЬОКП 7Р

ФигЯ

1169002

Коыцестй задании программы

Уст н

Фиг. 5

8 Клок 9

Задание )1) 1

Задание Ф2

Задание )у 1

Задание )1) 4

Задание 5

Задание Ф 25

Составитель О. Болдырев

Реда кто р С. П а тру шева Техред И. Верес Корректор О. Тигор

Заказ 4618)45 Тираж 452 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 f3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4)5

Филиал ППП «Патент>, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Обучающая машина Обучающая машина Обучающая машина Обучающая машина Обучающая машина 

 

Похожие патенты:

Способ относится к области информационных технологий, используемых для управления учебным процессом на основании непрерывной текущей оценки знаний, умений и навыков по каждой из компетенций обучаемых, и может найти применение в образовательных учреждениях для приведения компетенций обучаемых в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Для увеличения количества обучаемых, которые приобрели необходимые компетенции на заданном интервале времени, и роста формируемого уровня знаний, умений и навыков обучаемых формируются сигналы, пропорциональные оценке компетенций обучающихся, и сравниваются с порогом, определенным заданиями фонда оценочных средств, проводится подсчет количества сигналов, превысивших уровень порога, затем определяются медианные значения сигналов, корректируются сигналы управления пропорционально количеству и медианным значениям сигналов, превысивших уровень порога. 2 ил.
Наверх