Колодочный тормоз грузоподъемного транспортного средства

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (29) (22) сю4В 66D

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И. ОТНЯТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

/ ф (P cq (21) 3746805/27-11 (22) 29.05.84 (46) 07.01.86. Бюл. У 1 .(71) Каунасский политехнический институт им. Антанаса Снечкуса (72) А.Ю.Керпаускас и А.А.Керпаускас (53) 621. 864 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 407821, кл. В 66 С 9/18, 1964. (54) (57) КОЛОДОЧНЬИ ТОРМОЗ ГРУЗОПОДЪЕМНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий шкив, установленный на тормозном валу, и взаимодействующие со шкивом колодки, смонтированные на поворотных рычагах, шарнирно соединенных между собой посредством тяг и жесткого треугольника, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повьппения эффективности торможения путем безударной остановки груза, он снабжен дополнительными жесткими треугольниками, дополнительными тягами, подпружиненными штырями и фиксирующими элементами, при этом два треугольника раздельно прикреплены к транспортному средству, а третий-к свободному концу одного из поворотных рычагов, при этом треугольники, прикрепленные к транспортному средству, шарнирно соединены с подпружиненными штырями, каждый снабжен неподвижным упором для его пружины и подвижным упором, соединенным с фиксирующим элементом, 1203014

Изобретение относится к тормозам подъемно — транспортных машин и предназначено для фиксирования транспортных средств.

Целью изобретения является повышение эффективности торможения путем безударной остановки груза.

На фиг. 1 изображен колодочный тормоз, вид сперади; на фиг. 2 разрез А-Л на фиг. 1 (подпружиненные штыри, треугольники и

Коза) ..

Колодочный тормоз, замыкаемьгй кинетической энергией тормозного транспортного средства 1, состоит из шкива 2, заклиненного на тормозном валу 3, колодок 4, прикрепленных к рычагам 5 и 6, поворачиваемых около осей 7 и 8, установленных на транспортном средстве 1. К верхнему концу правого рычага 5 шарнирно прикреплен жесткий треугольник 9 своим прямым углом, а к верхнему концу левого рычага таким же образом прикреплен треугольник 10. Треугольники 11 и 12 тоже прямым углом шарнирно прикреплены в точках 13 и 14, установленных на транспортном средстве 1. Катеты треугольников 9-12 являются соответственно параллельными и перпендикулярными к рычагам

5 и 6. Треугольники 9 и 10 при помощи тяги 15, укрепленной в точках

16 и 17, соединены между собой. Кроме того, треугольники 9 и 10 соединены между собой при помощи тяги 18, укрепленной шарнирно в точках 19 и

20. С другой стороны, треугольники

9 и 11, а также треугольники 10 и 12 соединены между собой соответственно тягами 2 1и 22„ шарнирно укрепленными в точках 23, 24 и 25, 26. К треугольнику

11 в точке 27 шарнирно прикреплен штырь

28 (фиг. 2), а к треугольнику 12 в точке 29 — штырь 30. На штыре 28 надета пружина 31, сжимаемая между упором

32, неподвижно прикрепленным на штыре 28, и упором 33, неподвижно прикрепленным на раме 34 фиксирующего элемента и подвижно соединенным со штырем 28. Подобно на штыре 30 надета пружина 35, сжимаемая между упором 36, прикрепленным на штыре 30, и упором 37,, прикрепленным на раме

34, фиксирующего элемента и псдвижно соединенным со штырем 30. Рама

34 подвижно установлена на транспортном средстве 1 и при амортизационном k

1Q

i" 5

55 торможении транспортного средства 1 удерживается от перемещения при помощи подпружиненных, подъемноопускных упоров 38 и 39, которые упираются на ролик 40, прикрепленный снизу к рельсу 41 или к конструкциям здания. Подпружиненные упоры 38 и 39 шарнирно прикреплены к раме 34 в тсчках 42 и 43 и для освобождения фиксированного транспортного средства 1 при помощи тяг 44, линейки

45, тяги 46 и двуплечего рычага 47, вращающегося около оси 48, установленной на транспортном средстве 1, соединены с электрогидротолкателем

49. Электрогидротолкатель 49 используется также для отдаления колодок 4 ат тормозного шкива 2 при помощи двуплечего рычага 47, вращающегося около точки 48, и шарнирно прикрепленного к рычагу 47 штока 50. Верхним концом шток 50 шарнирно укрепляется в точке 23. Пружины 51 и 52 фиксирующего элемента предназначены для принятия определенной части кинетической энергии тормозимого транспортного средства. После остановки тормозного транспортного средства в крайнем левом или правом положении кинетическая энергия, принятая пружинами 51 и 52, используется для возвращения транспортного средства назад в среднее положение относительно рамы 34. Пружины 51 и 52 крайними концами прикреплены к упорам 53 и 54, установленным на транспортном средстве 1 и подвижно соединенным с рамой 34, а посередине пружины 51 и 52 прикреплены к упору 55, присоединенному к раме 34.

Тормоз снабжен тремя дополнительными жесткими треугольниками 10-12, тремя дополнительными тягами 18, 21 и 22, двумя подпружиненными штырями

28 и 30 и фиксирующим элементом, работающим возвратно-поступательно для обеспечения замыкания тормоза кинетической энергиеч транспортного средства при его движении влево и вправо.

Колодочный тормоз работает следующим образом.

При торможении транспортного средства 1., двигающегося, например, влево, ролик 40 прокатывается по левому подпружиненному упору 39 и утапливает его. После схода с левого упора 39 ролик упирается в

1203014

15

25

35

45

55 правый упор 38, а левый упор поднимается вверх и удерживает раму 34 в фиксированном положении. Под воздействием кинетической энергии транспортное средство 1 с установленным на нем тормбзом продолжает двигаться влево, нагружает пружины 51 и 52 фиксирующего элемента и сжимает пружину 31 замыкания тормоза. При этом правая пружина 51 сжимается между упором 55 приостановленной рамы

34 и упором 53, продолжающими двигаться влево вместе с транспортным средством 1, а левая пружина 52 растягивается между упором 54, продолжающим двигаться влево вместе с транспортным средством, и упором 55 приостановленной рамы 34. Пружина

31 сжимается между упором 33 приостановленной рамы 34 и упором 32, продолжающим двигаться влево вместе с трансопртным средством 1. Сила сжимаемой пружины 31 при помощи упора 32 толкает штырь 28 вправо, который стремится поворачивать треугольник 11 по часовой стрелке. Сила пружины 31 от треугольника 11 при помощи тяги 21 передается треугольнику 9, который пытается поворачиваться тоже по часовой стрелке. При этом гочка 16 перемещается вправо и при помощи тяги 15 и рычага 6 прижимает левую колодку 4 к тормозному шкиву 2.

1очка 19 перемещается влево и при помощи рычага 5 прижимает правую колодку 4 к тормозному шкиву 2.

Аналогичным образом колодочный тормоз работает при торможении транспортного средства, двигающегося вправо. При этом ролик 40 прокатывается по правому подпружиненному упору 38 и утапливает его. После схода с правого упора 38, ролик упирается на левый упор 39, а правый упор поднимается вверх и удерживает раму

34 в фиксированном положении. Под воздействием кинетической энергии транспортное средство 1 с установленным на него тормозом продолжает двигаться вправо, нагружает пружины 51 и 52 фиксирующего элемента и сжимает пружину 35 замыкания тормоза. При этом левая пружина

52 сжимается между упором 55 приостановленной рамы 34 и упором 54, продолжающим двигаться вправо вместе с транспортным средством 1, а

-4 правая пружина 51 растягивается между упором 53, продолжающим двигаться вправо вместе с транспортным средством 1, и упором 55 приостановленной рамы 34. Пружина

35 сжимается упором 37 приостановленной рамы 34 и упором 36, продолжающим двигаться вправо вместе с транспортным средством 1. Сжимаемая пружина 35 при помощи упора

36 толкает штырь 30 влево, который стремится поворачивать треугольник 12 против часовой стрелки. Силы пружины 35 от треугольника 12 при помощи тяги 22 передается треугольнику 10, который пытается поворачиваться тоже против часовой стрел-. ки. При этом точка 20 перемещается влево и при помощи тяги 18 и рычага 5 прижимает правую колодку 4 к тормозному шкиву 2, а точка 17 перемещается вправо и при помощи рычага 6 прижимает левую колодку 4 к тормозному шкиву 2.

По мере перемещения транспортного средства 1 под воздействием кинетической энергии влево или вправо, при приостановленной раме 34, по определенному закону увеличивается прием кинетической энергии нагружаемыми пружинами 51 и 52 фиксирующего элемента и пружиноц 31 или 35 замыкания тормоза. С увеличением силы сжатия пружины 31 или

35 увеличивается момент торможения.

Кинетическая энергия, принятая пружинами 31 или 35 замыкания тормоза, безвозвратно поглощается, а кинетическая энергия, принятая пружинами 51 и 52 фиксирующего элемента, полностью возвращается при возвращении транспортного средства назад. После приема пружинами 51 и

52 фиксирующего элемента и пружиной

31 или 35 замыкания тормоза всей кинетической энергии удерживаемого транспортного средства, последнее в крайнем левом или правом положении останавливается, а затем пружинами

51 и 52 фиксирующего элемента возвращается назад. При возвращении транспортного средства назад тормоз поглощает потенциальную энергию, отдаваемую пружинами 51 и 52 фиксирующего элемента. По мере возвращения транспортного средства назад тормозной момент постепенно уменьшается и фиксирование транспортного средства относительно рамы

34 происХодит без удара. Таким образом, при перемещении транспорт5 ного средства вперед, при возвратнопоступательном его торможении-фиксировании, тормозной момент возрастает от нуля до максимальной величины, а при возвращении транспортного средства назад тормозной момент уменьшается от максимальной величины до нуля. Следовательно, при фиксированном транспортном средстве колодки 4 к тормозному шкиву 2 являются неприжатыми.

Колодки 4 от тормозного шкива 2 отдаляются с помощью электрогидротэлкателя 49. При включении электропривода (не показано) передвижения транспортного средства одновременно включается электрогидротолкатель 49, который при помощи двуплечего рычага 47 и штока 50 поворачивает треугольник 9 против часовой стрелки.

При этом точка 19 перемещается вправо и при помощи рычага 5 отдаляет правую колодку 4 от тормозного

203014 Ь шкива 2. При перемещении точки 16 влево при помощи тяги 15 и рычага 6 левая колодка 4 отделяется от тормозного шкива 2. Кроме того, при перемешении точки 23 вверх при помощи тяги 21 треугольник 11 поворачивается против часовой стрелки и точка 27. перемещается влево. При этом штырь 28 перемещается влево и

1g слегка сжимает пружину 31. Аналогично при размЫкании тормоза точ а 17 перемещается влево, при помощи тяги 22 треугольник 12 поворачивается по часосой стрелке и точка 29 перемещается вправо. При этом штырь

30 перемещается вправо и слегка сжимает пружину 35. Кроме того, при включении электрогидротолкателя 39 при помощи двуплечего рычага 47, 2д тяги 46, линейки 45 и тяг 44. утапливаются упоры 38 и 39, которые освобождают транспортное средство 1 для его перемещения.

1 203014 ду Я ур

29 /7

1 /б М

gg ГО Ю /Я

Фиг. Г

88 ЯУ .71

Заказ 8377/26 Тираж 803 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель Л. Бунакова

Редактор Т. Кугрьппева Техред О.Ващишина Корректор А. Тяско

Колодочный тормоз грузоподъемного транспортного средства Колодочный тормоз грузоподъемного транспортного средства Колодочный тормоз грузоподъемного транспортного средства Колодочный тормоз грузоподъемного транспортного средства Колодочный тормоз грузоподъемного транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подъемно-транспортным машинам, а именно к колодочным тормозам

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к колодочным тормозам подъемно-транспортных машин

Изобретение относится к области подъемно-транспортного машиностроения, в частности к конструкции электромагнитных колодочных тормозов

Тормоз // 2060228

Изобретение относится к области тормозных устройств подъемных машин, обеспечивающих заданный режим движения подъемных сосудов и &становки их в требуемом положении, а также остановки и стопорения машин

Изобретение относится к тормозным устройствам шахтных подъемных машин
Наверх