Способ управления многоканатной подъемной установкой с приводным и отклоняющим шкивами

 

1. СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКАНАТНОЙ ПОДЪЕМНОЙ УСТАНОВКОЙ С ПРИВОДНЫЙ И ОТКЛОНЯНШЩМ ШКИВАМИ, включающий изменение прогиба грлов.ных канатов путем перемещения отклоняющих шкивов В плоскости, перпендикулярной оси движения подъемных сосудов. отличающийся тем, что, с целью повышения безопасности : эксплуатации подъемной установки,прогиб изменяют одновременно у всех канатов на одинакс(вую величину, которую устанавливают в соответствии с каждЕЛм из заправляющих сигналов о нормальном режиме работы подъемной машины, спуске груза, подъеме перегруженного подъемного сосуда и экстренном торможении , причем величину прогиба головных канатов непрерывно увеличивают пропорционально величине проскальзьшания головных канатов по футеровке приводного шкива. 2. Способ по п. 1, о т л и ч а ю (Л щ и и с я тем, что изменение прогиба головных канатов осуществляют с до их зажима между отклоняющими шкивами.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИММСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (I9) (!И

004 В 66 В 19/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР (21) 3646058/29-03 (22) 26.09.83(46) 15.12.85; Бюл. N - 46 (71) Московский ордена Октябрьской

Революции и ордена Трудового Красного Знамени институт стали и сплавов (72) З.Г.Салихов (53) 621 865(088.8) (56) Найденко И.С., Белый В. Д. Шахтные многоканатные подъемные установки. М.: Недра, 1979, с. 218.

Авторское свидетельство СССР

Ф 956406, кл. В бб В 7/ 10э 1980 (54)(57) 1 ° СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКАНАТНОЙ ПОДЪЕМНОЙ УСТАНОВКОЙ С ПРИВОДНЫМ И ОТКЛОНЯЮЩИМ ШКИВАМИ, включающий изменение прогиба головных канатов путем перемещения отклоняющих шкивов в плоскости, перпендикуляр- ной оси движения подъемных сосудов, отличающийся тем, что, :с целью повышения безопасности эксплуатации подъемной установки, прогиб изменяют одновременно у всех канатов на одинакбвую величину, которую устанавливают в соответствии с каждым из управляющих сигналов о нормальном режиме работы подъемной машины, спуске груза, подъеме перегруженного подъемного сосуда и экстренном торможении, причем величину прогиба головных канатов непрерывно увеличивают пропорционально величине проскальзывания головных канатов по футеровке приводного шкива.

2. Способ по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что изменение проги6а головных канатов осуществляют до их зажима между отклоняющими шкивами.

Недостатком известного способа является эксплуатация многоканатной подъемной машины с постоянно заданным максимальным начальным отклонением головных канатов в плоскости, перпендикулярной к оси движения подъемного сосуда, обеспечивающего отсутствие проскальзывания головных канатов по футеровке приводного шкива при аварийном торможении подъемной машины. Это снижает срок службы- головных канатов. С другой стороны, в процессе эксплуатации постоянно заданное отклонение головных канатов из-за изменения коэффициента сцепления головных канатов с футеровкой приводного шкива не всегда может обеспечивать отсутствие проскальзывания. В последнем случае не обеспечивается безопасHocTb и безаварийность эксплуатации подъемной машины, так как появляется неуправляемое движение многомассовой системы сосуд - головные канаты — сосуд или противовес.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является способ уравнительного натяжения головных канатов, включающий изменение прогиба головных канатов путем перемещения отклоняюпрас шкивов в плоскости, перпендикулярной к оси движения подъемных сосудов (2) .

Недостатком этого способа является невозможность управления силой сцепления канатов на приводном шкиве при возникновении экстренных

45

1197

Изобретения относится к способам управления многоканатной подъемной установкой с приводным и отклоняющим шкивами, в частности к способу управления процессами торможения или 5 ускорения и может применяться для управления шахтными подъемными установками.

Известен способ регулирования силы сцепления головных канатов с 10 приводным шкивом многоканатной подъемной машины, включающий операции установки копровых регулировочных шкивов сбоку ветвей равномерно натянутых головных канатов, и сообщение 15 головным канатам постоянного для всех режимов работы подъемной машины начального прогиба в плоскости, перпендикулярной к оси движения подъемного сосуда И .

973 2 условий работы подъемной установки, что снижает безопасность эксплуатации установки.

Цель изобретения — повышение безопасности эксплуатации подъемной установки.

Укаэанная цель достигается тем, что согласно способу, включающему изменение прогиба головных канатов путем перемещения отклоняющих шки.вов в плоскости, перпендикулярной оси движения подъемных сосудов, изменение прогиба осуществляют одновременно у всех канатов на одинаковую величину, которую устанавливают в соответствии с каждым иэ управляющих .сигналов о нормальном режиме работы подъемной машины, спуске груза, о подъеме перегруженного подъемного сосуда и экстренного торможения, при этом величину прогиба головных канатов непрерывно увеличивают пропорционально величине проскальзывания головных канатов по футеровке приводного шкива.

Кроме того, изменение прогиба головных канатов осуществляют до их зажима между отклоняющими шкивами.

На фиг. 1 изображена схема подъемной установки, с помощью которой осуществляют предлагаемый способ, на фиг. 2 — схема блока выдачи управляющих сигналов.

Устройство содержит приводной шкив 1, головные канаты 2, подъемные

-сосуды 3, регулнровочные шкивы 4, выполненные в виде цельного барабана с канавками или в виде блока шкивов, корпуса осевых подшипников 5, шток

6, направляющую втулку 7, исполнительный механизм 8, регулятор 9, с отри-. цательными обратными связями по заданию, т.е. регулятор 9 перемещает шток 6 до полного исполнения сигнала на его задающем входе, блок 10 выдачи сигналов о режимах работы

I подъемной машины (принципиальная схема дополнительно уточнена на фиг. 2), датчик 11 проскальзывания головных канатов и датчик 12 местонахождения подъемных сосудов.

Шкив трения 1 охвачен головными канатами 2, на которых подвешены подъемные сосуды 3. Регулировочные шкивы 4 установлены таким образом, что их футеровки касаются ветвей головных канатов 2 и в исходном состоянии прогибают их не более 2-3

1197973

Корпуса осевых подшипников 5 регулировочных шкивов 4 через, например, Побразные рамы (не показаны) жестко соединяют со штоком 6, обеспечивающих одновременное поступательное их движение.

Йа входы регулятора 9 подключены выходы блока 10 и датчиков 11. Блок

10 представляет собой комплект датчиков (фиг. 2), которые подают сигналы о нормальном режиме работы подъемной машины, спуске груза, предохранительном или аварийном торможении и разгоне перегруженного подъемного сосуда. Для автоматической реализации предлагаемого способа блок 10 выполнен таким образом, что появление каждого из перечисленных сигналов вызывает соответствующее дискретное изменение величины задания на входе регулятора 9, а следовательно, перемещение регулировочных шкивов 4. Для этого на кон-: кретной подъемной машине,в процессе ее наладки экспериментально определяют численные значения сигналов сф(х g х ) причем с (хо) с g (х4)

< (f(z ) (с ц (х ) ((q (z ), подаваемых поочередно на задающий вход регулятора 9 и обеспечивающих отсутствие проскальзывания головных канатов, соответственно при q(z ) — подъеме расчетного груза, (g (х4) — перегруженного сосуда, (p(z,) — спуске грузов и Ср (х ) — предохранительном и (f(z ) — аварийном торможениях. Экспериментально установленные численные значения указанных сигналов в процессе эксплуатации задают на вход регулятора 9 в качестве дискретных величин начального прогиба головных .канатов, соответствующих углам (о(— a,), причем о „(< Ы a > c в, (а,обхвата приводного шкива головными канатами, удовлетворяющим условию отсутствия проскальзывания при: Ко подъеме расчетного груза, т.е. нормального режима эксплуатации; с, предохранительном торможении; с( аварийном торможении, е — спуске груза, Ж вЂ” подъеме перегруженного сосуда.

t0

30 ния.

Посредством подвижных регулировочных шкивов 4 и 5 в соответствии с сигналом Cp(x ) задают всем равномерно натянутым (за счет взаимного перемещения регулировочных шкивов

4 и 5 или за счет других уравнительных средств) головным канатом 2 минимально необходимый поперечный ,прогиб. Величину последней выбира40 ют по предлагаемому способу из условия (условие определяется известным уравнением Эйлера) непроскальзывания головных канатов по

45 футеровке приводного шкива 1 при нормальном режиме работы подъемной машины. Как известно, нормальный режим — это подъем расчетного веса груза прн отсутствии сигналов о необходимости предохранительного или аварийного торможения.. Такой минимальный прогиб канатов увеличивает

К вЂ” угол их обхвата приводного о шкива на 3-5, поэтому они практи.чески не претерпевают дополнитель. 55 ных изгибов при выполнении нормальнык рабочих режимов, т.е. 90% времени эксплуатации они не снижают свой срок службы из-эа дополнительИз изложенного (фиг. 2) следует, что задание сигналов Ч (х ) -

Ц(х ) = cy(z+) - +

Максимальное значение силы сцепления головных канатов 2 с футеровкой приводного шкива 1, достигаемого за счет установления макси-: мальной величины начального прогиба равномерно натянутых головных канатов 2, а следовательно, угол обхвата приводного шкива головными канатами дискретно задают перемещением регулировочных шкивов 4 и 5 строго в соответствии. с выполняемым режимом подъемной машины, причем для выполнения нормальных или рабо-. чих режимов ее уменьшают до минимума, а для выполнения остальных режимов соответственно увеличивают до удовлетворения расчетного условия отсутствия проскальзывания головных канатов 2 по футеровке при выполнении этих режимов, причем в случае появления указанного процесса про-, скальзывания во время выполнения режима, регулировочные шкивы 4 и 5 перемещают дополнительно до полного исчезновения процесса проскальзыва1197973

% ных изгибов как на регулнровочных шкивах 4, так и в приводном шкиве 1.

При поступлении другого сигнала, например, о необходимости аварийного торможения при застревании подъемного сосуда 3 в стволе шахты, срабатывает соответствующий датчик аварийного сигнала в блоке 10 и на задающий вход регулятора 9 выдаст сигнал (((х ), Это приведет к из- 10 менению первоначально установленного состояния исполнительного механизма 8 со штоком 6. Перемещение штока 6 вызывает одновременное пере1 мещение всех регулировочных шкивов 15

4 относительно первоначально установившегося положения. В рассматриваемом случае регулирующие шкивы 4 . перемещаются в другое крайнее положение или до полного соприкоснове- 20 ния с регулировочными шкивами 5 противоположных ветвей головных канатов

2. Таким образом, для выполнения аварийного режима на подъемной машине установится максимальное значение начального прогиба головных канатов или обеспечивается увеличение угла обхвата приводного шкива 1 головными канатами 2 с 183 до 270, т,е. резко увеличивается сила сцепления 30 головных канатов 2 с футеровкой приводного шкива 1. Безусловно это обеспечит аварийную остановку подъемной машины за минимальное время. В случае возникновения проскальзывания — на выходе датчика 11 появляется сигнал, который суммируется с сигналом на задающем входе регулятора 9, что приведет к дополнительному одновременному перемещению всех 40 регулировочных шкивов 4, т.е. к уве- личению между противоположно движущими" ся регулировочными шкивами 4 прогиба

1 головных канатов до полного зажима . головных канатов. Зажим головных 15 канатов 2 между противоположно отстоящими регулировочными шкивами

4 и 5 обеспечивает экстренную и аварийную остановку, практически без участия времени инерции, при- 50 веденной к валу приводного шкива 1,. т.е. значительно сокращается время остановки.

Ь

После завершения аварийного торможения, машинист переводит машину на режим транспортировки расчетного груза, т.е. включает датчик нормального режима в блоке 10 (на фиг. 2 не показан). Последний своим выходным сигналом, поступающим на задающий вход регулятора 9 ранее описанным образом устанавливает минимальную величину прогиба головных канатов 2.

Появление сигнала о необходимости выполнения .другого режима приведет к появлению на выходе блока

10 соответствующего этому режиму другого сигнала, который описанным уже образом вызовет одновременное дискретное изменение начального прогиба всех головных канатов. Это приведет к установлению нового значения угла обхвата, обеспечивающего безопасность и безаварийность эксплуатации подъема. В процессе эксплуатации подъемной машины экспериментально заданные значения сигналов могут не удовлетворять условиям непроскальзывания головных канатов. В этом случае датчик 11 своим выходным сигналом дополнительно корректирует исполняемое задание регулятора 9 до полного изчезновения явления проскальзывания, т.е. дополнительно корректирует начальный прогиб головных канатов.

Использование предлагаемого способа, в частности дискретное изменение величины прогиба равномерно натянутых головных канатов в соответствии с одним из поступающих сигналов о конкретном режиме работы подъемной машины и последующая корректировка заданной величины прогиба, позволит одновременно повысить безопасность и безаварийность экс-, плуатации многоканатной подъемной машины и увеличить срок службы головных канатов за счет осуществления существенного снижения времени их работы с максимальным дополнительным изгибом на регулировочных шкивах.

1197973!

197973

Составитель Л.Черепенкина

Редактор Ю.Середа Техред З.Палий Корректор С.Шекмар

Заказ 7673/2f Тираж 803 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

i13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r . Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ управления многоканатной подъемной установкой с приводным и отклоняющим шкивами Способ управления многоканатной подъемной установкой с приводным и отклоняющим шкивами Способ управления многоканатной подъемной установкой с приводным и отклоняющим шкивами Способ управления многоканатной подъемной установкой с приводным и отклоняющим шкивами Способ управления многоканатной подъемной установкой с приводным и отклоняющим шкивами Способ управления многоканатной подъемной установкой с приводным и отклоняющим шкивами 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области нефтяной и газовой промышленности, конкретно к области бурения нефтяных и газовых скважин, и может быть использовано для замены изношенного каната в талевой системе буровой установки (БУ)

Изобретение относится к области монтажа лифтового оборудования внутри лифтовой шахты

Изобретение относится к монтажным работам при установке механизмов лифта в лифтовой шахте
Изобретение относится к подъемному машиностроению и может быть использовано при замене изношенного каната в подъемных устройствах новым

Изобретение относится к горной промышленности, а именно к устройствам и способам транспортировки канатов при их смене и навеске

Изобретение относится к горной промышленности, к шахтному строительству, к проходке вертикальных стволов, к гибкой армировке шахтных стволов

Изобретение относится к области подъемных устройств

Изобретение относится к области подъемных устройств

Изобретение относится к горной промышленности, а именно к способам навески и смены канатов подъемных установок
Наверх