Способ ориентации зубчатого колеса на зубошлифовальных станках

 

Изобретение относится к области машиностроения и позволяет повысить качество и производительность обработки зубчатых колес со значительными погрешностями, полученными на предьщущих операциях за счет обеспечения наиболее равномерного суммарного съема припуска с обеих сторон зубьев. При ориентации зубчатого колеса, установленного на зубошлифовальном станке, работающим методом единичного деления, относительно инструмента по впадине с максимальным биением, измеряют отклонения припуска сторон наладочных впадин, расположенных по обе стороны от впадины с максимальным биением на угловом расстоянии, близком 90° и кратном угловому шагу колеса. Затем по информации о наибольшем припуске одной из сторон наладочных впадин и величине припуска разноименной с ней стороны второй наладочной впадины корректируют угловое положение колеса до выравнивания отклонений припусков на сторонах налас дочных впадин. После касания одной , из них инструмента последний отводят в направлении подачи на врезание на расстояние, определяемое в соответствии с зависимостью: Т к () где наибольший припуск одной из сторен наладочной впадины; величина припуска разю 1 ноименной с ней стороны второй наладочной впадины К 0,2-0,5 - поправочный коэффициент. 6 ил. о: 00 00

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) {5D 4 В 23 F 23 12 описания изоБРКТКНия

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР по делАм изоБРетений и ОтнРытий

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3815207/25-08 (22) 20. 11.84 (46) 23.11.86. Бюл. Р 43 (71) Пермский политехнический институт и Пермское производственное объединение Моторостроитель" им. Я.M. Свердлова (72) Э.Н. Перов, E À. Львов, Б.Л. Корнилков и Д.Э. Перов (53) 621.924.08 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

9 795777, кл. В 23 F 23-/12, 1979. (54) СПОСОБ ОРИЕНТАЦИИ ЗУБЧАТОГО

КОЛЕСА НА ЗУБОШЛИФОВАЛЬНЬ!Х СТАНКАХ (57) Изобретение относится к области машиностроения и позволяет повысить качество и производительность обработки зубчатых колес со значительными погрешностями, полученными на предыдущих операциях за счет обеспечения наиболее равномерного суммарного съема припуска с обеих сторон зубьев. При ориентации зубчатого колеса, установленного на зубошлифовальном станке, работающим ме- тодом единичного деления, относительно инструмента по впадине с максимальным биением, измеряют отклонения припуска сторон наладочных впадин, расположенных по обе стороны от впадины с максимальным биением на угловом расстоянии, близком

90 и кратном угловому шагу колеса.

Затем по информации о наибольшем припуске одной из сторон наладочных впадин и величине припуска разноименной с ней стороны второй наладочной впадины корректируют угловое положение колеса до выравнивания отклонений припусков на сторонах наладочных впадин. После касания одной из них инструмента последний отводят в направлении подачи на врезание на расстояние, определяемое в соответствии с зависимостью: Т =

К (1, - ), где й, — наибольший припуск одной из сторвн наладочной впадины; D - величина припуска разноименной с ней стороны второй наладочной впадины, К = 0,2-0,5 — поправочный коэффициент. 6 ил, 1 127

Изобретение относится к машиностроению, а именно к шлифованию зубчатых колес °

Цель изобретения — повышение качества и производительности обработки зубчатых колес со значительными погрешностями, полученными на предыдущих операциях.

На фиг.1 приведены совмещенные диаграммы отклонений припуска по

В обеим сторонам впадин колеса при его ориентации по впадине с максимальным биением и после разворота до выравнивания максимальных припусков разноименных сторон наладочных впадин," на фиг.2 — график, поясняющий выбор значений поправочного коэффициента К; на фиг.З вЂ” схема устройства, предназначенного для реализации предложенного способа ориентации колеса на фиг. 4-6 — положение шлифовальных кругов при различных схемах зубошлифования.

Угловое положение зубчатого колеса относительно оси симметрии рабочих поверхностей шлифовальных кругов, обеспечивающее относительное положение кривых однопрофильных погрешностей по левой и правой сторонам впадин зубьев колеса, определяемое выражением

ЬР. = + 0,5 ег sin (ф+ «) +

+ ек sin (ф+Ф) где AF» — суммарная погрешность, образованная кинематичес1 ким ек и геометрическим ег эксцентриситетами, Р— текущий угол поворота колеса;

I - угол профиля зуба; - фазовый угол, (верхние знаки даны для левой линии зацепления, а нижние — для правой линии), приводит к равенству суммарного съема припуска с разноименных сторон зубьев и минимально возможной величине наибольшего различия в припуске левой и правой сторон впадин зубьев колеса.

При отводе инструмента на некото" рую величину Т обеспечивается оптимальная установка его относительно впадины с наибольшим припуском, что исключает завышенный съем металла с профилей шлифованных зубьев.

1688

На фиг.1 приняты следующие обозначения.. угловое положение впадины колеса

Л,П вЂ” кривые отклонения припуска соответственно по левой и правой сторонам впадин зубьев, А — впадина с максимальным бие10 нием;

Б,Б — наладочные впадины, расположенные оТ впадины А на

90o;

à — впадина с наибольшим при15 пуском после разворота колеса., I,II — кривые отклонения припуска соответственно после ориентации колеса по впадине А и коррекции его углового положения," д — припуск на зубошлифование, б — средний припуск на зубошлиЩ фование;

25 А — наибольшая из амплитуд одH(P нопрофильных суммарных погрешностей;

Р— разность между припусками стороны с максимальным при30 пуском наладочной впадины

В (левой) -Л и разноименной с ней стороны второй наладочной впадины Б (правой)- после ориентации колеса по впадине А

С вЂ” разность между наибольшим припуском по колесу во впадине Г и максимальным припуском по колесу во впади40 не Г и максимальным припуском наладочных впадин после разворота колеса (максимальное приращение глубины резания на первом проходе).

Если после разворота колеса до выравнивания максимальных величин припуска наладочных впадин обработку начать со стороны с максимальным при-, пуском одной из наладочных впадин, то на первом проходе но впадине Г установленная по технологии глубина резания увеличится на величину С,что может привести к образованию прижо- гов, невыводимых до окончания шлифования. Следовательно, для предупреж55 дения появления прижогов инструмент после подвода к сторонс наладочной впадины с максимальным припуском необходимо отвести в тангенциальном з 127 направлении на величину Т близкую или равную С.

При измерении припуска в наладочных впадинах величину отвода инструмента Т установить невозможно, но можно определить значение Р, Установлена следующая зависимос-ь между величиной отвода инструмента Т и алгебраической разностью P припусков в направлении подачи инструмента на врезание

Т=КР, где К = 0,2-0 5 что удовлетворяет широкой номенклатуре зубчатых колес, обрабатываемых на зубошлифовальных станках с единичным делением.

Анализ кривых на фиг.2, показывает, что выбор значений коэффициента К в пределах 0,2-0 5 может привести лишь к незначительному завышению установленной подачи инструмента на врезание, что не отражается на качестве обработки.

В случае отвода инструмента в радиальном направлении от оси колеса (например, на станках, работающих по методу копирования) величину отвода Т необходимо умножить на

1 где Ы угол профиля зуба на

sin d, окружности измерения °

Изображенное на фиг.3 устройство содержит установленные на корпусе бабки изделия станка (не показан) механизм фиксации углового положения зубчатого колеса относительно инструмента (фиксатор) и два измерительных блока.

Фиксатор 1 выполнен в виде подпружиненного цилиндрического стержня с шаровым или коническим наконечником. Измерительные блоки состоят из кареток 2, ощупывающих рычагов 3 и индикатора 4. Каретки 2 установлены с возможностью перемещения в радиальном направлении к оси зубчатого колеса до жесткого упора.

1688 4

45 расположены на угловых расстояниях ж и 8, кратных соответственно угловому шагу и половине углового шага зубчатого колеса 5. Конкретно выбор углового положения фиксатора и измерительных блоков определяется конструкцией станка. Нулевое положение стрелок индикаторов 4 соответствует нулевому припуску на шлифование.

Предложенный способ ориентации зубчатого колеса с использованием устройства на зубошлифовальном станке с единичным делением, работающем в условиях обката двумя шлифовальными кругами, расположенными в разных впадинах зубчатого венца заготовки, реализуется следующим образом.

На зубчатом венце обрабатываемого колеса 5 определяют впадину A в зоне максимального биения диаметра делительной окружности и наладочные впадины Б и В, расположенные по обе стороны от впадины А »а угловом расстоянии, в зависимости от числа зубьев колеса, равном 90 или близком

90 и кратном угловому шагу колеса, и отмечают их (фиг.3).

Затем зубчатое колесо 5 ус".анавливают на станке таким образом, чтобы его ось находилась в одной плоскости с осью симметрии 0-0 шлифовальных кругов 6 и 7.

После этого подводят впадину А ко.леса 5 в зону фиксатора 1 и с помощью последнего фиксируют угловое положение зубчатого колеса 5 относительно шлифовальных кругов 6 и 7. 3а тем колесо закрепляют на станке, выводят фиксатор из впадины A и перемещают каретки 2 измерительных блоков в радиальном направлении к оси колеса до упора. При этом ощупывают щие рычаги 3 при касании сторон наладочных впадин Б и В на окружности измерения отклоняются от исходного положения и индикаторы 4 фиксируют отклонения припуска сторон зубьев этих впадин.

Измерительные блоки расположены под углом 23, равным при четном числе зубьев обрабатываемого зубчатого колеса 180, а при нечетном числе зубьев — близко 180 и кратном угловому шагу зубчатого колеса 5. Относительно оси симметрии рабочих поверхностей шлифовальных кругов б и 7 фиксатор и измерительные блоки

По результатам измерения отклонения припуска выявляют наладочную впадину с наибольшим припуском, например В, и отмечают ее сторону с максимальным припуском, например левую (Л), а также разноименную с ней сторону второй наладочной впадины

Б — правую (П), и определяют раз1271688 ность припусков отмеченных сторон впадин Б и В.

Затем разворачивают колесо относи тельно оси его в направлении левой стороны впадины В до выравнивания припусков левой стороны впадины В и правой стороны впадины Б, фиксируя окончание разворота по индикаторам 4.

После этого отводят каретки 2 из наладочных впадин в исходное положение, в зону обработки подводят правую сторону ближней к инструменту наладочной впадины Б и сводят шлифовальные круги б и 7 (фиг.4) в направлении подачи S инструмента на врезание до контакта одного из них с указанной стороной впадины Б,т.е. на расстояние L.

Затем каждый из кругов разводят, в направлении противоположном подаче S, на величину Т = (0,2-0, )) Р, где P — алгебраическая разность значений припусков отмеченных сторон наладочных впадин колеса, т.е„ на расстояние L* где

+ 2Т

После этого устанавливают заданную технологией подачу инструмента на врезание и начинают шлифование по автоматическому циклу. Перераспределение припуска производят только.после черновых проходов при наЗr личии нешлифованных участков боковых поверхностей зубьев (чернавин).

Использование предложенного способа ориентации зубчатого колеса на зубошлифовальных станках с единичным делением при обработке деталей с

4О зубчатым венцом низкой точности позволяет обеспечить наиболее равномерный суммарный съем припуска с. обеих сторон зубьев и уменьшить вероятность появления гдзижогов, черновин, 45 глубоких уступов и поднутрений на переходной части у ножки зуба.

Формула изобретения наибольший припуск одной из сторон наладочной впадины; припуск разноименной с ней стороны второй наладочной впадины;

0,2-0,5 -. поправочный коэффициент. где Л вЂ”

К =

Способ ориентации зубчатого колеса на зубошлифовальных станках, работающих методом единичного деления, при котором обрабатываемое колесо предварительно ориентируют относительно инструмента по впадине с максимальным биением и измеряют отклонения припуска сторон наладочных впадин, расположенных по обе стороны от впадины с максимальным биением на угловом расстоянии, близком 90 и кратном угловому шагу колеса, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения качества и производительности обработки зубчатых колес со значительными погрешностями,полученными на предшествующих операциях, по информации о наиболыпем припуске одной из сторон наладочных впадин и величине припуска разноименной с ней стороны второй наладочной впадины корректируют угловое положение колеса до выравнивания отклонений припусков на сторонах наладочных впадин, затем после касания одной из них инструмента последний от.— водят в направлении поцачи на врезание на расстояние Т., определяемое в соответствии с зависимостью

1271688

6tnu rr

02

0 УР 1Â0 27 б 8

Фиг.!

1271688

Составитель И. Кузнецова

Техред А.Кравчук Корректор М, Шароши

Редактор Г. Гербер

Заказ 6284/16

Тираж 1001 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб, д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная,4

Способ ориентации зубчатого колеса на зубошлифовальных станках Способ ориентации зубчатого колеса на зубошлифовальных станках Способ ориентации зубчатого колеса на зубошлифовальных станках Способ ориентации зубчатого колеса на зубошлифовальных станках Способ ориентации зубчатого колеса на зубошлифовальных станках Способ ориентации зубчатого колеса на зубошлифовальных станках 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области станкостроения и позволяет расширить //////////////////// технологические возможности станка благодаря обеспечению его дополнительно установленнымследящим гидравлическим приводом и дополнительным независимым от циклового вала станка перемещением в механизме подачи

Изобретение относится к области станкостроения и может быть использовано, в частности, в зубофрезерных станках с ЧПУ, работающих червячными или дисковыми фрезами

Изобретение относится к машиностроению, в частности к производству и контролю зубчатых колес

Изобретение относится к области меташлообработки, в частности к производству и контролю зубчатых-колес

Изобретение относится к машиностроению , в частности к автоматизации производственных процессов обработки и контроля зубчатых изделий

Изобретение относится к области машиностроения ,в частности, к исследованиям зубодолбежных станков

Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано в станках для финишной обработки или контроля зубчатых колес

Изобретение относится к обраС отке зуб чатых колес, в частности к нарезанию зубчатых колес червячными фрезами, и может быть использовано в автомобильной тракторной , сельскохозяйственной и других областях машиностроения

Изобретение относится к обрабатывающей головке для металлообрабатывающих машин, предпочтительно зуборезных или зубошлифовальных станков согласно ограничительной части пункта 1 формулы изобретения
Наверх