Способ контроля температуры активной стали статора электрической машины

 

СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕМПЕРАТУРЫ АКТИВНОЙ СТАЛИ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ с многофазной стержневой обмоткой статора в процессе ее эксплуатации, заключающийся в размещении термопар на одном из сегментов статора, установленного в зоне горячего газа, и в измерении с помощью установленных термопар температуры стали статора, отличающийся тем, что, с целью повышения точности способа, предварительно перед установкой термопар определяют соседние пазы статора, принадлежащие разным фазным зонам нижнего слоя стержневой обмотки статора , а термопары размещают вдоль осевой линии зубца сегмента, распо (Л ложенного между указанными пазами. ОГ) со о 00 С1

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (Н)4 Н 02 К 11 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3705870/24-07 (22) 27.02.84 (46) 23.07.85. Бюл. В 27. (72) В.Н. Бекренев, Б.В. Костяев, В.И. Косачевский и А.В. Пташкин (71) Ленинградское электромашиностроительное производственное объединение "Электросила" им,С.М.Кирова . (53) 621. 313 (088. 8) (56) Жерве Г.К. Промьппленные испы, тания электрических машин. Л., Гос-энергоиздат, 1959", с. 61-64.

Гуревич Э.И. Тепловые испытания и исследования электрических машин.

Л., Энергия, 1977, с. 165-166. (54)(57) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕМПЕРАТУРЫ АКТИВНОЙ СТАЛИ СТАТ0РА ЭЛЕКТРИ„„SU„;, 1169085

ЧЕСКОЙ МАШИНЫ с многофазной стержневой обмоткой статора в процессе ее эксплуатации, заключающийся в размещении термопар на одном из сегментов статора, установленного в soне горячего газа, и в измерении с помощью установленных термопар температуры стали статора, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения точности способа, предварительно перед установкой термопар определяют соседние пазы статора, принадлежащие разнья фазным зонам нижнего слоя стержневой обмотки статора, а термопары размещают вдоль осевой ликии зубца сегмента, расположенного между укаэанньйки пазами.

I 1169

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при измерении температуры сегментов сердечника статора электрической машины, например турбогенера- 5 тора.

Оснастка сердечника статора датчиками теплоконтроля вызвана необходимостью определения границы допустимой работы турбогенератора в таких важных эксплуатационных режимах, как режимах недовозбуждения, т.е. при работе турбогенератора с коэффициентами мощности в емкостном квадранте. 15

С переходом производства на выпуск турбогенераторов единой серии, представляющих собой электрические машины, определение границы допустимой работы турбогенератора в емкостном квадранте является одной из важных задач.

Цель изобретения - повышение точности способа.

Предлагаемое расположение термопар на стыке фаэ нижнего слоя стержней обмотка статора позволяет учитывать особенности распределения электромагнитного поля в активной зоне сердеч- 3р ника статора и тем самым определить максимальные температуры, которые на границе фазных зон выше, чем в середине фаэной зоны.

На фиг. 1 изобРажен сегмент Т< <-35 ра с термопарами; на фиг. Ъ вЂ” расположение фазных зон обмотки статора (А, В, С вЂ” фазы обмотки статора).

Способ измерения температурного поля магнитопровода предусматрива- 40 ет установку измерительных элементов

085 с термопар 1 (фиг. 1) в середину сегмента 2 пакетов статора при их шихтовке. В качестве измерительных элементов 1 используют термопары медь— константам. Крепление термопар 1 (а, б — к) к сегменту 2 сердечника статора осуществляют пайкой. Затем определяют соседние пазы 3 и 4 пакета статора, принадлежащие разным фаэным зонам. Термопары располагают на зубцах 5, расположенных между пазами 3 и 4, принадлежащих разным фазным зонам. Сегменты 2 статора, оснащенные термопарами 1, располагают (фиг. 2) на стыке 6 фаз 7 и 8 нижнего слоя 9 стержней обмотки.

Для сравнения, оснащенные термопарами сегменты устанавливались так,,чтобы оснащенный термопарами зубец

5 находился между пазами 3 и 4, принадлежащими середине одной фаэной зоны.

Были проведены исследования при нагрузках 300, 265 и 216 ИВт с коэффициентами мощности 0,860-0,999.

Иэ Результатов измерений следует, что в эубцовой зоне температур на границе фазных эон на 3-5 С выше, чем в середине фазной зоны. В области ярма эта разница возрастает и с повышением коэффициента мощности достигает 10 — 13 С.

Технические преимущества предлагаемого решения в сравнении с известными (т/г ТВВ-160-2УЗ) заключаются в получении предельных температур нагрева стали сердечника статора, что позволяет производить точный расчет и выбор изоляции, сократить старение изоляции и тем самым повысить надежность машины.

1169085

Составитель В. Никаноров

Редактор Н.Данкулич Техред О.Неце

Корректор А. Тяско

Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 4624/49 Тира>к 646

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Способ контроля температуры активной стали статора электрической машины Способ контроля температуры активной стали статора электрической машины Способ контроля температуры активной стали статора электрической машины 

 

Похожие патенты:

Термопара // 113255
Наверх