Ротор электрической машины

 

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано , в синхронных электрических машинах и вентильных электродвигателях постоянного тока. Цель изобретения - повьш1ение надежности. Ротор содержит полюсы 1, например, в виде призматических постоянных магнитов . К наружным поверхностям полю .i ts5 teS

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИ)(РЕСПУБЛИК (19) (11) (5I) 4 Н 02 К !/24 3/20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

«ф„ . " ««« (21) 3777441/24-07 (22) 29.05.84 (46) 07.11.86. Бюл. Р 41 (72} В.П.Дунин (53) 621.313. 04 (088.8) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (56) Авторское свидетельство СССР

II 817866, кл. Н 02 К 1/08,,198k.

Авторское свидетельство СССР

9 9151 71, кл. Н 02 К 1/08, Г982. (54) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ NAHIHHbI (57) Изобретение относится к электро-машиностроению и может быть использовано в синхронных электрических машинах и вентильных электродвигателях постоянного тока. Цель изобретения — повышение надежности. Ротор содержит полюсы 1, например, в виде призматических постоянных магнитов. I(наружным поверхностям полю12692 сон поджаты элементы профилированного электропроводящего экрана 2,, выполненного цельным, замкнутым по окружности, например тянутым или паяным. На элементы экрана, образующие межполюсные впадины 3, упираются своими центральными частями немагнитные эксцентриковые валики 4. Концевые части 5 валиков, выполненные в виде цапф, имеют ось, смещенную

27 относительно оси центральной части на величину эксцентриситета е. Цапфы 5 установлены в отверстиях немагнитных дисков по торцам полюсов 1.

Валики 4 и немагнитные диски могут быть выполнены из электропроводящего материала. В этом случае образуется более полная демпферная система, обеспечивающая более высокую степень демпфирования. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в синхронных электрических машинах, вентильных электродвига" телях постоянного тока. 5

Цель изобретения — повышение надежности.

На фиг.1 изображен ротор с полю-. сами и демпферной системой; наф п .2— разрез А-А на фиг. 1 „ на фиг.3 вариант выполнения демпферной системы; на фиг.4 — 6 — эскизы для расчета системы н подкатия экрана.

Ротор (фиг.1) содержит по.пюсы например, в виде призматических по- стоянных магнитов (составная звездочка со сходящимися B основаниях полюсами); к наружным поверхностям полюсов 1 поджаты выступающие (от центра) элементы профилированного экрана 2, выполненного токоправодящим, цельным (замкнутым по окружности, например тянутым или паяным), в межполюсные промежутки наклонно к боковым поверхностям полюсов входят элементы экрана, образуюшие, межполюсные впадины 3, на которые упираются своими центральными частями диаметра d, немагнитные эксцентриковые валики 4; концевые части 5 валиков, выполненные в виде цапф (шипов), диаметра d являются опорами крепления демпферной системы на

35 роторе, имеют ось, смещенную относительно оси центральной части на величину эксцентриситета 3 . Цапфы 5 установлены в отверстиях немагнитных дисков б, расположенных в торцовых,4О частях полюсов 1 . Для снижения плотности токов в лобовых частях экрана1 при вкранировании магнитных полей по торцам полюсов 1 могут быть также установлены медные листы 7, например, в виде звездочек по форме полюсной системы, усиливающие сечение лобовых частей демпферного экрана т.е. увег. личивающие полноту демпферной систе. мы. Для этого они должны быть электрически соединенными с экраном, например, пайкой в местах 8.

Ротор (фиг.3) может быть выполнен с токопроводящими эксцентриковыми валиками 4 и дисками 6, электрически соединенными между собой и профилированными экраном 2, например, пайкой в местах 8. В этом случае образуется более полная демпферная система, содержащая как распределенный демпфер в виде профилированного экрана, так и сосредоточенный демпфер в межполюсных промежутках в виде стержней— валиков 4 (системы накоротко связаны электропроводящими дисками 6) .

Демпферная система устанавливается и крепится следующим образом.

На полюсы 1, закрепленные на сер".; дечнике ротора, например, пайкой устанавливается профилированный экран 2. Впадины 3 при этом ориентируются в межполюсных промежутках полюсной системы ротора. Каждый эксцентриковый валик 4 устанавливается над соответствующей впадиной 3, а его цапфы 5 — в отверстия немагнитных дисков 6. Для облегчения сборки валики предварительно устанавливают (фнг.4) в положение, обеспечивающее зазор между их центральными частями и впадинами экрана.

1269227

При повороте валиков 4 на nnop«>ix цапфах 5 вокруг оси 0 цапф центральные части сближаются с впадинами 3 экрана 2 (фиг.5 ), упираются в них и натягивают весь профилированный экран 2, прижимая его к наружным поверхностям полюсов 1. Пос.те чего поворот валиков прекращают (фиг.6) и ! контрят их от самопроизвольного поворота. Угловое положение оси, соединяющей центры цапфы и смещенной

1О части каждого из валиков относительно оси межполюсного промежутка, может быть различным и определяется образованием натяга экрана в каж- 15 дом полюсном делении. Размеры валиков, определяемые условиями их механической прочности, зависят также от размеров межполюсного промежутка, в свою очередь определяемого геомет- 20 рией полюсной системы ротора величинами 1 (полюсное деление ротора), Р (число пар полюсов), » (коэффициент полюсного перекрытия).

Толщина экрана О завйсит от допус25 тимой плотности демпферных токов, а величина эксцентриситета 6 — от принимаемой точности изготовления профилированного экрана: при большей величине эксцентриситета е можно рас- ЗО ширить в сторону увеличения допуска на параметры впадин профилированного экрана (обычно d u е — относительно малые величины)..

»

Ширина межполюсного промежутка по дуге ВС окружности наружной поверхности ротора (фиг.б) равна С (1-»>L). Для исключения выступания за поверхность ротора и по условиям размещения между полюсов максимальный

40 . диаметр d < цапф не должен превышать диаметра D окружности с центром О, вписанной в межполюсное пространство, ограниченное дугой 6С и боковыми поверхностями полюсов, располо45

1» женных под углом Ь = т.е. D> d .

Р t

Для обеспечения кругового поворота валика вокруг центра Q цапфы без заедания его центральной, смещенной на

50 эксцентриситет е части диаметра боковыми поверхностями полюсов необходимо, чтобы D>d + 2e+ 2а

Таким образом, окружность диаметра D является предельно возможной для назначения диаметра d ц а пnф»1>, т.е.

d< D, и предельным геометрическим местом точек при угловом повороте максималь«о удален«ой от центра 0 цапфы точки экрана по линии ОМ =

d> — Е + — — + и более которого сборка

2 системы невозможна. Таким образом, d D — 2e — 2л, Диаметр D можно определить из основных параметров полюсной систем61: Г Р я

Для обеспечения поворота концевые части 5 валиков могут иметь технологические элементы под инструмент:, например, в виде квадрата, шестигранника и т.п., которые после сборки могут быть срезаны.

По принципу работы предлагаемая— о демпферная система не отличается от известной, однако при экранировании магнитных полей она более надежна, чем известная из-за более высокой степени демпфирования, вытекающей из лучшего электрического контакта элементов системы, большей полноты экранирующей системы; экран замкнут по окружности, имеет дополнительные короткозамкнутые лобовые части; в экранировании участвуют замкнутые накоротко эксцентриковые валики; система при увеличении скорости вращения более надежна с механической точки зрения: профилированный экран, поджатый к полюсам, удерживаемый в межполюсных промежутках эксцентриковыми валиками и имеющий толщину, равную толщине известного экрана, может выдержать более значительные центробежные перегрузки, чем экран известного ротора.

Технико-экономический эффект состоит в упрощении конструкции расширении области применения из-за возможности использования на высокооборотных роторах машин с постоянными магнитами при увеличенной электрической и механической надежности демпферной системы.

Формула изобретения

1. Ротор электрической машины, со держащий полюса, на наружных поверхностях которых установлен образующий демпферную систему профилированный электропроводящий экран, имеющий наклонные к полюсам части, образующие впадины в межполюсных промежут-, ках, отличающийся тем, что, с целью повышения его надежности, профилированный экран выполнен

1269227 за одно целое и поджат к наружным поверхностям полюсов с помощью эксцентриковых валиков, центральная часть каждого из которых размещена во впа- где D дине экрана, при этом ось центральной части валика смещена относитель- Ь но оси его концевых частей в сторо- е ну оси ротора, концевые части размещены в отверстиях немагнитных дисков, установленных по торцам ротора, величины диаметров dt центральной и d„„ концевых частей валиков определяются из следующих соотношений: в = экрана; р — число пар полюсов ротора;

1О полюсное деление ротора: с — коэффициент полюсного перекрытия.

2. Ротор по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что эксцентриковые валики и немагнитные диски выполнены из электропроводящего материала.

d, D 2е — 2g, d„cD;

7 (1 ос) (r)+1)

tр — и

4р — диаметр окружности с центром О; толщина экрана, величина эксцентриситета!

269227

Составитель Ф. Подольская

Техред Л.Олейник Корректор,С.Шекмар

Редактор C.Ïåêàðü

Заказ 6044/56 Тираж 631 Подписное

ВНИИПИ Государственного коиитета СССР по делам изобретений и открытий

II3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óêãîðîä, ул.Проектная, 4

Ротор электрической машины Ротор электрической машины Ротор электрической машины Ротор электрической машины Ротор электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрическим машинам и может быть использовано при производстве машин постоянного тока

Изобретение относится к электромашиностроению , в частности к роторам явнополюсных синхронных электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению , в частности к синхронизированным синхронным электромеханическим преобразователям частоты большой мощности

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в тяговых электродвигателях локомотивов

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в тяговых электродвигателях локомотивов

Изобретение относится к электрическим машинам, в частности к средствам повьшения коммутационной устойчивости коллекторных машин постоянного тока

Изобретение относится к электромашиностроению , в частности к электрическим машинам, зубцовая зона и ярмо которых выполнены раздельно

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к вращающимся электрическим машинам и может быть использовано в вентильных электродвигателях с постоянными магнитами на роторе
Наверх