Способ охлаждения двигателя внутреннего сгорания

 

союз соаетсних социАлистичесних

РЕСПУБЛИН

09) (11) (5g) 4 F 01 P 7/08 госудА ственный номитет сссР по делАм изОБРетений и ОтнРытий (21) 3! 76265/25-06 (22) 31.07,84 (46) 30.01.86. Бюл. ¹ 4 (71) Горьковский автомобильный завод (?2) Б.К.Джартаев и N.В.Староверов (53) 621.43-71(088,8) (56) Патент С ЛА № 3601100, кл. 123-4 1. l2, опублик. 1971.

Заявка ФРГ № 2931306, кл. Е 01 Р 5/06, опублик. 1981.

Заявка Великобритании № 2011606, кл. F 01 Р 3/12, опублик. 1979. (54)(57) 1. СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, преимущественно двигателя транспортного средства, путем обеспечения циркуляции охлаждающей жидкости через рубашку охлаждения двигателя и радиатор, обдува радиатора двумя параллельными потоками воздуха с установленным в каждом из них вентилятором контроля темгературы охлаждающей жидкости,. сравнения ее с эталоном и регулирования одного из потоков в зависимости от полученной разности при помощи электрического привода вентилятора этого потока, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности путем поддержания заданного теплового режима двигателя, на режимах работы двигателя при значении темпер=-.уры охлаждающей жидкости ниже значения эталона изменяют направление движения воздуха на противоположное в регулируемом потоке и сохраняют направление движения в нерегулируемом, а при температуре, равной значению эталона, сохраняют одно и то же направление движения воздуха в обоих потоках.

2, Способ по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что во время прогрева охлаждающей жидкости в обоих потоках поддерживается равный расход воздуха.

1208282

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания, преимущественно транспортных средств, а также автономных энергетических установок,и может быть использовано для регулирования температуры наддувочного воздуха.

Целью изобретения является повышение эффективности системы охлаждения путем поддержания заданного теплового режима охлаждающей жидкости.

На чертеже представлена система охлаждения, реализующая способ охлаждения двигателя, общий вид.

Система охлаждения включает рубашку охлаждения блока 1 двигателя и головки 2 блока, водяной насос 3, радиатор-охладитель 4, жалюзи 5,, вентилятор 6, приводимый ремнем 7 от коленчатого вала 8, вентилятор

9 с электроприводом 10, Температура охлаждающей жидкости измеряется датчиком 11. Рубашка блока 1 и головок 2, радиатор-охладитель 4 сообщаются между собой трубами 12 и 13, образуя большой контур циркуляции охлаждающей жидкости, осуществляемой с помощью насоса 3.

Сигнал от датчика 11 температуры подается на блок управления 14 электроприводом 10 и указатель 15 на щитке приборов. Блок питания

16 обеспечивает подачу электроэнергии с момента запуска двигателя.

Измерение температуры охлаждающей жидкости может осуществляться одним датчиком с аналоговым выходом, одновременно используемым для указателя температуры воды на щитке приборов автомобиля. Выходное напряжение датчика подают на схему ,цвойного компаратора уровня (двухпорогового компаратора) в блоке управления 14. Полярности сигналов на выходах компаратора взаимно противоположны. С одного выхода компаратора сигнал после усиления определяет вращение, осуществляемое с момента пуска, с другого — нормальное вращение для подачи воздуха вентиляторами 6 и 9 в одном направлении.

Гистерезис при срабатывании в условиях повышения температуры и ее снижения регулируется переменным сопротивлением в цепи обратной. связи операционного усилителя компарао, тора в пределах до 5 С.

t0

IS

Измерение температуры охлаждающей жидкости и управление электроприводом вентилятора может осуществляться также посредством предельных температурных выключателей.

Цепь управления обратным вращением может блокироваться выключателем, установленным на щитке приборов, что позволяет так же осуществлять управление вручную в любой момент прогрева.

Способ охлаждения двигателя внутреннего сгорания обеспечивается циркуляцией охлаждающей жидкости через рубашку охлаждения блока 1 двигателя, головки блока 2 и радиатор-охладитель, и посредством водяного насоса 3. При этом происходит обдув раДиатора-охладителя 4 двумя параллельными потоками воздуха с установленным в каждом из них вентилятором 6 и 9, контроля температуры охлаждающей жидкости, сравнения ее с эталоном и регулирование одного из потоков в зависимости от полученной разности при помощи электрического привода 10. На режимах работы двигателя при значении температуры охлаждающей жидкости ниже значения эталона изменяют направление движения воздуха на противоположное в регулируемом потоке и сохраняют направление движения в нерегулируемрм, а при температуре, равной значению эталона,, сохраняют одно и то же направление движения воздуха в обоих потоках. Причем для повышения эффективности охлаждения двигателя во время прогрева охлаждающей жидкости в обоих потоках поддерживается равный расход воздуха, Способ реализуют следующим образом.

После запуска двигателя включают электропривод 10 вентилятора 9 в направлении подачи воздуха, противоположном подаче вентилятором 6, через нормально замкнутые контакты реле блока управления 14. Датчик 11 температуры выполнен в виде двух предельных температурных включателей.

По достижении нижнего предела рабочего диапазона температуры охлаждающей жидкости 80 С нормально замкнутые контакты реле размыкаются и электродвигатель обесточивается, Дальнейший рост температуры вызывает срабатывание датчика температуры

Составитель С.Захаров

Редактор Л.Повхан Техред А.Кикемеэей Корректор С.Черни, Заказ 221/44 Тираж 501 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 1 по верхнему пределу при значении

92, нормально разомкнутые контакты

0 реле блока управления 14 замыкаются, подавая напряжение питания противоположной полярности на электродвигатель 10 постоянного тока, в результате вентиляторы 6 и 9 подают воздух через радиатор-охладитель двумя параллельными потоками. При .снижении температуры датчиком 11 произ водится отключение электропривода

10 в прямом и включение в обратном

208282 4 направлении при значениях температурных границ рабочего диапазона на

5 С ниже, чем при росте температуры, что обеспечивается гистерезисом тер5 мобиметаллических датчиков типа

ТМ-108, для предотвращения черезмерно частых переключений электропривода

10. Рециркуляция воздуха через радиатор-охладитель 4 обеспечивает пол1О ное использование тепла, поступающего в систему охлаждения для ускорения прогрева.

Способ охлаждения двигателя внутреннего сгорания Способ охлаждения двигателя внутреннего сгорания Способ охлаждения двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для включения и выключения вентилятора охлаждающей системы двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области двигателестроения и позволяет повысить эффективность охлаждения путем увеличения расхода воздуха и оптимального его распределения по поверхности радиатора

Изобретение относится к системам автоматического регулирования теплового состояния двигателя

Устройство относится к области машиностроения и может быть использовано для включения и выключения вентилятора охлаждающей системы двигателей внутреннего сгорания. Устройство содержит чувствительный элемент, выполненный из ферромагнитного материала с точкой Кюри, равной критической температуре охлаждающей жидкости, помещенный в корпус из немагнитного материала и размещенный в нем постоянный цилиндрический магнит с возможностью свободного перемещения внутри полости, причем торцы чувствительного элемента и постоянного цилиндрического магнита связаны с пружиной, а второй конец постоянного цилиндрического магнита упирается в корпус выключателя с магнитоуправляемыми контактами, а второй торец чувствительного элемента имеет контакт с охлаждаемой средой. Изобретение обеспечивает повышение надежности работы устройства и упрощение конструкции привода вентилятора. 2 ил.
Наверх