Двойная фрикционная муфта сцепления

 

СОЮЗ СОВЕтСНИХ

СОЦИМИСтиЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) А1

ГОСУДАРСТНЕККЫЙ HOMHTET СССР (21 ) 357 97 96/25-27 (22) 18.04.83 (46) 15.06.86. Вюл. Р 22 (72) Г.И. Лифшиц (53) 621.825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

)) 579469, кл. F 16 D 13/44„ 1976. (54)(57) ДВОЙНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА

С1)ЕПЛЕНИЯ, содержащая соединенные с валом двигателя, имеющим фланец, кожух и опорный диск, два нажимных диска, расположенных по обе стороны от опорного диска и соединенных с ним подвижно в осевом направлении, два соединенных с двумя соосными первичными валами ведомых диска, один из которых расположен между первым нажимным диском и опорным диском, нажимную пружину, установленную между кожухом и первым нажимным диском, и дополнительную нажимную пружину, контактирующую с вторым нажимным диском, а также установленный с возможностью взаимодействия с основной нажимной пружиной выжимной подшипник, гидроцилиндр с расположенным в

его полости поршнем, шток которого кинематически связан с выжимным под(д1) 4 F 16 D 13/44, 25/062 шипником, второй поршень и гидросистему управления переключением ступеней передачи и привода сцепления, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения металлоемкости и упрощения конструкции, второй ведомый диск расположен между опорным и вторым нажимным диском, дополнительная нажимная пружина расположена между фланцем вала двигателя и вторым нажимным диском и выполнена с меньшей жесткостью, чем осногная нажимная пружина, в гидроцилиндре выполнена дополнительная полость с большим диаметром, чем основная полость, второй поршень выполнен с большим диаметром и установлен в дополнительной полости на штоке первого поршня с ограничением хода относительно него со стороны прилежащего торца гидроцилиндра, при этом ход второго поршня меньше хода первого поршня, полость между первым поршнем и гидроцилиндром сообщена с гидросистемой управления переключением ступицей передачи, а полость между поршнями сообщена с гидросистемой привода сцепления.

1237812

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двойных фрикционных муфтах с гидравлическим управлением.

Цель изобретения — уменьшение металлаемкасти и упрощение конструкции путем обеспечения переключения муфты подачей и снятием давления в одной рабочей полости гидроцилиндра и путем принудительного включения одного из двух механизмов сцепления при включении другого.

На чертеже изображена конструктивная схема двойной фрикционной муфты сцепления.

На соединенном с валом двигателя фланце 1 жестко закреплен опорный диск 2 с двумя опорными поверхностями 3 и 4, с которыми сопряжены фрикционные поверхности двух ведомых дисков 5 и 6, ступицы которых 7 и 8 сидят на соосных первичных валах 9 и 10 коробки передач. Нажимные диски 11 и 12 установлены подвижно в осевом направлении относительно опорного диска 2, жестко соединены между собой шпильками 13 и зажаты между основной диафрагменной пружиной 14, опирающейся на первый нажимнай диск 11, а через опорные кольца

15 и 16 и стяжные пальцы 17 " на внутреннюю поверхность кожуха 18 соединенного с фланцем 1, и дополнительной диафрагменной пружинай 19, опирающейся через опорные кольца

20 и 21 соответственно на внутреннюю торцовую поверхность фланца 1 и на второй нажимной диск 12. С основной диафрагменной пружиной 14 взаимодействует выжимной подшипник 22, который перемещается по направляющей 23 и соединен с вилкой 24, взаимодействующей со штоком 25 рабочего гидроцилиндра 26, имеющего две полости

27 и 28 разного диаметра, с поршнями 29 и 30. Поршень 30 имеет больший диаметр, сидит на штоке 25 свободно и перемещение ега на штоке 25 ограничена упорным кольцом 31, а в цилиндре 26 — упорным кольцом 32. Основная полость 27 соединена гидралинией 33 с системой управления переключением ступеней коробки передач.

Дополнительная полость 28 соединена гидролинией 34 с главным цилиндром

35 сцепления, управляемым педалью

36. При автоматизации сцепления педаль 36 и главный цилиндр 35 отсутствуют, а гидралиния 34 соединяется с регулятором 37 создающим давление в полости 28 в функции оборотов двигателя. Вместо дополнительной диафрагменнай пружины 19 могут быть установлены цилиндрические пружины

38. Вместо диафрагменной пружины

14 также могут быть применены цилиндрические пружины, но в этом случае нажимной диск 11 должен через расцепляющие рычаги взаимодействовать с выжимным подшипником 22 (на чертеже не показано). Пружина 39 служит для возвращения вилки 24 механизма сцепления в исходное состояние. Дополнительная нажимная пружина 19 имеет меньшую жесткость, чем основная нажимная пружина 14 °

Двойная фрикцианная муфта сцепления работает следующим образам.

При отсутствии давления в полостях рабочего цилиндра 26 диафрагменная пружина 14 зажимает первый ведомый диск 5 между первым нажимным

11 H QIIoPHbM gHcKQM 2, зтам благодаря жесткой связи его со вторым нажимным диском 12 нажимной диск 12 отводится от опорного диска

2, обеспечивая зазоры между вторым ведомым диском 6 и поверхностями нажимного диска 12 и опорного 2, поскольку усилие пружины 19 значительно меньше усилия пружины 14. При нажатии на педаль 36 возрастает давление в полости 28 рабочего цилиндра

26, в результате чего поршень 30 пе35 ремещается до упора в кольцо 32, перемещая тем самым через упорное кольцо 31 шток 25 . Поскольку давление в полости 28 действует на поршни

46

29 и 30, перемещая их в противоположных направлениях, а площади их различны, то зто обеспечивает фиксированное положение штока 25. В этом положении штока 25 выжнмной подшипник 22 через вилку 24 получает

45 ограниченное и стабильное перемещение, при котором, воздействуя на внутреннюю центральную часть диафрагменной пружины 14, он отводит ее внешнюю периферийную часть от нажимного диска 11 на такую величину,при которой жестко связанные нажимные диски 1t.è 12 перемещаются под действием пружины 19 на величину, при которой обеспечиваются зазоры между поверхностями ведомых дисков 5 и 6 .и поверхностями нажимных 11 и 12, и поверхностями 3 и 4 опорного 2 дисков. Механизм сцепления выжат

1237812 (неитраль). При медленном отпускании педали 36 сцепления, т.е ° при падении давления в полости 28, роисходит плавное .замыкание ведомого диска 5, между нажимным 11 и опорным 2 дисками под действием пружины

14, которая обеспечивает необходимое усилие сжатия с учетом противодавления пружины 19. Таким образом, процесс трогания обеспечивается сцеплением через его ведомый диск 5 и первичный вал 10 коробки передач..В процессе переключения коробки передач поток мощности должен пере- ходить с одного ведомого диска на другой и обратно. При подаче давле-. ния по трубопроводу 33 (от системы управления переключением коробки передач) в рабочую полость 27 гидроцилиндра 26 поршень 29 со штоком 25 быстро перемещаются на такую величину, что, воздействуя через вилку

24 и выжимной подшипник 22 на диафрагменную пружину 14, полностью отводят ее OT нажимного диска 11 Пружина 14 более не действует на нажимной диск 11 и поэтому пружина 19 прижимает нажимной диск 12 и второй ведомый диск 6 к опорному диску 2.

Мощность передается через ведомый диск б и первичный вал 10. При снятии давления в полости 27 гидроцилиндра 26 поршень 29 со штоком 25 отводятся пружиной 38 в исходное положение. Пружина 14 сжимает ведомый

1о диск 5 между нажимным диском 11 и опорным диском 2 и отводит нажимной диск 12 с пружиной 19 от ведомого диска 6. Мощность передается через ведомый диск 5 и первичный вал. (Усилие пружины 14 более, чем в два раза превосходит усилие пружины 19).

Таким образом, управление переключением производится только подъемом и снятием давления в одной полости

27 гидроцилиндра 26. Необходимая плавность переключения обеспечивается темпом, т.е. временем нарастания и спада давления в этой полости,что достигается дросселированием рабо25,чей жидкости, например, в соединении магистрали 33 с полостью 27 (на чертеже не показано) °

123i! 812

° g Ф

Составитель И. Лукина

ТехредЛ.Олейник Корректор M. Пожо

Редактор И. Сегляник

Заказ 3270/36

Тираж 880 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и сткрытий

11303S, Москва, Ж-35, Раупгская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная,4

Двойная фрикционная муфта сцепления Двойная фрикционная муфта сцепления Двойная фрикционная муфта сцепления Двойная фрикционная муфта сцепления 

 

Похожие патенты:
Наверх