Реечная передача

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в беззазорных зубчато-реечных передачах. Целью изобретения является повышение нагрузочной способности .и кинематической точности 4 передачи. Положительный эффект достигается за счет использования упругих свойств металлической рейки для создания натяга в зацеплении. Рейка 3 установлена на опорах 4 и 5 в корпусе 1 и зацепляется с зубчатым колесом 2. Ролики 6 и 7 смонтированы на обш,ей с колесом 2 раме 8 и опираются на тыльную поверхность 9 рейки 3. Колесо 2 установлено в ползуне на подшипниках, а ползун - в раме 8 на направляющих. Перемещение ползуна с колесом 2 осуществляется регулировочным болтом 11 в направлении , перпендикулярном рейке 3. Для создания натяга в зацеплении болтом 11 перемещают ползун к рейке 3. При этом колесо 2 прогибает рейку 3 на участке / между роликами 6 и 7. 1 3. п. ф-лы, 3 ил. (Л // N5 О5 ND Ю

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5у 4 F 16 Н 55 18, 55 28

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ;

К АВТОРСКОМУ(СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (54) РЕЕЧНАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в беззазорных зубчато-реечных передачах. Целью изобретения является повышение нагрузочной способности и кинематической точности (21) 3833012/25-28 (22) 30.12.84 (46) 07.10.86. Бюл. № 37 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) О. В. Берестнев, В. Л. Басинюк, Н. Н. Ишин и С. А. Иванов (53) 621.833 (088.8) (56) Патент ФРГ № 3005862, кл. F 16 Н 19/02, 1981.

ÄÄSUÄÄ 1262172 А1 передачи. Положительный эффект достигается за счет использования упругих свойств металлической рейки для создания натяга в зацеплении. Рейка 3 установлена на опорах 4 и 5 в корпусе 1 и зацепляется с зубчатым колесом 2. Ролики 6 и 7 смонтированы на общей с колесом 2 раме 8 и опираются на тыльную поверхность 9 рейки 3. Колесо 2 установлено в ползуне на подшипниках, а ползун — в раме 8 на направляющих.

Перемещение ползуна с колесом 2 осуществляется регулировочным болтом 11 в направлении, перпендикулярном рейке 3. Для создания натяга в зацеплении болтом 11 перемещают ползун к рейке 3. При этом колесо 2 прогибает рейку 3 на участке 1 между роликами 6 и 7. 1 з. п. ф-лы, 3 ил.

1262172

Формула изобретения

6Е1 макс

Що,„) где Е— где Е—

1, W—

1, W— (0 )— ()— маков маков

1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в беззазорных зубчато-реечных передачах.

Целью изобретения является повышение нагрузочной способности и кинематической точности передачи.

Положительный эффект достигается за счет использования упругих свойств металлической рейки для создания натяга в зацеплении.

На фиг. 1 изображена реечная передача; 1о на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3— зуб рейки.

Передача содержит корпус 1, зубчатое колесо 2, рейку 3, установленную в корпусе 1 на двух опорах 4 и 5, и устройство для создания регулируемого радиального натяга между колесом 2 и рейкой 3, включающее ролики 6 и 7, закрепленные вместе с колесом 2 на общей раме 8 и контактирующие с тыльной (противоположной зубчатой) поверхностью 9 рейки 3, ползун 10, размещенный в раме 8 на направляющих и несущий зубчатое колесо 2, установленное в ползуне 10 на подшипниках, регулировочный болт 11 с контргайкой 12 и опорный шарик 13

Расстояние L между опорами 4 и 5 выполнено равным L = 1.Р„+21+Йр, где l — рас- 25 стояние между роликами, dð — их диаметр, а L „ — длина рабочего хода передачи.

Зубья рейки 3 имеют повышенную податливость за счет прорезей 14 в теле зубьев, а сама рейка 3 — за счет прорезей 15 во впадинах между ними. Расстояние h от тыльной поверхности 9 рейки 3 до дна прорезей 14 и 15 — величина постоянная и определяет минимальный момент инерции сечения рейки 3. Расстояние между роликами 6 н 7 может быть определено как

7 = 2 6Е1Хмамр.

W(o iu) модуль упругости материала рейки 3; моменты соответственно инерции и сопротивления минимального сечения рейки 3; допустимое изгибное напряжение материала рейки 3; максимальный натяг в сопряжении 45 рейки 3 и колеса 2, принимаемый равным удвоенной сумме допусков на колебание измерительного межосевого расстояния соответственно по длине рейки 3 и колеса 2.

Передача работает следующим образом.

Для создания натяга в зацеплении колеса 2 с рейкой 3 регулировочным болтом 11 перемещают ползун 10 к рейке 3 в направлении, перпендикулярном последней. При этом колесо 2 прогибает рейку 3 на участке между роликами 6 и 7. Полученный натяг обеспечивает беззазорное зацепление в передаче. В совокупности с упругими за счет прорезей 14 зубьями рейки 3 натяг обеспечивается незначительным прогибом металлической рейки 3, что повышает нагрузочную способность и кинематическую точность передачи, 1. Реечная передача, содержащая корпус зубчатое колесо, рейку, установленную в корпусе на двух опорах, и устройство для создания регулируемого радиального натяга между колесом и рейкой, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности и кинематической точности, указанное устройство выполнено в виде двух роликов, связанных с колесом и установленных симметрично относительно него между корпусом и рейкой с опорой на поверхность рейки, противоположную зубчатой поверхности, с возможностью перемещения в направлении, перпендикулярном рейке.

2. Передача по п. 1, отличающаяся тем, что расстояние l между роликами определяют из соотношения модуль упругости материала рейки; моменты соответственно инерции и сопротивления минимального сечения рейки; допустимое изгибное напряжение материала рейки; максимальный натяг в сопряжении рейки и колеса.

1262172

Редактор А. Ворович

Заказ 5401/31

Составитель В. Сергеев

Техред И. Верес Корректор О. Л>говая

Тираж 880 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и от крытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Реечная передача Реечная передача Реечная передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в крупномодульных зубчатых передачах нормальной точности

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конических зубчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению и используется в многопоточных зубчатых передачах

Изобретение относится к регулированию зазора между зубьями колес на измерительной позиции во время сборки машин, имеющих зубчатые передачи

Изобретение относится к машиностроению, а именно к безлюфтовым приводам поворота звеньев робота

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в реверсивных механизмах, где необходима высокоточная передача угла поворота от ведущего к ведомому звену

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах, например, на транспорте

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в ответственных высокоточных передачах, для приводов исполнительных органов роботов

Изобретение относится к конструкции цилиндрических зубчатых колес и может быть использовано е зубчатых передачах различного назначения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах, где необходимы корректировка взаимного положения зубчатых колес во время работы и регулировка зазоров в зацеплении
Наверх