Силовая передача пускового двигателя внутреннего сгорания

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 F 02 N.15/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3777108/25 — 06 (22) 14,06.84 (46) 30.04.86. Бюл. ¹ 16 (71) Гомельский завод пусковых двигателей (72) В,Г.Щегорцов, В.И,Козлов, H.H.Стельмах и Н.В.Богдан (53) 621.43 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 718620, кл. F 02 N 15/08, 1978, (54)(57) 1. СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА ПУСКОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащая редуктор, фрикционную муфту с ведомой полумуфтой и фрикционным элементом, роликовый механизм свободного хода и выходной вал, при„„SU„„1227826 А 1 чем ведомая полумуфта соединена с выходным валом, и механизм свободного хода через шестерни редуктора — с коленчатым валом двигателя, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью упрощения конструкции, фрикционная муфта и механизм свободного хода расположены коаксиально, между фрикционным элементом и роликами механизма свободного хода размещены радиально-подвижные колодки, а фрикционный элемент выполнен в виде по меньшей мере одного пружинного разрезного кольца, установленного с натягом на подвижных колодках и с кольцевым зазором относительно ведомой полумуфты.

1227826

2. Передача по п,1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что фрикционный элемент выполнен в виде нескольких установленных последовательно вдоль оси муфты и зафиксированных от поворота пружинных разрезных колец, при1

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в силовых передачах пусковых двигателей внутреннего сгорания.

Цель изобретения — упрощение конструкции силовой передачи пускового двигателя.

На фиг.1 показана силовая передача пускового двигателя внутреннего сгорания; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 — силовая передача с фрикционным элементом, выполненным в виде нескольких пружинных разрезных колец с колодками,установленными на осях; на фиг.4 — разрез

Б-Б на фиг.3.

Силовая передача содержит редуктор 1, шестерню 2 редуктора, связанную через промежуточную шестерню с коленчатым валом пускового двигателя, и фрикционную муфту 3 с механизмом 4 свободного хода, передающую крутящий момент на выходной вал 5 силовой передачи. Удлиненная ступица шестерни 2 выполняет роль внутренней обоймы роликового механизма 4 свободного хода, на которой .размещается центрирующая обойма 6, в пазах 7 которой установлены ролики 8 и радиально подвижные колодки 9. Колодки 9 имеют поверхность контакта с роликами 8, обеспечивающую оптимальный угол заклинивания, и выполняют роль наружной обоймы роликового механизма 4 свободного хода. Подвиж— ные устройства 10 поддерживают ролики в постоянной готовности к заклиниванию. Колодки 9 поджаты в направлении оси вращения шестерни 2 пружинным разрезным кольцом 11, которое является фрикционным элемен— том муфты 3. Кольцо 11 установлено чем разрезы колец расположены равномерно по окружности.

3. Передача по п.1,о т л и ч а ющ а я с я тем,что радиально подвижные колодки установлены на осях,закрепленных вмеханизме свободногохода. на колодки 9 с предварительным натягом, обеспечивает расчетный режим включения муфты и образует с ведомой полумуфтой 12 муфты 3 зазор 13.

Полумуфта 12 крепится неподвижно на выходном валу 5 силовой передачи.

Для более равномерного распределения усилия на поверхности контак1О та в фрикционной муфте и равномерного износа фрикционный элемент может быть выполнен в виде нескольких пружинных разрезных колец 14 (фиг,3) развернутых разрезами 15 равномерно по окружности и зафиксированных в

t5 этом положении от проворота выступами 16, В этом варианте силовой ачередачи для более плавного включения фрикционной муфты и уменьшения силы при20 жатия фрикционных элементов к ведомой полумуфте колодки 17 установлены на осях 18, которые закреплены в центрирующей обойме I9 °

Силовая передача работает следующим образом.

После запуска пусковой двигатель работает с частотой, соответствующей минимальным оборотам холостого хода. Вращение передается с шестер30 ни коленчатого вала пускового дви гателя через промежуточную шестерню на шестерню 2 редуктора 1, на ступице которой смонтирован роликовый механизм 4 свободного хода,при35 чем ролики 8 механизма 4 свободного хода находятся в контакте со ступицей шестерни 2, воспринимая через радиально-подвижные колодки 9 усилие пружинного разрезного кольца 11.

За счет сил трения, возникающих между ступицей шестерни 2 и роликами 8, механизм 4 свободного хода получает вращение в направлении, показанном

1227826 стрелкой на фиг,2. Центробежные силы, возникающие при вращении от роликов, колодок и кольца, не в состоянии преодолеть упругость кольца 11 и выбрать зазор 13. 5

Фрикционная муфта находится в выключенном состоянии, крутящий момент не передается на выходной вал 5 силовой передачи. При увеличении оборотов двигателя увеличивается часто- 10 та вращения колодок 9, увеличиваются центробежные силы, действующие на пружинное кольцо 11. Достигнув расчетной частоты вращения, колодки 9 преодолевают силы упругости пружин- 15 ного разрезного кольца ll, разжимают его и, выбрав зазор 13, кольцо 11 входит в контакт с ведомой полумуфтой 12. За счет сил трения, возникающих между пружинным кольцом 11 и полумуфтой 12, появляется момент сопротивления для наружной обоймы механизма свободного хода..

Разжимая пружинное кольцо 11, колодки 9 под действием центробежных 25 сил перемещаются в направлении от центра вращения, увеличивая зазор между ступицей шестерни 2 и контактной поверхностью колодок 9, при этом под действием прижимного устройства 10 ролики перемещаются, находясь постоянно в контакте со ступицей шестерни 2 и..колодками 9. крутящий MoMp HT Воз ник ающии в 35 результате трения пружинного кольца и ведомой полумуфты, недостаточен, чтобы преодолеть момент сопротивления. Поэтому первоначально происходит проскальзывание между пружинным 40 кольцом и полумуфтой, а момент сопротивления, приложенный к колодкам роликового механизма свободного хода, приводит его к заклиниванию. B результате заклинивания увеличивает- 45 ся давление роликов на колодки 9,которое увеличивает силы прижатия пружинного кольца 11 к полумуфте 12, В результате этого уменьшается проскальзывание и возрастает крутящий момент, передаваемый фрикционной муфте, выходному валу силовой передачи и маховику дизеля (не показан). Происходит раскручивание и запуск дизеля, После запуска дизеля резко возрастают обороты его коленчатого вала и вследствие запаздывания срабатывания центробежного механизма отключения вращение передается полумуфте 12, которая становится ведущим элементом.

При этом происходит изменение направления крутящего момента, передаваемого муфтой. Под действием значительно возросших центробежных сил пружинное кольцо 11 и колодки 9 прижаты к полумуфте 12, при этом работает только роликовый механизм свободного хода, С изменением направления передаваемого момента происходит расклинивание роликов, т.е. разрывается поток мощности, передаваемый от дизеля пусковому двигателю, тем самым пусковой двигатель защищается от перегрузок.

Распределение контактных напряжений по поверхности пружинного кольца в период передачи крутящего момента происходит неравномерно вследствие наличия разреза. Это может привести к неравномерному его износу в процессе эксплуатации. При выполнении фрикционного элемента в виде нескольких пружинных разреэных колец 14 (фиг.З), разрезами раэвернутйх равномерно по окружности, повьппается надежность передачи. Для предотвращения смещения разрезов с оптимального положения, кольца фиксируются от проворота.

В период заклинивания роликов механизма свободного хода резко увеличивается нагрузка на колодки 9, что приводит к увеличению динамических нагрузок в силовой передаче, а также давления на фрикционные элементы. Для уменьшения динамических нагрузок и увеличения плавности включения фрикционной муфты колодки установлены на осях 18 (фиг.4).

Таким образом, предлагаемое устройство упрощает силовую передачу пускового агрегата, позволяет автоматизировать процесс ее управления.

1227826

12?7826

Составитель В.Чекмазов

Техред В.Кадар

Корр е кт ор И. Эрдейи „

Редактор А.Долинич.

Заказ 2274/36 Тираж 523

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Подпис ное

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Силовая передача пускового двигателя внутреннего сгорания Силовая передача пускового двигателя внутреннего сгорания Силовая передача пускового двигателя внутреннего сгорания Силовая передача пускового двигателя внутреннего сгорания Силовая передача пускового двигателя внутреннего сгорания 

 

Наверх