Многоцилиндровый мотоциклетный двигатель внутреннего сгорания

 

1. МНОГОЦИЛИНДРОВЫЙ МОТОЦИКЛЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ , содержащий блок цилиндров с размещенными в нем горизонтально цилиндрами и коленчатым валом, головку цилиндров, расположенную сбоку от блрка цилиндров, и боковые крышки, образующие с расположенными снизу от блока цилиндров картером и выпускным устройством симметричные боковые внешние обводы, сужающиеся книзу, причем блок цилиндров и головка цилиндров снабжены системой охлаждения, коленчатый вал одним концом, снабженным зубчатым колесом, кинестетически связан при помощи зубчатых передач с вспомогательным валом , масляным насосом и электрогенератором , вспомогательный вал и мае- . ляный насос размещены в картере, а электрогенератор установлен на верхней части блока цилиндров пара.ллельно коленчатому валу, о т л и ч а ю-, щ и и с я тем, что, с целью улучшения габаритно-весовых показателей и снижения шумности, он выполнен однорядным, система охлаждения снабжена жидкостным радиатором, расположенным над блоком цилиндров перпендикулярно коленчатому валу, вспомогательный вал размещен параллельно коленчатому валу, зубчатая передача между ними выполнена в виде зубчатого колеса коленчатого вала и зубчатого колеса вспомогательного вала, приводной конец которого снабжен СП фланцем отбора мощности, а противоположный конец кинематически связан с масляным насосом, размещенным параллельйо коленчатому валу, и зубчатая передача между последним и электрогенератором выполнена в виде зубчатого Колеса коленчатого вала и зубчатого колеса электрогенератора. CD 2.Двигатель по п. 1, о т л исд со чающийся тем, что он выполнен трехцилиндрошлм и снабжен устройством .компенсации масс, выполненным в виде компенсационных грузиков, установленных .на вспомогательном валу , и зубчатая передача между последним и коленчатым валом выполнена с соотношением 1:1. 3.Двигатель по пп. 1 и 2, о т личающийся тем, что система охлаждения снабжена насосом охлаждаиицей жидкости, расположенным па раллельно коленчатому валу и кинематически с ним связанным через вспомогательный вал и масляный насос.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1 51 А (51).q F 02 B 61/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ "- ."„ц

»

«4 ПАТЕНТУ (21) 2928295/25-06 (22) 30.05.80 (31) Р 2922695.7 (32) 02.06.79 (33) РЕ (46) 30..11.85. Бюл. 11 44 (71) Байерише Моторен Верке АГ (DE) . (72) Йозеф Фритценвенгер (DE) (53) 621.434-144.3 (088.8) (56) Абросимов А.А. и Тарбов А.А, Мотоциклы К-750, M-бl, M-62. N.:

Физкультура и спорт, 1962, с. 12-39. (54)(57)1. МНОГОЦИЛИНДРОВЬЙ МОТОЦИКЛЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащий блок цилиндров с размещенными в нем горизонтально цилиндрами и коленчатым валом, головку цилиндров, расположенную сбоку от блрка цилиндров, и боковые крышки, образующие с расположенными снизу от блока цилиндров картером и выпускным устройством симметричные боковые внешние обводы, сужающиеся книзу, причем блок цилиндров и головка цилиндров снабжены системой охлаждения, коленчатый вал одним концом, снабженным зубчатым колесом, кинематически связан при помощи зубчатых передач с вспомогательным валом, масляным насосом и электрогенератором, вспомогательный вал и мас- . ляный насос размещены в картере, а электрогенератор установлен на верхней части блока цилиндров параллельно коленчатому валу, о т л и ч а ю-. шийся тем, что, с целью улучше- ния габаритно-весовых показателей и снижения шумности, он выполнен однорядным, система охлаждения снабжена жидкостным радиатором, располо- женным над блоком цилиндров перпендикулярно коленчатому валу, вспомогательнъФ вал размещен параллельно коленчатому валу, зубчатая передача между ними выполнена в виде зубчатого колеса коленчатого вала и зубчатого колеса вспомогательного вала, Q приводной конец которого снабжен фнанием отбора мощности, а прОтиво- Q) положный конец кинематически связан с масляным насосом, размещенным параллельно коленчатому валу, и зубча- Я тая передача между последним и электрогенератором выполнена в виде зубчатого колеса коленчатого вала и зубчатого колеса электрогенератора.

2. Двигатель по п. 1, о т л ич а ю шийся тем, что он выполнен трехцилиндровым и снабжен устройством.компенсации масс, выполненным в виде компенсационных грузиков, установленных .на вспомогательном валу, и зубчатая передача между последним и коленчатым валом выполнена с соотношением 1:1;

3. Двигатель по пп. 1 и 2, о т— л и ч а ю шийся тем, что система охлаждения снабжена насосом охлаждакнцей жидкости, расположенным па раллельно коленчатому валу и кинематически с ним связанным через вспомогательный вал.и масляный насос.

1 1195

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания, а именно к многоцилиндровым мотоциклетным двигателям внутреннего сгорания. 5

Целью изобретения является улучшение габаритно-весовых показателей и снижение шумности.

На фиг. 1 представлен двигатель внутреннего сгорания с вспомогательными агрегатами и подстыкованной к фланцу переключаемой коробкой передач в виде готового к установке двигательного блока1, на фиг. 2 — вид по стрелке А на фиг. 1 (без впускной системы); на фиг. 3 — вид по стрелке ,Б на фиг. I; на фиг. 4 †схема при вода цвигателя внутреннего сгорания с валами, развернутыми в одной плоскости; на фиг. 5 — схема приводного механизма двигателя внутреннего сгорания, вид с торца, соответствующий фиг. 31 на фиг. 6 — разрез В-В на фиг. 3 (без передач); на фиг. 7 разрез Г-Г на фиг, б;на фиг.8- раз-.

25 рез Д-Д на фиг. б.

Двигатель внутреннего сгорания 1 снабжен подстыкованной к фланцу переключаемой коробкой 2 передач и име1ет на передней и задней крайних точ- ЗО ках по одному узлу 3 для подвески на раме мотоцикла (не показан).

Двигатель внутрейнего сгорания 1 состоит из блока 4 цилиндров, головки 5 цилиндров и присоединяющегося 35 к блоку 4 цилиндров снизу картера б.

Совместно с расположенными с двух сторон крышками 7 и 8, передней крышкой 9 управления и задней фланцевой крышкой 10 эти узлы образуют мотор- 40 ный блок двигателя внутреннего сгорания 1 (фиг. 1-3).

Блок 4 цилиндров содержит три горизонтально расположенных цилиндра

ll, в которых движутся поршни 12, приводимме в движение от коленчатого вала 13 шатунами 14 и которые имеют для жидкостного охлаждения рубашку

15 охлаждения цилиндров. Головка 5 цилиндров содерж IT для кождого цилиндра ll пару впускных и выпускных клапанов 16 и 17 для управления впускными и выпускными каналами 18 и 19.

Для этого головка 5 цилиндров содер- у жит в своей клапанной камере 20, закрытой крышкой 8, детали управления клапанами 16 и 17, а именно ко917 2 ромысла 21, приводимые в действие кулачковым распределительным валом

22. Также головка 5 цилиндров содержит каналы охлаждения, которые образуют рубашку 23 охлаждения головки 5 цилиндров и соединены с рубашкой 15 охлаждения цилиндров. Для пропускания охлаждающей жидкости от насоса 24, расположенного с торцовой стороны, в его корпусе, крьппке 9 управления и головке 5 цилиндров выполнены каналы 25 и 26 для циркуляции охлаждающей жидкости. Рядом с насосом 24 на картере 6, также на торцовой стороне расположен корпус

27 масляного фильтра. Дно части картера 6 выполнено в виде съемной оребренной масляной ванны 28. Для возврата смазки иэ зоны вращения коленчатого вала 13 в масляную ванну 28 в блоке 4 цилиндров выполнено щелевидное, разделенное на части ребрами жесткости отверстие 29 стока масла с маслосъемным краем .30 параллельно нижнему краю крьппки 7 картера 6. Сбоку, рядом с картером 6 и масляной ванной 28, к нижней части головки 5 цилиндров и выходящим оттуда выпускным каналом !9 примыкает имеющее профиль картера 6 выпускное устройство 31, боковой внешний вид которого для симметрии имеет профиль, повторяющий .внешний контур противолежащих картера 6 и масляной ванны

28. Внешние контуры с обеих сторон продолжаются, кроме того, в крышках

7 и 8, которые также имеют одинаковые профили, так что вместе получается совпадающий или зеркально по хожий внешний контур двигателя внутреннего сгорания с обеих сторон.

Верхняя часть двигателя внутреннего сгорания 1 несет основную часть вспомогательных агрегатов. Так, к впускным каналам 18 головки 5 цилиндров с помощью впускных трубопроводов 32 присоединены и закреплены карбюраторы 33 (см. фиг. !). На верхней стороне головки 5 цилиндров размещен корпус 34 термостата со штуцерами 35 для подключения трубопроводов 36 и 37 к радиатору 38. Радиатор 38 примыкает к верхнему переднему краю двигателя внутреннего сгорания также на его верхней стороне. Он несколько отклонен от двигателя, что согласуется с таким же наклоном рамы 39 мотоцикла, которая

3 1195 соединяется с узлами 3 крепления. 1Го ширине радиатор 38 простирается примерно на всю ширину двигателя внутреннего сгорания 1, а по высоте— примерно до высоты расположенных на верхней стороне двигателя внутреннего сгорания 1 карбюраторов 33 как наиболее выступающих вспомогательных агрегатов. При установке на мотоцикле радиатор 38 может доходить до области рулевой головки (не показана).

Между радиатором 38 и карбюраторами

33 находится вентилятор 40, а также дефлектор 41 охлаждающего воздуха, который отводит нагретый воздух от 15 радиатора 38, чтобы не было вредного влияния на находящиеся сзади вспомогательные агрегаты (фиг. 1)г

На верхней стороне двигателя внутреннего сгорания 1 расположены ос- 20 тальные вспомогательные агрегатыустройство 42 зажигания н стартер 43 (фиг, 1-3). Последний для экономии места частично расположен в нишеобразном углублении 44, ограниченном стенками блока 4 цилиндров и головки

5 цилиндров. Стартер 43 закреплен на фланцевой стенке 45, выполненной на заднем верхнем краю блока 4 цилиндров. К фланцевой стенке 45 примыка- M ет задняя фланцевая крышка !О, которая несет смещенный в сторону от стартера 43 и выступающий назад электро- . генератор 46. Он также для экономии места частично размещен в верхней выемке 47 корпуса коробки 2 передач.

Над электрогенератором 46 расположен воздушный фильтр и глушитель 48 впуска, который трубопроводом 49 соединен с карбюраторами 33. 40

Внутренняя конструкция двигателя внутреннего сгорания 1 показана на фиг. 4 и 5. Коленчатый вал 13 через цепь или зубчатый ремень 50 передает вращение на кулачковый распредели-45 тельный вал 22. Этот привод расположен внутри передней крышки 9 управления (фиг. 1-3). Напротив него в головке 5 цилиндров расположен корпус вытяжной вентиляции 51 и частич- gg но выполнен как одно целое с задней

917 4 фланцевой крышкой 10 (фиг. 7). Коленчатый вал.13 на своем конце со стороны передачи несет цилиндрическую шестерню 52, с которой сцепляется шестерня 53 с передаточным числом

1:1 и шестерня.54 с передаточным числом 1,5 : 1. Посредством этих шестерен 53 и 54 приводится в действие, с одной стороны, вспомогательный вал

55, а с другой стороны — вспомогательный вал 56 с направлением вращения, противоположным направлению вращения коленчатого вала 13. Вспомогательный вал 55 несет грузики 57 для компенсации моментов масс, обусловленных трехцилиндровой конструкцией, на повернутой к коробке 2 передач стороне шестерни 53 — фланец 58 отбора мощности для приводного соединения с коробкой 2 передач, а на противоположном конце — ведомую шестерню 59 цилиндрической зубчатой передачи для вала 60 насоса 24. Он несет на одном конце как составную часть цилиндрической зубчатой передачи ведущую шестерню 61, на другом конце— крыльчатку 62 насоса 24 охлаждающей жидкости и соосно между двумя его подшипниками — одну из двух шестерен

63 и 64 масляйого насоса.

Вспомогательный вал 56 на своем конце со стороны привода кулачкового распределительного вала 22 имеет подшипник 65, ведущую шестерню угловой передачи 66 с передаточным числом

1:3 для устройства 42 зажигания, выполненного в виде тройного распределителя зажигания. С другой стороны шестерни 54, закрепленной на вспомогательном валу 56 вне второго подшипника 67, вспомогательный вал 56 несет на удлинении 68 со стороны привода зубчатый венец 69 стартера для сцепления с шестерней 70 стартера. С зубьями венца 69 стартера далее взаимодействует датчик 71 импульсов зажигания, который расположен для этого радиально к зубчатому венцу 69 стартера. Далее с зубчатым венцом 69 стартера сцеплен. электрогенератор 46 посредством фрикционной муфты 72.

1195917

1!95917

1195917

1195917

Г-Г

10 гг !

zu (Риа. У

BHHHHH Заказ 7429/б2 Тираж 537: Подписное

Филиал ППП "Патент", г.ужгород,ул.Проектная,4

Многоцилиндровый мотоциклетный двигатель внутреннего сгорания Многоцилиндровый мотоциклетный двигатель внутреннего сгорания Многоцилиндровый мотоциклетный двигатель внутреннего сгорания Многоцилиндровый мотоциклетный двигатель внутреннего сгорания Многоцилиндровый мотоциклетный двигатель внутреннего сгорания Многоцилиндровый мотоциклетный двигатель внутреннего сгорания Многоцилиндровый мотоциклетный двигатель внутреннего сгорания 

 

Наверх