Стопорное устройство преимущественно для подъемно- транспортных механизмов с двухсторонним направлением вращения

 

СТОПОРНОЕ УСТРОЙСТВО, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ МЕХАНИЗМОВ С ДВУСТОРОННИМ НАПРАВЛЕНИЕМ ВРАЩЕНИЯ, содержащее концентрично и с зазором один относительно другого установленные наружный и внутренний барабаны, ведущий и ведомые валы, стопорный эле-, мент в виде размещенного на цилиндрическом стержне стопора и жестко связанного с ним хвостовика с цилиндрической формой по его контуру и установленный в зазоре между наружным и внутренним барабанами промежуточньш элемент с прорезями под цилиндрический стержень стопорного элемента, причем последний расположен параллельно оси валов, на обращенных к промежуточному элементу поверхностях наружного и внутреннего барабанов размещены соответственно выступы с торцовой прямолинейной поверхностью под стопоры стопорного элемента и вырезы под хвостовик этого элемента, а стопорный элемент закреплен на промежуточном элементе с возможностью качания на его стержне и с возможностью взаимодействия с прямолинейной поверхностью выстую пов наружного барабана и с вырезами внутреннего барабана, отличающееся тем, что, с целью упро цения конструкции при расишрении эксплуатационных возможностей путем увеличения быстродействия устройства и обеспечения его работы с двумя противоположными направлениями ОР вращения, стопорньй элемент выполнен в виде нескольких размещенных ел с с в параллельных рядах торных элементов , каждый упорный элемент выполнен в виде расположенных вдоль стержня этого элемента, жестко закрепленных на нем и противоположно направпенньк собачек, выступы наружного барабана под стопоры стопорного устройства выполнены в виде размещенных равномерно по окружности в двух рядах и. в глухих отверстиях указанного барабана подпружиненных ползунов с закругленными концами и односторонними скосами , противоположно направленными в каждом ряду, собачки стопорных

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (s il @ F 16 D 71/00

13

ОПИСДНИК ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHGMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3692952/25-27 (22) 26.01.84 (46) 23.09.85. Бюл. № 35 (72) Г.И. Измалков (53) 62-592(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 708088, кл. F 16 D 71/04, 1977.

Авторское свидетельство СССР № 1044858, кл. F 16 D 71/04, 1981.

Авторское свидетельство СССР

¹ 369820,,кл. F 16 D 41/16, 1970.

Авторское свидетельство СССР

¹ 536348, кл. F 16 Р 71/02, 1974.

Патент ФРГ № 1112351, кл. 47 с 8, 1962.

Патент Германии ¹ 710107, кл. 47с 17.01, 1941.

Патент Германии № 265999, кл.*47с 6, 19 11.

Патент Германии ¹ 292343, кл. 47с 6, 1913.

Патент Германии № 335077, кл. 47с 6, 1920.

Патент Великобритании ¹ 1318474, кл. Р !6 D 71/00, 1973. (54) (57) СТОПОРНОЕ УСТРОЙСТВО, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ МЕХАНИЗМОВ С ДВУСТОРОННИМ

НАПРАВЛЕНИЕМ ВРАЩЕНИЯ, содержащее концентрично и с зазором один относительно другого установленные наружный и внутренний барабаны, ведущий и ведомые валы, стопорный эле-, мент в виде размещенного на цилиндрическом стержне стопора и жестко связанного с ним хвостовика с цилиндрической формой по его контуру и установленный в зазоре между наружным и внутренним барабанами промежуточньпi элемент с прорезями под цилиндрический стержень стопорного элемента, причем последний располо— жен параллельно ос« валов, на обращенных к промежуточному элементу поверхностях наружного и внутреннего барабанов размещены соответственно выступы с ториовой прямолинейной поверхностью под стогоры стопорного элемента и вырезы под хвостовик этого элемента, а стопорный элемент закреплен на промежуточном элементе с возможностью качания на его стержне и с возможностью взаимодействия с прямолинейной поверхностью выступов наружного барабана и с вырезами внутреннего барабана, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью упрощения конструкции при расширении эксплуатационных возможностей путем увеличения быстродействия устройства и обеспечения его работы с двумя противоположными направлениями вращения, стопорный элемент выполнен в виде нескольких размещенных в параллельных рядах упорных элементов, каждый упорный элемент вы †полнен в виде двух расположенных вдоль стержня этого элемента, жестко закрепленных на нем и противоположно направленных собачек, выступы наружного барабана под стопоры стопорного устройства выполнены в виде размещенных равномерно по окружности в двух рядах и в глухих отверстиях указанного барабана подпружиненных ползунов с закругленными концами и односторонними скосами, противоположно направленными в каждом ряду, собачки стопорных

1180583

20

30 элементов установлены с возможностью скольжения по закругленным подпружиненным ползунам, внутренний барабан жестко связан с ведомым валом и на его внешней поверхности выполнены дополнительные вырезы под вторую, установленную на стержне собачку стопорных элементов, промежуточный элемент выполнен в виде стакана и жестко связан с ведущим валом, наружный барабан установлен неподвижно относительно промежуточного элемента и внутреннего барабана, каждый ряд ползунов наружного барабана и вырезов внутреннего барабана расположены наИзобретение относится к машиностроению и может быть применено в подъемно-транспортных машинах и механизмах для стопорения нагруженных валов в обе стороны.

Цель изобретения — упрощение конструкции при расширении эксплуатационных возможностей путем увеличения быстродействия устройства и обеспечения его работы с двумя противоположными направлениями вращения.

На фиг. 1 изображен двусторонний стопорный механизм, продольный разрез, на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1 „ на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — ползун в неподвижном корпусе.

Двусторонний стопорный механизм состоит из ведущего вала 1, находящегося в подшипнике 2, жестко связанного с промежуточным элементом, выполненном в впде стакана 3, в цилиндрической стенке которого равномерно по его окружности выполнены вырезы 4 под собачки и отверстия под стержни 5, установленные в них.

Стакан 3 установлен с зазором относительно барабанов на скользящей посадке., каждый стержень 5 расположен вдоль оси устройства и жестко связан с стопорными элементами, выпол- . ненными в виде концевого хвостовика с цилиндрической формой по контуру против соответствующего ему ряда стопорных элементов, а каждая собачка стопорного элемента установлена на стержне с угловым смещением относительно другой и с возможностью упора в наружную поверхность стакана промежуточного элемента, причем между внешней поверхностью установленных в упор собачек и скругленными концами противолежащих им ползунов выполнен зазор, а расстояние по окружности между двумя ползунами равно rro меньшей мере такому же расстоянию стопорного элемента, выбранному по концам его собачек.

2 и упорных собачек 6 и 7, имеющими разные направления стопорения, каждая из двух установленных вдоль стержней собачек 6 и 7 имеет хвостовик в виде выступа 8, каждый из ко— торых сопряжен с одним из вырезов

9, выполненных равномерно по окружности. На наружной поверхности внутреннего, концентрично установленного барабана 10 выполнен фланец 11, удерживающий совместно с торцом барабана

3 собачки 6 и 7 со стержнями 5 в вырезах 4, фланец 11 барабана 10 жестко связан с ведомым валом 12, находящимся в подшипнике 13, Собачки

6 и 7 находятся на стержне 5 с тех его концов, на которых они взаимодействуют соответс венно с ползунами 14 и 15, размещенными в двух параллельных рядах в глухих отверстиях неподвижного корпуса 16 на скользящей посадке и подпружиненными относительно неподвижного наружного барабана или корпуса 16 витыми цилиндрическими пружинами 17. Ползуны

14 и 15 выполнены со скосами, имеющими обратные направления скосов по отношению к нескошенным поверхностям. При этом концы ползунов 14 и 15 выполнены скругленными (фиг. 4), то что позволяет вывести собачки из среднего положения, т.е. из положения, когда стопорение выполняется в обе стороны. Для удержания ползу3 1180583 нов 14 и 15 в теле неподвижного кор- щ пуса 16 их выход из указанного кор- о пуса ограничен пласs инами 18, присое- н диненными к неподвижному корпусу 16 п винтами 19. В пластину 18 упираются 5 д ползуны 14 и 15 (фиг, 4) своей более м широкой частью, обращенной к пружи- п не 17. Такая же конструкция крепле- р ния может быть и на ведущем стакане в в отношении стержней 5 с собачками 10

6 и 7. Стакан 3 по отношению к бара- ш бану 10 и к неподвижному корпусу н

13 установлен с зазором, в котором взаимодействуют один с другим при 1 реверсе в маятниковом режиме соот- 15 с ветственно выступы 8 с вырезами 9 о и собачки 6 и 7 с ползунами 14 и 15. к

Стержни 5 от осевого перемещения м зафиксированы фланцами стакана 3 и н внутреннего барабана 10. 20 в

Двусторонний стопорный механизм ч работает следующим образом. с

Крутящий момент от ведущего вала

1 через стакан 3, стержни 5, выступы

8 передается на внутренний барабан

10 и на ведомый вал 12. При этом выступы 8 упираются в вырезы 9 внутреннего барабана 10. При направлении вращения стакана 3, показанном на фиг. 2 и 3 стрелкой, собачка 6 должна упираться в цилиндрическую наружную поверхность стакана 3, так как угол смещения собачек на стержне 5 задан определенной величины, позволяющей удерживать собач- 35 ки одного ряда в упоре с рабочей поверхностью ползунов, а другие— в упоре с наружной поверхность!о стакана 3. Этому способствует также то, что крутящий момент сопротив- 40 ления на внутреннем барабане 10 направлен в сторону; обратно направленную действующему крутящему моменту на стакане 3. Передача крутящего момента со стакана 3 на 45 внутренний барабан 10 осуществляет-! ся через стержни 5 с упором собачек

6; в цилиндрическую поверхность барабана 3 и через выступы 8 .стержней 5, упирающиеся в вырезы 9 внут- 50 реннего барабана 10. Собачки 7 при этом взаимодействуют с ползунами l5 обеспечивая жесткое и надежное стопорение валов 1 и 12 от обратного вращения, когда действую- 55 щий крутящий момент на валу 1 окажется меньше крутящего момента сопротивления на валу 12. При враенин стакана 3 по направлению братному, показанному стрелкой а фиг. 2 и 3, в цилиндрическую оверхность стакана 3 упирается ругая собачка 7, а собачка 6 взаиодействует с ползунами 14, обесечивая жесткое и надежное стопоение валов 1 и 12 от обратного ращения, когда действующий крутящий момент на валу 1 окажстся менье крутящего момента сопротивления а валу 12. В случае, когда крутящий момент сопротивления на валу

2 исчезнет, стержни 5 провернутя вместе со стаканом 3 и отключат дносторонним скосом ползуна собачи 6 или 7 от взаимодействия с пря— олинейной торцовой рабочей поверхостью полз5 нов 1 или 5 cooTBE TcT — енно. Это приведет к отход: собаек 7 или б от наружной поверхности такана 3, выбо. а зазора между колцом противолежащего вала 1 от обратного вращения ползуна и упору ее конца в рабочую прямолинейную поверхHOCTb последнеIO. 3iо IIpC gOTBpdTlii вал 1 от обратного вращения. При этом установка собачек 6 и 7 и равномерно распределенных по окружности направляющих выступах 4, выполненных в форме указанных собачек, позволит ооеспечить их надежну о работу, т.е. позволит занимать то одному, то другому ряду собачек то одно крайнее положение, то другое. Хорошей быстродейственной работе собачек способствует выполчение ползунов с односторонними входами, их подпружинивание относительно дна глу-. бокого отверстия, а выполнение и размещение ползунов 14 и 15, вырезов

9, собачек 6 и 7 в два ряда обеспечит работу в реверсивном режиме.

При выходе собачки 7 или 6 из состояния упора в цилиндрическую поверхность стакана 3 и вхождении собачки

6 или 7 соответственно в состояние упора с цилиндрической поверхностью стакана 3 не может оказаться момента, когда обе собачки 6 и 7 не смогут стопориться об рабочую поверхностью ползунов 14 и 15 соответственно, так как даже в среднем промежуточном положении стержня 5 или при отклонечии его на 5-10Х происходит точечный двусторонний контакт и далее скольжение под действием момента обеих собачек по закругленным концам пол1180583 зунов 14 и 15 с притормаживанием той иэ них, которая соответствует данному направлению момента. Для этого в устройстве выбирается соответствующая длина собачек стопорных элементов, выполняется соответствующий зазор между собачками,.опертыми на наружную поверхность стакана 3 и концами противолежащими им ползунов, 10 выполняется соответствующее расстояние между соседними ползунами обоих рядов. Последнее по меньшей мере должно быть равно ширине собачек

6 и 7, определенной о их концам, так как в противном случае увеличиI вается длина собачек и габаритные размеры устройства.

Обеспечению работы с двусторонним вращением способствует и стаканообразная форма промежуточного элемента, так как именно она позволяет разместить между неподвижным кор— пусом 16 и ведомым внутренним барабаном 10 стопорные элементы в виде собачек 6 и 7 противолежащим ползунам 14 и 15 и вырезам 9, так как именно она позволяет участвовать в осуществлении требуемой работы собачек 6 и 7, фиксируя от осевого перемещения их стержни 5.

118ГЗ "",З

ЧЬг. Z

Х- 8

118О583

Составитель В. Розанов

Редактор А. Козориз Техред С.Йовжий Корректор М. Максимишинец

Заказ 5902/32 Тираж 897 Подписное

BHNHIM Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Стопорное устройство преимущественно для подъемно- транспортных механизмов с двухсторонним направлением вращения Стопорное устройство преимущественно для подъемно- транспортных механизмов с двухсторонним направлением вращения Стопорное устройство преимущественно для подъемно- транспортных механизмов с двухсторонним направлением вращения Стопорное устройство преимущественно для подъемно- транспортных механизмов с двухсторонним направлением вращения Стопорное устройство преимущественно для подъемно- транспортных механизмов с двухсторонним направлением вращения Стопорное устройство преимущественно для подъемно- транспортных механизмов с двухсторонним направлением вращения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области бронетанковой техники и может быть использовано в шасси военных гусеничных машин, снабженных противопожарным оборудованием

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в машинах и механизмах для стопорения вала, остановленного в произвольном позиционном положении

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам стопорения нагруженных валов

Изобретение относится к автоматике

Изобретение относится к испытательной технике ,в частности, к фрикционным стопорным механизмам для стендов-имитаторов дорожных неровностей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в машинах, где необходима остановка со стопорением вращающегося вала при перегрузках или при отключении привода, например при аварийных ситуациях, независимо от направления крутящего и тормозного моментов машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах, обеспечивающих периодический поворот элементов с их последующим стопорением

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к средствам передачи момента вращения

Изобретение относится к средствам измерения размеров супермагнитных частиц в ферромагнитной жидкости и имеет целью повышение точности измерения за счет формирования температурного поля повышенной однородности в образце такой жидкости
Наверх