Способ торможения асинхронного электродвигателя

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в асинхронных электроприводах с активным моментом статического сопротивления на валу двигателя. Цель изобретения - уменьшение времени торможения. Способ обеспечивает снижение потери в двигателе при торможении за счет понижения напряжения при реверсе и контроля направления активной мощности на статоре двигателя. Эффективность торможения повьп71ается на начальном этапе -торможения за счет снижения потребления электроэнергии из сети и постоянства изменения скорости во времени. Повьшение надежности обеспечивается в результате ограничения бросков электромагнитного поля статора на противоположное направление вращения,что повьшает срок службы двигателя, механизма и передаточного устройства. 1 ил. i СЛ

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) (51) 4 Н 02 Р 3/20

ОГ1ИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

/

), / 1

К ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3752035/24-07 (22) 12.06.84 (46) 23.04.86. Бкл. 1(15 (71) Павлодарский индустриальный институт (72) В.С.Копырин и З,M.Куценко (53) 621.316.717(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 299926, кл. Н 02 P 3/20, 1969.

Андреев В.II., Сабинин Ю.А, Основы электропривода. М.-Л.: Госэнергоиэдат, 1963, с. 131-134, (54) СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ АСИНХРОННОГО

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в асинхронных электроприводах с активным моментом статического сопротивления на валу двигателя, Цель иэобре ения — уменьшение времени торможения.

Способ обеспечивает снижение потери в двигателе при торможении за счет понижения напряжения при реверсе и контроля направления активной мощности на статоре двигателя. Эффективность торможения повьш(ается на начальном этапе торможения sa счет снижения потребления электроэнергии из сети и постоянства изменения скорости во времени. Повышение надежности обеспечивается в результате ограничения бросков электромагнитного поля статора на противоположное напО равление вращения, что повышает срок службы двигателя, механизма и передаточного устройства. 1 ил.

12,26598

p .à..çoì, 30

3% разом.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в асинхронных электроприводах с активным моментом статического сопротивления на валу двигателя, например, в электроприводах механизации подъема подъемно-транспортных машин „

Цель изобретения — уменьшение времени торможения.

На чертеже представлена схема устройства, реализующего способ торможения асинхронного двигателя.

Устройство содержит асинхронный электродвигатель 1, автоматический переключатель 2 в цели питания электродвигателя, предохранители 3, три контактора с катушками 4-6 и контактами 7-1?, катушка 18 реле направления активной мощности на статоре электродвигателя 1 включена между двумя фазами статорной обмотки, один контакт !9 реле направления активной мощности включен между катушкой 5 контактора и контактом 17, который

> через последовательно соединенные контакты 9 и 13 соединен с одним из предохранителей 3 и с одним из выводов контакта 20 реле направления активной мощности, два симистора 21, включенные перекрестно мехду двумя фазами статорной обмотки электродвигателя, блок 22 управления симисторами одним входом через контакт ll подсоединен к источнику задающего напряжения.

Включающая кнопка 23, шунтируемая контактом 8, через отключающую кнопку 24 соединена с контактом 20, контакт 25 кнопки 24 шунтирует контакт

13, другой вывод кнопки 23 через контакты 12 и 16 соединен с. одним выводом катушки 4,,цругой вывод контакта 20 через контакт 26 конечного выключателя и последовательно соединенные контакты 10 и 14 подсоединен к одному выводу катушки б, другие выводы катушек 4-6 объединены и соединены с другим предохранителем, датчик 27 момента, установленный на валу электродвигателя, подсоединен к одному иэ входов блока 28 суммироВания, к другому вхОду кОторОго пОдается з данное напряжение ЦЗ. в д блока 28 подключен к другому входу блока 22 управления симисторами.

Устройство работает следующим ОбДпя пуска двигателя включается

8BToMRTH÷åñêèé переключатель 2, замыкается кнопка 23, катушка 4 первого контактора получает питание по цепи: кнопки 24 и 23, контакты 12 и

16, катушка 4, и контактор срабатывает. Замыкаются силовые замыкающие контакты 7 первого контактора, обмотка статора двигателя 1 подключается к сети, двигатель 1 запускается в работу и после окончания режима пуска работает в установившемся режиме, соответствующем моменту статического сопротивления М, на валу и скорости вращения сд, При этом замыкается блокировочный контакт 8, шунтируя кнопку 23, и размыкаются размыкающие контакты 9 и 10, исключая включение второго и третьего контакторов. Схема приведена в исходное состояние, предшествующее началу реализации способа торможения асинхронного двигателя.

Способ торможения асинхронного двигателя осуществляют следующим обДля перевода двигателя 1 из двигательнсго режима в тормозной нажимается стключающая кнопка 24, размыкается ее размыкающий контакт 25 питания катушки 4 первого контактора и замыкается з амыкаюший контакт в пепи питания катушки 5 второго контакта.

Катушка 4 теряет питание, первый контактср с>тключается, размыкаются его силовые контакты 7 и обмотка ста opB двигателя 1 отключается от сети с номинальным напряжением, а размыкающие контакты 9 и 10 замыкаются. При этом полу->ает питание катушка 5 второго контактора по цепи контакты 25,9,17 и 19, катушка 5, второй контактор срабатывает, замыкается его замыкаюший контакт ll и на вход блока 22 управления симисторами 21 подается сигнал Ц из разомкнутой или замкнутой систем управления реверсом. Блок 22 на-;инает формировать управляющие импульс>ы на симисторы 21 при соответствующем значению Ц угле управления и они открываются. Обмотки статора двигателя 1 подключаются к сети, причем чередование фаз на статоре двигателя 1 изменяется (например, с А,В, С на С,В,А>, а в результате чего двигатель 1 переводится в режим торможения противовключением.

1226

Кроме изменения чередования фаз, и, следовательно, изменения направления вращения электромагнитного поля статора, симисторы 21 обеспечивают понижение напряжения U на статоре 5 асинхронного двигателя до величины, при которой момент M двигателя определяется разностью заданного тормозного момента M и момента статическо3 го сопротивления М (1-М =1-М вЂ” 10

)-М„! ).

Если момент статического сопротивления остается неизменным в процессе работы электропривода, то для реализации способа может использоваться !5 разомкнутая система управления, При этом, исходя из известных М и М определяется момент М = Мз-M двигателя и на основании его значения и параметров двигателя рассчитывается 20 напряжение на статаре двигателя. По значению напряжения находят величину задающего напряжения U>. В процессе торможения величина U может изменяться, например в функции времени, 25 с целью сохранения постоянного момента двигателя.

Если момент статического сопротивления изменяется в процессе работы электропривода, или при торможении двигателя, то.необходимо для реализации данного способа применить замкнутую систему управления. Дпя åå ðåàлизации устанавливается датчик 27 момента на валу двигателя 1, выходной сигнал П которого поступает на первый вход блока 28 суммирования, на второй вход которого подается сигнал

I пропорциональный заданному тормозному моменту М, В блоке суммиро- 0 вания происходит их вычитание

I (U — U ), что соответствует операции М - M = M.

Таким образом, в результате алгебраического суммирования сигналов

U и !1О определяется на выходе блока 28 сигнал U пропорциональный моменту M двигателя 1. Сигнал U noc3 тупает на нижний вход блока 22 и задает необходимый угол управления сС симисторами и, следовательно, необходимое напряжение П на статоре двигателя 1. В процессе торможения заданный тормозной момент М сохраня9 ется неизменным.

После окончания торможения двигателя 1 происходит его пуск в противоположном направлении, т.е. реверс

598 4 двигателя. При этом также сохраняется заданный тормозной момент, постоянство ускорения ротора, снижение потребления электроэнергии и уменьше-. ние потерь, Причем, реверс двигателя производится в основном за счет активного момента статнческого сопротивления, Катушка 18 реле направления активной мощности остается при реверсе, как и при двигательном режиме, отключенной, так как направление активной мощности не изменяется (от сети к двигателю). Второй контактор, срабатывая, размыкает размыкающий контакт 12 в цепи питания катушки 4 первого контактора, замыкает замь|кающий контакт 13, шунтируя контакт 25 отключающей кнопки, и размыкает размыкающий контакт 14 в цепи питания катушки 6 третьего контактора.

В результате реверса, скорость двигателя I под действием суммарного момента (М + М„ ) приближается к значению синхронной скорости Q, скольжение уменьшается, а затем изменяет знак на отрицательный. При этом потребляемая из сети активная мощность уменьшается до нуля, а затем изменяет свое направление, так как двигатель переходит в режим рекуперативного торможения. В момент изменения направления активной мощности на статоре двигателя 1 катушка 18 реле направления активной мощности включается, размыкает свой размыкающий контакт 19 в цепи питания катушки 5 второго контактора, обесточивая ее, и замыкает замыкающий контакт 20 в цепи питания катушки 6 третьего контактора — второй контактор отключается

Э размыкает свой контакт II снимаются управляющие импульсы с симисторов 21, госледние закрываются и отключают двигатель от сети с пониженным напряжением. При этом замыкается размыкающий контакт 14 и катушка 6 третьего контактора получает питание по цепи: контакты 20,26,10 и 14 и катушка 6.

Третий контактор срабатывает и замыкает свои силовые контакты 15. Обмотки статора двигателя 1 подключаются вновь к сети с номинальным напряжением и с аналогичным реверсу чередованием фаз (противоположным направлением вращения электромагнитного поля статора по отношению к двигательному режиму). Двигатель 1 продолжает уве1226598

Тираж 631 Подписное

ВЯИИПИ Заказ 2144/56

Произв.-полигр. пр-тие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 личивать скорость, рекуперируя энергию торможения в питающую сеть ° Переходный процесс заканчивается при равенстве момента двигателя моменту статического сопротивления„ По исте- 5 чении времени рекуперативного торможения размыкается размыкающий контакт 26 путевого выключателя, катуш. ка 6 третьего контактора теряет питание, третий контактор отключается, 10 размыкает силовые контакты 15, двигатель 1 отключается от сети и переводится в режим снижения скорости, например, путем срабатывания тормозных

1 1 электромагнитов.

Предлагаемый способ торможения используют и при питании асинхронного двигателя от полупроводникового преобразователя. Его применение по 20 сравнению с известными способами обес; печивает ряд преимуществ. Существенно снижаются потери в двигателе при торможении за счет понижения напряжения при реверсе и контроля направления активной мощности на статоре двигателя, Повышается эффективность торможения на начальном этапе торможения за счет снижения потребления электро— энергии из сети и постоянства измене- 30 ния скорости во времени. Повышается надежность, так как ограничиваются броски электромагнитного момента двигателя при переключении электромагнитного поля статора на противоположное направление вращения, что повышает срок службы двигателя, механизма и передаточного устройства.

Ф о р м у л а изобретения

Способ торможения асинхронного электродвигателя, при котором производят изменение чередования фаз статорной обмотки, после чего отключают двигатепь от источника питания, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью уменьшения времени торможения, определяют момент на валу электродвигателя, сравнивают его с заданным значением и в случае неравенства мо— ментов одновременно с изменением чередования фаз статорной обмотки уменьшают напряжение на статоре электродвигателя до величины, прИ которой результат сравнения момента на валу электродвигателя и заданного момента становится равным нулю, контролируют направление активной мощности на статоре и при изменении ее знака увеличивают напряжение на статоре до номинального значения, после чего отключают электродвигатель от источника питания,

Способ торможения асинхронного электродвигателя Способ торможения асинхронного электродвигателя Способ торможения асинхронного электродвигателя Способ торможения асинхронного электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводах механизмов в химической и металлургической промышленности

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в автоматизированном электроприводе переменного тока с преобразователями частоты

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах общепромьшленных механизмов

Изобретение относится к электротехнике и может быть применено в электроприводах металлорежущих станков

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электроприводами общепромышленных механизмов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах переменного тока для точного позиционирования

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах различных механизмов для автоматического торможения электродвигателей
Наверх