Электропривод

 

Изобретение относится к электротехнике , к электроприводам с двигателями постоянного тока. Цель изобретения - повышение надежности путем обнаружения аномальных режимов, приводящих к отсутствию или замедлению вращения двигателя. Электропривод содержит двигатель постоянного тока, якорная обмотка и обмотка возбуждения которого подключены к источнику питания, а также защитное реле, диод и резисторную цепочку. Резисторная цепочка включена параллельно двигателю , а обмотка защитного реле через диод включена между средней точкой резисторной цепочки и общей точкой якорной обмотки и обмотки возбуждения двигателя.Такая схема включения зищитных устройств позволяет в любых услови-; ях обнаружить неисправность,связанную с отсутствием вращения двигателя, например, при понижении напряжения источника, обрыве цепи якоря, заклинивании двигателя. 2 ил. с Ф (Л tS9 ю СХ) tc

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3768914/24-07 (22) 23.07,84 (46) 30.04.86. Бюл. № 16 (71) Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта, Рижский ордена Трудового

Красного Знамени вагоностроительный завод, Производственное объединение

"Таллинский ордена Трудового Красного Знамени электротехнический завод им. M.È.Êàëèíèíà и Межотраслевой институт повышения квалификации специалистов народного хозяйства ЛатвССР (72) А.И. Гольдштейн, И.К.Лакин, Я.А.Тарс, В.П.Феоктистов,О.Г.Чаусов и А.В.Япинь (53) 621,316.718 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 764050, кл. Н 02 К 15/00, 1978.

Авторское свидетельство СССР № 873366, кл. H 02 P 1/20, 1979.

„„BU 122 206 A 1 (5D 4 H 02 Р 1 20 Н 02 К 11/00 (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД (57) Изобретение относится к электротехнике, к электроприводам с двигателями постоянного тока. Цель изобретения — повышение надежности путем обнаружения аномальных режимов, приводящих к отсутствию или замедлению вращения двигателя, Электропривод содержит двигатель постоянного тока, якорная обмотка и обмотка возбуждения которого подключены к источнику питания, а также защитное реле, диод и резисторную цепочку. Резисторная цепочка включена параллельно двигателю, а обмотка защитного реле через диод включена между средней точкой резисторной цепочки и общей точкой якорной обмотки и обмотки возбуждения двигателя. Такая схема включения зищитных устройств позволяет в любых условиях обнаружить неисправность, связанную с отсутствием вращения двигателя, например, при понижении напряжения источника, обрыве цепи якоря, заклинивании двигателя. 2 ил.

1228206 2 тенциалу точки 9, что следует из (1), т.е. в момент включения имеем

Изобретение относится. к электротехнике, а именно к электроприводам с двигателями постоянного тока последовательного возбуждения с устройством для защиты, Цель изобретения — повышение надежности путем обнаружения аномальньгх режимов, приводящих к отсутствию или замедлению вращения двигателя.

На фиг.1 дана принципиальная схема устройства; на фиг.2 — диаграмма его работы.

Предлагаемый электропривод содержит электродвигатель 1 постоянного тока с якорной обмоткой 2 и сериесной обмоткой 3 возбуждения. Двигатель 1 питается от источника 4 через контакт 5. В цепь якорной обмотки 2 двигателя включено реле 6 тока, а обмотки 2 и 3 двигателя зашунтированы делителем напряжения из резисторов 7 и 8. Их общая точка 9 соединена с общей точкой 10 обмоток двигателя 1 посредством цепочки, состоящей из реле 11 напряжения и диода 12. Сопротивления резисторов 7 и 8 выбраны пропорциональными сопротивлениями обмоток 2 и 3 двигателя 1, т ° е

Rz Ry (l)

Rs Roe

Контакты 13 и 14 реле 6 и 11 включены в цепь сигнальной лампы 15.

Вал 16 двигателя 1 соединен с валбм рабочего механизма (вентилятора, компрессора и т,п.), (2) Пд = U, Электропривод работает следующим образом, Пусть в исходном состоянии, т.е, до момента t контакт 5 разомкнут, а двигатель l выключен. При этом оба реле 6 и 11 обесточены.

Для включения двигателя 1 включают контакт 5, после чего на двигателе появляется напряжение U (фиг.2), равное напряжению источника 4 за вычетом падения напряжения в провоцах

17 и 18. Сразу после включения двигатель 1 еще остается неподвижным, его частота вращения п, = О и противо-ЭДС Е = О. При этом распределение падений напряжения между обмотками 2 и обмоткой 3 возбуждения определяет— ся соотношением сопротивлений Кр и

R . Если считать, что минусовая клемма 0 двигателя 1 заземлена, т.е. ее потенциал равен нулю, то потенциал П точки 10 при п = О равен поВ результате реле 11 обесточено °

По мере разгона двигателя 1 и роста п, возрастает противо-ЭДС Е1, изменяя соотношение напряжений на обмотках 2 и 3. В результате U уменьшает10 ся и на реле 11 появляется напряжение

V« = U U 0, (3) которое в момент t (фиг,2) вызывает срабатывание реле 11. Далее это ре15 ле 1 I остается включенным.

Реле 6 нормально включается сра- . зу после включения контакта 5.

Таким образом, к моменту t оба реле 6 и 11 оказываются включенными, 2о,их контакты 13 и 14 разомкнуты, в результате чего лампа 15 гаснет.Это является признаком нормальной работы контролируемого двигателя 1, 25 Ниже рассмотрена работа устройства при характерных неисправностях двигателя или приводимого от него рабо— чего механизма °

Заклинивание двигателя 1 или мехащб низма приводит к тому, что после включения контакта 5 двигатель l остается неподвижным. В результате

U = UA, так что Ut, = 0 и реле 11 остается обесточенным, а лампа 15 продолжает гореть.Это признак неисправ— ности, Обрыв цепи якоря (обычно из-за разрушения щетки) сопровождается срабатыванием реле 11, но реле 6 при

40 этом остается обесточенным. Б результате лампа 15 получает питание через контакт 13.

Пониженное напряжение источника 4 при большом моменте сопротивления рабочего механизма (например компрессора) приводит к тому, что двигатель остается неподвижным. При этом он не может быть отключен токовой защитой обычного типа, поскольку ток в

S0 цепи ограничивается внутренним сопротивлением источника 4 и сопротивлением проводов 17 и 18. Однако реле 11 при этом остается обесточенным и лампа 15 горит, что сигнализирует о неисправности.

Возможны модификации предложенной схемы. В ряде случаев реле 6 может отсутствовать, поскольку чаще всего встречаются неисправности типа заклинивания или заедания рабочего механизма, Реле 11 может быть использовано непосредственно для включения следующей ступени привода. Например, в электрокалориферах двигатель 1 приводит во вращение вентилятор. Толь— ко при вращении вентилятора можно включить нагревательные элементы.

Поэтому включающий контакт может быть использован для включения нагревательных элементов.

Технико-экономическая эффективность предложенного устройства определяется тем, что в любых условиях обнаруживаются неисправности, связанные с отсутствием вращения двигателя.

1228206 формулаизобретения

Электропривод, содержащий электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения, якорная обмотка и обмотка возбуждения которого подключены к источнику электро питания, защитное реле, диод и резисторную цепочку, о т л и ч а ю щ и й1О с я тем, что, с целью повыщения надежности путем обнаружения аномальных режимов, приводящих к остановке двигателя или замедлению его вращения;. резисторная цепочка включена

15 параллельно двигателю, а обмотка защитного реле через диод включена между средней точкой резисторной цепочки и общей точкой якорной обмотки и обмотки возбуждения двигателя.

1228206

+f5

Составитель А.Трепутнева

Редактор И.Рыбченко Техред Н.Бонкало Корректор В.Синицкая

Заказ 2294/55 Тираж 631 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Электропривод Электропривод Электропривод Электропривод 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам контроля возбуждения мощных синхронных электрических машин
Наверх