Механизм преобразования вращательного движения

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (512 4 F 16 Н 19/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3793268/25-28 (22) 22.09.84 (46) 23.05,86. Бил. ¹ 19 (71) Рязанское производственное объединение нТяжпрессмаш (72) А.Д.Корнешов и А.Н.Азаров (53) 621.833.12(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1094997, кл. F 16 H 27/06, 1983.

Авторское свидетельство СССР № 194508, кл. F 16 Н 19/04, 1965. (54)(57) МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ, содержащий размещенные в корпусе зубчатую рейку с зубьями двойного рабочего профиля, два взаимно перпендикулярных вала и две расположенные на валах шестерни, находящиеся в зацеплении с рейкой, отличающийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей, механизм снабжен кривошипом и кареткой, а рейка установлена на кривошипе и размещена в каретке, перемещающейся в корпусе в плоскости рейки.

1232885

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам, предназначенным для преобразования однонаправленного вращения ведущего звена с постоянной скоростью в возвратно-вращательные колебания (качания) двух ведомых звеньев в противофазе.

Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей, так как ведомым звеньям сообщается возвратно-вращательное движение за счет кривошипа с изменяемым эксцентриситетом, и, кроме того, обеспечивается плавное трогание с места, что позволяет использовать его в механизмах с большой инерционной массой.

На фиг.l схематически изображен предлагаемый механизм преобразования вращательного движения, разрез; на фиг.2 — то же, вид сверху.

Механизм преобразования вращательного движения содержит ведущий вал

1, кинематически связанный распределительной передачей с двумя ведомыми звеньями — валами 2 и 3. Распределительная передача выполнена в виде зубчатой рейки 4, смонтированной на кривошипе 5 вала 1. Зубчатая рейка 4

25 имеет квадратную в плане форму с дву- щ мя взаимно перпендикулярными нарезками рабочих зубьев (на фиг.2 зубья условно изображены взаимно перпендикулярными линиями). Каждый зуб рейки

4 имеет, таким образом, два взаимно перпендикулярных рабочих профиля °

При изготовлении вначале нарезается один ряд зубьев как на обычной рейке, а затем перпендикулярно ему нарезается второй ряд таких же зубьев. С каж- 40 дым рядом зубьев рейки 4 находится в постоянном зубчатом зацеплении одна из шестерен 6 или 7, жестко закрепленных на ведомых валах 2 и 3 соответственно ° Валы 2 и 3 расположены взаимно перпендикулярно в плоскости, параллельной рейке 4.

Валы 2 и 3 могут быть выходными звеньями данного механизма (связаны с рабочими органами) или же посредст50 вом зубчатых колес 8 передавать движение далее по двум кинематическим цепям, например, через зубчатую рейку 9 (фиг ° 1). От вращения вокруг собственной оси рейка 4 стабилизирована тем, что помещена в каретке 10, которая в свою очередь установлена в корпусе 11.

Кривошип 5 выполнен с изменяемым эксцентриситетом е любым известным способом.

Механизм работает следующим образом.

Ведущее звено — вал 1 — равномерно вращается в одном направлении.

Связанная с его кривошипом 5 зубчатая рейка 4 получает орбитальное движение по окружности с радиусом, равным эксцентриситету е кривошипа 5 (любая произвольно взятая точка рейки движется по такой же окружности).

При этом рейка 4 свободно, перемещается по направляющим каретки 10, а сама каретка 10 перемещается по направляющим корпуса ll. От вращения вокруг собственной оси рейка 4 застопорена направляющими каретки 10. Шестерни 6 и 7, находясь в постоянном зацеплении с рейкой 4, приводятся в возвратно-вращательное (качательное) движение, одновременно скользя вдоль зубьев рейки.

На фиг.2 изображено положение, когда плечо кривошипа 5 направлено о но направлению 270 от оси его вращения, т.е ° строго влево от вала. (Эксцентриситет е кривошипа в данном примере ус.тановлен в промежуточное между максимальным и минимальным положением), Из этого положения при вращении вала l по часовой стрелке рейка

4 перемещается по дуге окружности в о положение 360 по направлению от оси врашения вала 1 ° На протяжении этой

Q четверти оборота (от 270 до 360 ) скорость вращения шестерни 6 изменяется от максимальной до нуля — в конце участка зубья рейки .скользят вдоль зубьев шестерни 6, не сообщая вращения последней. Скорость вращения шестерни 7 увеличивается от нуля до максимальной величины.

При прохождении рейки 4 следуюо щей четверти оборота (от 0 до 90 ) скорость шестерни 6 возрастает от нуля до максимальной, но вращение идет уже в противоположную, чем в предыдущей четверти, сторону (реверс о произошел при 360 ), а скорость вращения шестерни 7 падает от максимальной до нуля.

На следующей четверти оборота о рейки 4 (90 — 180 ) шестерня 6 изменяет скорость от максимальной до нуля, а шестерня 7, проходя реверс, от нуля до максимальной в противопоФиг. 2

Составитель P.Îæèíà

Техред H.Ïoïoâè÷ Корректор Г.Решетник

Редактор Н.Яцола

Заказ 2753/37 Тираж 880 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r, Ужгород, ул. Проектная, 4 з 123" ложном направлении, в последней четверти оборота рейки 4 (180 — 270 ) шестерня 6, пройдя реверс в точке

180, — от нуля до максимума, а шестерня 7 — от максимума до нуля. Далее, с началом следующего оборота рейки 4 цикл повторяется.

Итак, за каждый орбитальный оборот рейки 4 шестерня 6 изменяет направление вращения в точках 360 и 1о

180, имея максимальную скорость врао щения в точках 270 и 90, а шестерня 7 изменяет направление вращения в точках 270 и 90, имея максимальную скорость вращения в точках 360 и

Таким образом, шестерни 6 и 7 совершают возвратно-вращательные (колебательные) движения по синусоидальному закону, причем фаза колебаний gp шестерни 7 смещена на 90 от фазы ков лебаний шестерни 6. По такому же синусоидальному закону колеблются ведомые валы 2 и 3, на которых закреплены шестерни 6 и 7. Происходит преоб- 25 разование однонаправленного вращения

Вс 4 с постоянной скоростью ведущего вала

1 в возвратно-вращательное (колебательное, качательное) движение двух ведомых валов 2 и 3

При необходимости преобразования движения в возвратно-поступательное используются зубчатые рейки 9, которые получают возвратно-поступательное движение от зубчатых колес 8.

Вращательные колебания валов 2 и 3 могут быть как меньше, так и больше полного оборота. Это зависит от диаметра шестерен 6 и 7 и величины эксцентриситета е . Поворот на максимальный угол (амплитуда колебаний) будет при максимальном эксцентриситете кривошипа, который допускают габари ы рейки 4.

При эксцентриситете, равном нулю, когда шип кривошипа 5 станет соосным валу 1, амплитуда колебаний ведомых звеньев также равна нулю — при вращении вала 1 валы 2 и 3 неподвижны.

Плавным увеличением эксцентриситета е достигается плавное трогание с места больших инерционных масс.

Механизм преобразования вращательного движения Механизм преобразования вращательного движения Механизм преобразования вращательного движения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к общему машиностроению , а именно к механизмам для преобразования качательного движения во враш ,ательное

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах различных машин

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к механизмам преобразования вращательного движения в возвратно-вращательное и наоборот. Зубчатый преобразователь вращательного движения в возвратно-вращательное включает корпус, в котором соосно установлены входной и выходной валы, центральное неподвижное зубчатое колесо, эллиптическое зубчатое колесо, сателлит, состоящий из цилиндрической шестерни и эллиптической шестерни, соединенных валом, водило, установленное на входном валу и соединенное другим концом через вращательную кинематическую пару с валом сателлита. Центральное неподвижное зубчатое колесо состоит в зубчатом зацеплении с цилиндрической шестерней сателлита одного с ней размера, а эллиптическая шестерня сателлита состоит в зубчатом зацеплении с эллиптическим зубчатым колесом одного с ней размера. Эллиптическая шестерня и эллиптическое зубчатое колесо установлены на своих валах так, что ось вращения вала проходит через точку, называемую фокусом делительного эллипса эллиптического зубчатого колеса или эллиптической шестерни сателлита, которая расположена на большой полуоси делительного эллипса на расстоянии от центра делительного эллипса где а и b - большая и малая полуось делительного эллипса соответственно. Достигается компактность конструкции, увеличение ресурса работы, а также возможность относительно простой динамической балансировки. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к преобразователям вращательного движения в возвратно-вращательное и наоборот. Планетарный механизм преобразования вращательного движения в возвратно-вращательное содержит корпус, в котором соосно установлены входной и выходной валы, зубчатые колеса, сателлит и водило. Неподвижное эллиптическое зубчатое колесо жестко закреплено на корпусе соосно входному валу. Еще одно эллиптическое зубчатое колесо установлено на выходном валу. Водило установлено на входном валу и соединено другим концом через вращательную кинематическую пару с валом сателлита. Сателлит состоит из эллиптического зубчатого колеса и эллиптической шестерни. Подвижное эллиптическое колесо соединено с неподвижным эллиптическим зубчатым колесом одного с ним размера, а эллиптическая шестерня сателлита состоит в зубчатом зацеплении с эллиптическим зубчатым колесом одного с ним размера. Малая полуось b1 одной пары эллиптических колес может отличаться от малой полуоси b2 другой пары. Достигается расширение функциональных возможностей. 4 ил.

Изобретение относится к общему машиностроению, а более конкретно к механизмам преобразования движения. Механизм преобразования возвратно-поступательного движения в непрерывное вращательное содержит два ведомых вала, передающий вал, ведущее звено в виде разомкнутой цепи, а также замкнутую гибкую цепную связь. Все валы снабжены двумя звездочками, а звездочки передающего вала установлены на обгонных муфтах. Достигается повышение надежности. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх