Устройство для контроля бдительности водителя транспортного средства

 

Изобретение относится к устройствам обеспечения безопасности движения транснортных средств для контроля бдительности водителя транснортного средства, может быть иснользовано на метрополитене и обеспечивает повышение надежности. Устройство содержит блок 1 выделения фазы составляющей электрического сопротивления кожи, соединенный с блоком 4 анализа состояния машиниста посредством амплитудно-временного селектора 2 и блока 3 формирования порога, блок 5 предупредительной сигнализации, блок 6 отработки команд, блок 7 управления исполнительными тормозными элементами, счетчик событий 8, блок 9 формирования сообщений. 3 ил. i (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСН ИХ

РЕСПУбЛИК (1) 4 В 61 1 3/08, В 60 Т 7/14

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Диг. 7

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОбРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3920226/27-11 (22) 28.06.85 (46) 15.01.87. Бюл. № 2 (71) Ленинградский метрополитен им. В. И. Ленина (72) Л. Л. Гладштейн, M. Г. Пекелис, В. И. Барский и Э. Л. Мороз (53) 625.259.2:625.42 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 757367, кл. В 61 1 3/08, 1977.

„„Я0„„1283139 (54) УСТРОЛСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ

БДИТЕЛЬНОСТИ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к устройствам обеспечения безопасности движения транспортных средств для контроля бдительности водителя транспортного средства, может быть использовано на метрополигене и обеспечивает повышение надежности. Устройство содержит блок 1 выделения фазы составляющей электрического сопротивления кожи. соединенный с блоком 4 анализа состояния м аш и ни ста посредством ам плитудно-временного селектора 2 и блока 3 формирования порога, блок 5 предупредительной сигнализации, блок 6 отработки команд, блок 7 управления исполнительными тормозными элементами, счетчик событий 8, блок 9 формирования сообщений. 3 ил.

1283!39

Изобретение относится к устройствам обеспечения безопасности движения транспортных средств и может быть использовано на метрополитене.

Цель изобретения — повышение надежности.

На фиг. представлена структурная схема ripeдлагаемого устройства; на фиг.

2 и 3 — функциональные схемы выполнения блока формирования порога и блока BHBлиза состояния машиниста.

Устройство для контроля бдительности машиниста (фиг. 1) содержит блок 1 выделения фазы составляющей электрического сопротивления кожи (ЭСК), амплитудновременной селектор 2, блок 3 формирования порога, блок 4 анализа состояния машиниста, блок 5 предупредительной сигнализации, блок 6 отработки команд, блок 7 управления исполнительными тормозными элементами, счетчик событий 8, блок 9 форчирования сообщений.

Блок 3 формирования порога содержит пиковый детектор !О, емкость С, делитель 11, чультивибратор 12, ключ разряда 13.

Блок 4 анализа состояния машинисга содержит триггеры 14 — -16, элемент 17 ИЛИ, мультивибраторы 18 и 19, генератор 20, элементы 21 — -24 И и элемент 25 НЕ.

Устройство работает следующим обризоч

Ман)инист закрепляет на руке электроды блока 1 выделения фазы составляющей

ЭСК, включает устройство. При этом на выходе блока 1 выделяется физическая составляющая ЭСК, характеризующая уровень одительности машиниста и поступающая одновременно на амплитудно-временной селектор 2 и блок 3 формирования порога, который устанавливает порог срабатывания амплитудно-временного селектора 2 в

Зависимости от индивидуальных Особенностей организма машиниста.

Одновременно блок 4 анализа состояния машиниста формирует на двух выходах сигналы вклк)чения лампы и звонка блока 5 предупредительной сигнализации. Если ма(с1инист за время 0,2 с, равное времени простой сенсомоторной реакции, успевает нажать педаль (кнопку) блока 6 обработки команд, лампа и звонок блока 5 предупредительной сигнализации отключается, а на выходе блока 4 анализа состояния машинисга формируется сигнал «Разрешение управления», поступающий на блок 7 управления исполнительными элементами.

Если машинист в первый раз не yciieвает за время 0,2 с нажать педаль (кнопку) с)лока 6 отработки команд, т.е. реакция машиниста не в норме, лампа блока 6 пре„,упредительной сигнализации не отключается и сигнализирует о предстоящей повторной проверке сенсомоторной реакции, а звонок блока 5 предупредительной реакции по истечении 2 с отключается на 2 с, а затем повторно включается.

Если машинист во второй раз успевает за 0,2 с нажать педаль {кнопку) блока 6 отработки команд, лампа и звсгнок отклю5 чаются, управление ра.)ре)пается. Если машинист вторично не успевает за 0,2 с нажать педаль (кнопку) блока 6 отработки команд, на выходе б.нтка 4 анализа состояния машиниста формируется сигнал «Тормоз», поступающий на блок 7 управления исполнительными элементами.

В случае повышения фазической составляк)шей ЭСК, свидетельствующей о повышении активности (бдительности) ма;пиниста, сигнал с выхода блок- 3 формирования пороги повышает порог срибатi>IBBHHH амплитудно-временного селекг()ра 2.

В случае понижения фазическ()й состав,. я101цей ЭСК в рейсе, т,с. вероятного понижеHHH бдительности машиниста, о чем сви20 детельствует сигнал на выходе имплигуд)повременного селектора 2, п01)горяется Bcch цикл описанной работы: проверяется время

cciIc0vo)0prI0H реакции и. Осли реакция в номер, блок 4 анализа реакции машиниста

25 разрешает продолжение .шижения, а также по»101llhlo ОлОка ) фОр. .1ировиния порога понижает порог срабатывания ичнлитмднозременного селектора 2. (:.ели реакция iipH

Br) хкратной проверке:10 и норме. -- BK.IIoгнется торможение.

Ин(!)Орм а(I HH 0 каж цОм с." 1 и с вероятного понижения бдитсл).нос) и,;.c . 0 каждом случае понижения физическ ) I составля)ошей ЭСК ниже порогов:,"О. (н)ступа i r и счетчик событий 8. !4IIC():)p»a (ия о срикте

Il-кратного понижения физнчес.-..ой состав35 IHIoiii(.й ЭСК 1гиже 1.0001.Оного го счетчика ооытий 8, а гакже 0 ф<1 . 1(. i Op."iioH c IHH c блока 7 управления HcliO.II.HòåëBI:.ûìI элечецтачи поступает в олок ".. форчирования сообщений, наприм p, Iг)иечонере.(атчик

«поезд-диспегчер» для переда(и сообшения дисi(ет !(pм.

Блок 3 форчирования iopui и p!I,,)0rBeò

; ледующим Образом.

Сигнал с выхода блок» 1:)ы (е,1ения физической составляк)гней ЭСК пос гупает ни

45 illiNOBBIH детектор 0 с .1иль1(«ременеч заряда и Оольшим временем риз!)я J d емкости С и через делитель 1! на )ход амплитудно-временного селектора 2.

Таким образом, увели -.ение уров)(я фазической составля ошей ЭСК л(сличивает порог срабатывания BIM пли..- д)го-временногÎ селектора 2. При уменьшении, ровня фазической составляюцсей Э(К сигнал об этом через амплитудно-()ременной селектор 2

1шступает в блок 4 анализа реакции ма55 1ииниста. При нормал(п)ом времени сенсомоторной реакции машиниста c)IãBBë с выхода блока 4 анализа состояния х)ап)и)(ис) а за1г) екает мультивибратор 2;.1юч разряда 13

1283139 разряжает емкость С на время длительности импульсов мультивибратора и уменьшается порог срабатывания амплитудно-временного селектора 2.

Таким образом, отслеживаются инди5 видуальные особенности организма машиниста, связанные с изменением фазической соста вл яю щей ЭС К.

Блок 4 анализа состояния машиниста работает следующим образом.

При включении устройства взводится триггер 4 и через элемент 17 ИЛИ, запу с кается мульт и вибратор 18, который в свою очередь запускает генератор 20 импульсов длительностью 2 с, скважностью 2 и взводит триггер 15, сигнал с выхода которого включает лампу блока 5 предупредительных сигналов и поступает на один вход элемента 21, на другой вход которого поступает сигнал с выхода генератора 20.

Сигнал с выхода элемента 21 включает звонок блока 9 предупредительных сигналов и одновременно запускает мультивибратор

19, который вырабатывает импульс длительностью 0.2 с, что соответствует времени простой сенсомоторной реакции, и разрешает на это время прохождение через элемент 22 сигнала с блока 6 отработки команz.

Если машинист успевает за время 0,2 с нажать кнопку (педаль) блока 6 отработки команд, то сигнал с выхода элемента 22 сбрасывает триггер 15, после чего отключаются звонок и лампа блока 5 предупредительных сигналов; сигнал с инверсного выхода триггера 15 через элемент 23 выдает сигнал на блок 3 формирования порога о том, что реакция машиниста в норме, кроме того, сбрасывает триггер 14, сигнал с инверсного выхода которого поступает на вход «Разрешение управления» блока 7 управления исполнительными элементами.

Если машинист не успевает нажать кнопку (педаль) блока 6 отработки команд за

0,2 с триггер 15 остается взведенным и сигнал на включение лампы продолжает поступать на вход блока 5 предупредительной сигнализации. Так как длительность импульса, поступающего с генератора 20 на вход элемента 21, 2 с, скважность 2, то сигнал с выхода элемента 21 в течение 2 с включает звонок блока 5 предупредительной сигнализации, а затем на 2 с звонок отключается, через 2 с мультивибратор 19 вновь запускается импульсом с генератора 20 и вновь сигнал с выхода элемента 21 включает звонок блока 5 предупредительной сигнализации.

Если машинист вторично не нажмет педаль (кнопку) блока 6 отработки команд за 0,2 с, то на выходе элемента 24 формируется сигнал включения тормоза блока 7 управления исполнительными элементами, так как на входы элемента 24 поступают в дан20

55 ном случае инвертированный элементом 25 нулевой сигнал с мультивибратора 19, сигнал с взведенного триггера 15, сигнал с инверсного выхода сброшенного триггера 16 и сигнал с генератора 20.

В случае понижения фазической составляющей ЭСК, свидетельствующем о вероятном понижении бдительности, сигнал с амплитудно-временного селектора 2 через элемент 17 запускает мультивибратор 6, импульс с выхода которого записывается в счетчик событий 8, а, кроме того, запускает генератор 20 и взводит триггер 15 на повторение описанного рабочего цикла.

Формула изобретения

Устройство для контроля бдительности водителя транспортного средства, содержащее блок выделения фазы составляющей электрического сопротивления кожи, соединенный выходом с входом ам плитудновременного селектора, блок отработки команд, блок предупредительной сигнализации и блок управления исполнител „ыми тормозными элементами, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено блоком формирования порога, подключенным входом к упомянутому выходу блока выделения фаз составляющей эле ктрического сопротивления кожи, а выходом — к второму входу амплитудно-временного селектора, счетчиком событий, блоком формирования сообщений, подключенным входом к выходу блока управления исполнительными тормозными элементами, триггерами, один из которых выходом подключен к входу блока управления исполнительными тормозными элементами, второй к входу блока преду предительной сигнализации, элементом ИЛИ, соединенным входом с выходом амплитудно-временного селектора, четырьмя элементами И, один из которых соединен входом с упомянутым выходом первого триггера, второй — с выходом блока отработки команд, третий — выходом с вторым входом блока предупредительной сигнализации, а входом — с упомянутым выходом второго триггера, соединенным с входом четвертого элемента И, подключенного выходом к второму входу блока управления исполнительным и тормозными элементами, мультивибраторами, один из которых соединен выходом с входом счетчика событий, второй подключен входом к упомянутому выходу третьего элемента И, генератором импульсов и элементов НЕ, связанным входом с выходом второго мультивибратора, соединенным с вторым входом второго элемента И, подключенного выходом к входу второго триггера, причем выход элемента HE соединен с вторым входом четвертого элемента И, соединенного третьим входом с выходом третьего триггера, вход

1283139

Составитель Э. Кондратенко

Редактор Н. Горват Техред И. Верес Корректор М. Демчик

Заказ 735!/16 Тираж 455 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Рау шская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 которого подключен к соединенному с вторым входом третьего элемента И и с четвертым входом четвертого элемента И, выходу генератора, соединенного входом с упомянутым выходом первого мультивибратора, подключенным к второму входу второго триггера, второй выход которого подключен к второму входу первого элемента И, соединенного выходом с вторым входом блока формирования порога и с входом первого триггера, второй выход которого соединен с вторым входом элемента ИЛИ, подключенного выходом к входу первого мультивибратора, а выход счетчика событий связан с вторым входом блока формирования сообщения.

Устройство для контроля бдительности водителя транспортного средства Устройство для контроля бдительности водителя транспортного средства Устройство для контроля бдительности водителя транспортного средства Устройство для контроля бдительности водителя транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, может быть использовано на тяговом подвижном составе и путевых машинах, оборудованных комплексом локомотивных устройств безопасности (ЛУБ) и предназначено для подачи предупредительных сигналов и для разрядки тормозной магистрали экстренным темпом без участия машиниста в случае потери им бдительности

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике, а именно, к устройствам для автоматической локомотивной сигнализации

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и может быть использовано в устойствах контроля бдительности машинистов локомотивов

Изобретение относится к устройствам автоматики на железнодорожном транспорте и может быть использовано в системах интервального регулирования
Наверх