Система управления противообледенительным и очистительным устройством самолета

 

Изобретение относится к системам управления противообледенительным и очистительным устройством самолета . Целью изобретения являё тся обеспечение более быстрого, эффективного и безопасного удаления льда при более низкой стоимости и без риска для обслуживающего персонала. Самолет, с.которого должен быть удален лед, проходит через один или несколько стационарных порталов 1. На каждом портале 1 проложен трубопровод 2, оснащенный множеством сопл 3, обращенных по направлению к самолету 4. Вдоль дороги расположено-множество датчиков положения самолета, предназначенных для регистрации пути, пройденного по дороге, и для подачи сигнала на открытие тех исполнительных клапанов, до которых дошел самолет . Открытием и закрытием клапанов управляет программный блок, выполненный в виде сменной печатной платы , которая предназначена для данного типа самолета 4. 3 з.п.ф-лы, 4 ил. OJ с ы

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕ(Ъ(ИХ

РЕСГ1УБЛИН, Я0„„129771

А3

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ .

К flATEHTV

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР пО делАм изОБРе Гений и ОтнРытий (21) 3699109/23 (62) 2867702/23 (86) РСТ/SE 78/00071 (08.11.78) (22) 27.01.84 (23) 31.12.79 (31) 7713619-0 (32) 01,12,7? (33) Se (46) 15.03.87, Бюл.¹ 10 (71) и (72) Улла Магнуссон и Кьелл-.

Эрик Магнуссо (ЯЕ) (53) 621,757.42:621,757.7(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР № 484015, кл. В 60 S 3/04, 1973. (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНЫМ И ОЧИСТИТЕЛЬНЫМ УСТРОЙСТВОМ САМОЛЕТА (57) Изобретение относится к системам управления противообледенительным и очистительным устройством са(511 4 В 64 0 15/02 В 60 S 3/04 молета, Целью изобретения является обеспечение более быстрого, э44.ективного и безопасного удаления льда при более

1 низкой стоимости и без риска для обслуживающего персонала. Самолет, с.которого должен быть удален лед, проходит через один или несколько стационарных порталов 1, На каждом портале 1 проложен трубопровод 2, оснащенный множеством сопл 3, обращенных по направлению к самолету 4.

Вдоль дороги расположено множество датчиков положения самолета, предназначенных для регистрации пути, пройденного по дороге, и для подачи сигнала на открытие тех испс лнительных клапанов, до которых дошел самолет. Открытием и закрытием клапанов управляет программный блок, выполненный в виде сменной печатной платы, которая предназначена для данного типа самолета 4. 3 з.п.ф-лы, 4 ил, 97718

f0

50 в

1 12

Изобретение относится к системам управления противообледенительным и очистительным устройством самолета.

Цель изобретения — обеспечение более быстрого, эффективного и безопасного удаления льда при более низкой стоимости и без риска для обслуживающего персонала.

На фиг.1 показана система управления противообледенительным и очистительным устройством самолета, вид спереди; на фиг.2 — схема программного блока системы; на фиг,3 блок-схема части программного блока системы; на фиг.4 — принципиальная схема компенсатора ветра.

Система управления противообледенительным и очистительным устройством самолета выполнена следующим образом.

Самолет, с которого должен быть удален лед, проходит через один или несколько стационарных порталов 1 (фиг.1). На каждом портале проложен трубопровод, оснащенный множеством сопл 3, обращенных по направлению к самолету 4.

Порталы 1 расположены над дорогой

5, которая- оснащена системой дренажных труб 6 и 7 для каждого портала.

В дренажных трубах собирается жидкость, не попавшая при разбрызгивании на самолет или стекающая с него.

Обрабатывающая жидкость отводится к сборному резервуару 8, а затем — к установке 9 для очистки и, возможно, нагрева или перегонки до перекачивания в емкость 10 дпя хранения. Из этой емкости жидкость повторно подается насосом 11 в трубопровод 2 для ,обработки следующего самолета.

Вдоль дороги расположено множест. во датчиков положения а-р самолета (фиг.2). Они предназначены для регистрации пути, пройденного самолетом по дороге, и для подачи сигнала на открытие тех исполнительных клапанов до которых самолет дошел, и закрытия тех исполнительных клапанов, которые самолет уже прошел. Датчиками положения могут служить чувствительные к давлению элементы, вмонтированные дорогу; фотоэлементы, срабатывающие когда самолет пересекает луч света, проходящий поперек дороги, или металлоискатели, вмонтированные в дорогу и, например, содержащие катушку, в которую подается перс.м. ияв/й г .г /», .t)

КоН часTQTbl. 8 качестве //o! /ик» жения можно также использовать ll,а;/ьномер, расположенный на продолжении дороги впереди или с з ади, Каждый дальномер управляет током, подаваемым к реле, которые открывают и закрывают исполнительные клапаны 12ЗО сопл в трубопроводе. Когда носо — вая часть самолета 4 заходит в портал, срабатывает первый датчик поло— жений, который пропускает ток к реле, открывающему исполнительные клапаны, направленные к носовой части самолета, в результате чего обрабатывающая жидкость раэбрызгивается на эту часть самолета. По мере прохода самолета под порталом датчики положения по очереди срабатывают, и подача жидкости через сопла начинается и прекращается при проходе поверхностей самолета мимо сопл, Какие исполнительные клапаны должны быть открыты или закрыты, когда срабатывает соответствующий датчик . положения, определяется, например, с помощью программного блока (фиг,2), выполненного в виде печатной платы, которая предназначена для данного типа самолета„подлежащего обработке, Печатные платы сделаны сменными, поэтому можно обрабатывать самолеты различных типов.

На фиг, 3 показывающей часть блок" схемы программного блока, видно, как датчики положения g h u i приводят

B действие исполнительные клапаны, 12,13,14 и 15 через реле g 12

g 13, g 14, g 15, h 12, h 13, и/15

От переднего колеса самолета срабатывает датчик положения h, в результате чего замыкается цепь управления, и приводной ток проходит от источника 31 тока через реле h 15

//

/ /

1/ 14 и 6 13, Тонкими линиями обозначен путь приводного тока, а толстыми — путь рабочего тока. Затем

/ / / реле h 13, h 14 и h 15 пропускают рабочий ток.от источника 32 рабочего тока к исполнительным клапанам 13, .14 и 15, которые открываются, в результате чего обрабатывающая жидкость разбрызгивается через сопла.

В следуюший момент самолет уйдет от датчика положения h вследствие чего цепь управления размыкается, 3 12977 реле h 13, h 14 и h 15" обесточиваются и подача рабочего тока к исполнительным клапанам 13, 14 и 15 прекращается. В результате заканчива- . ется разбрызгивание жидкости через соответствующие сопла. Когда самолет уходит от датчика положения h ок вызывает срабатывание датчика положения 1, который в соответствии с блок-схемой открывает клапаны 12 fO и 13 через реле i 12 и 1 13

Проводники приводного тока нанесены на печатной плате и с помощью контактных площадок соединены с датчиками положения i, h, g, источни- f5 ком 31 тока и реле i 12 -i 15, h 12 -h 15, g 12 -g 15 по схеме, предназначенной для данного типа самолетов или самолета, подлежащего обработке. 20 . Компенсатор ветра содержит индикатор 33 направления ветра, индикатор 34 силы ветра (анемометр) и блок выбора соответствующих определенным параметрам ветра печатных плат программного блока 35. Слева на фиг.4 показаны две печатные платы из общего числа (13} печатных плат, требующихся в данном примере и плата с реле Ь 12, h 13, h 14, h 15 д 13, g 14 и g 15 . Влево внесены датчики положения g h u i. .Внизу показаны исполнительные клапаны 12, l3 14 и 15.

Индикатор 33 направления ветра содержит поворотный контактный рычаг

Зб и лопасть или аналогичную деталь, которая поворачивает контактный рычаг на удобное число контактных пластин 37,38,39 и 40, по одной для каж- 40 дого направления ветра. На фиг.4 показано применение четырех направлений ветра М, Е, 5, Ч, но можно учитывать большее или меньшее число направлений. Через контактный рычаг 45 приводной ток (тонкие штриховые линии) подается к одной из четырех контактных пластин, а оттуда — к блоку выбора соответСтвующих определенным параметрам ветра печатных 50 плат программного блока 35, 18 вующее максимальной силе ветра, и удобное число промежуточных контактных пластин, по одной для каждого интервала силы ветра. В показанном исполнении применены четыре интервала силы ветра: Π— для отсутствия ветра, 1П вЂ” для максимальной силы ветра с промежуточными положениями

I н П, но может быть использовано больше или меньше интервалов ° Через контактный рычаг 41 приводной ток 1тонкие сплошные линии) подается к одной иэ контактных пластин, а оттуда- к блоку выбора соответствующих определенным параметрам ветра печатных плат программного блока 35 в котором два тока управления от индикатора 33 направления ветра и анемометра 34 объединяются в ряде точек соединения. Если необходимо сочетать все направления ветра со всеми силами ветра, то потребуются

4 4 = 16 точек соединения, но поскольку направление ветра не имеет значения при силе ветра, равной

О, то требуются только 13 точек соединения в данном примере:

W IП, И П, S ITI

F I1I, N ITT)

Е1Г, МЦ

S И,,4! S 1, Е I, N I и О.

В каждой точке соединения предусмотрены два последовательно включенных реле 42 и 43. Ток управления от индикатора 33 направления ветра вызывает срабатывание только реле 42, а от анемометра 34 — только реле 43.

Для того, чтобы рабочий ток (жирные штриховые линии) от источника 44 рабочего тока мог пройти через рассматриваемую точку соединения, необходимо чтобы оба реле были замкнуты, 1

В вь1носке на фиг.4 точка II показана в положении, когда ток управления от сектора Й индикатора направления ветра замыкает одно реле 42, а второе реле 43 не пропускает рабочий ток, так как анемометр находится не в позиции JI a в позиции О.

Анемометр содержит подвижный контактный рычаг 41, центробежный регулятор или другое устройство, которое смещает контактный рычаг из одного крайнего положения, соот« ветствующего отсутствию ветра, в другое крайнее положение, соответстКаждая Точка соединения или контакта (т,е.У П1, SII й1П, E Ш, Н l и О) на блоке 35 соединена с одной определенной печатной платой. Таким образом, имеется 13 печатных плат в комплекте, но показаны

5 129 только две. Остальные одиннадцать плат убраны для большей ясности.

На фиг.4 небольшими стрелками показано, как работает система.

Индикатор 33 направления указывает на N и ток управления поступает к точкам соединения И 1П, N II, N I ., Однако анемометр. отмечает О, поэтому действие индикатора направления ветра не имеет важного значения.

Через точку соединения О подключается печатная плата. Поскольку срабатывает датчик положения, ток управления пройдет через реле h 15

14 и h 13, что приведет к от крытию клапанов 15, 14 и 13.

Если под действием порыва ветра контактный рычаг 41 анемометра сместится в позицию I, два последовательно включенных реле 42 и 43 в точке соединения NI замкнутся, вслед" ствие чего подключится печатная плата N I В соответствии с печатной платой NI клапаны 12 и 13 приводятся в действие, когда датчик положения находится в позиции h. Два наи.более удаленных сопла 12 и 30 в портале (см,фиг.2) в результате будут разбрызгивать жидкость, несмотря на то, что законцовки крыльев еще не находятся под соплами. Однако порыв ветра смещает струю жидкости в направлении S ((п рpеeцполагается, что самолет движется в направлении N), в результате чего жидкость попадет на законцовку крыла перед ее поступлением под портал 1.

Передвижение самолета 4 относительно портала 1 может также вызвать начало и конец раэбрызгивания с помощью множества датчиков, приводящих непосредственно клаланы сопл беэ использования программирования. Система, работающая таким образом, может иметь ряд источников света, расположенных в направлении струи, поступающей из српл, предпочтительно на земле, но возможно и в других местах. Источники света образованы и направлены так, что создают узкий световой луч по направлению к фотоэлементу, расположенному вблизи каждого сопла. Фотоэлемент управляет электрически приводимым клапаном данного сопла. Пока световой луч между источником света и фотоэлементом не прерван, клапан остается закрытым под действием фотоэлемента . Когда .

7718

30

55 какой-либо объект пересекает луч света, фотоэлемент срабатывает и открывает клапан сопла, в результате чего противообледенительная жидкость разбрызгивается на объект, Когдаобъект уйдет от источника света и сопла, луч света опять начнет освещать фотоэлемент, что вызовет закрытие клапана и прекращение -разбрызгивания. Такая фотоэлектрическая систе- ма может иметь источник света и фотоэлемент, расположенные рядом, причем фотоэлемент срабатывает от света, излученного источником света и отраженного от объекта, находящегося впереди источника света.

В дополнение к свету можно также использ овать звук для выявления положении самолета. В устройстве такого типа источник и приемник звука предпочтительно расположены по линии, совпадающей с направлением струи, выходящей из с.опла, один из них находится позади помещения, в котором передвигается самолет, а другой— вблизи сопла, Пока звук может беспрепятственно проходить от источника к приемнику, клапан данного сопла остается. закрытым, но когда объект появляется впереди сопла и звук перекрывается, клалан открывается и обрабатывающая жидкость начинает разбрызгиваться °

Формула изобретения

Система управления противообледенительным и очистительным устройством самолета, содержащая датчик положения, расположенный на пути движения самолета, и исполнительные клапаны, связанные с устройством распыления жидкости, о т л и ч а— ю щ а я с я тем, что, с целью обеспечения более быстрого, эффективного и безопасного удаления льда при более низкой стоимости и без риска для обслуживающего персонала, в нее введены дополнительные датчики положения, установленные вдоль пути движения самолета, и программный блок, входы которого подключены к выходам датчиков положения, а выходы — к исполнительным клапанам, при этом программный блок включает в себя реле, расположенные в виде матрицы, причем обмотки. реле включены послеМ доватейьными группами в строки мат1297718

@gz 2 рицы между входами программного блока и источником приводного тока, а замыкающие контакты соответствующих реле включены последовательно в столбцы матрицы между источником 5 рабочего тока и выходами программного блока.

2 ° Система по п.1, о т л и ч а— ю щ а я с я тем, что программный блок выполнен в виде сменных, соот- 10 ветствующих типу самолета, печатных плат.

3. Система по и.1, о т л и ч а— ю щ а я с я тем, что в нее введены 15 индикатор направления ветра, индикатор силы ветра и подключенный к выходам индикаторов блок выбора соотI ветствующих определенным параметрам ветра печатных плат программного блока, выходы которого подключены к соответствующей печатной плате.

4. Система по п,2, о т л и ч аю щ а я с я тем, что блок выбора соответствующих определенным параметрам ветра печатных плат включает в себя реле, расположенные в виде матрицы, столбцы которой соединены с выходами индикатора направления ветра, а строки — с выходами индикатора силы ветра или наоборот, причем каждая точка пересечения матрицы образована последовательно соединенными, замыкающими контактами соответствующих данным строке и столбцу реле и является выходом блока.

1297718

Составитель Т.Соболева

Редактор М,Петрова Техред М. Ходанич ..:;:: Корректор N.Иароши

Тираж 422 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Заказ 800/64

Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул Проектная,4

Система управления противообледенительным и очистительным устройством самолета Система управления противообледенительным и очистительным устройством самолета Система управления противообледенительным и очистительным устройством самолета Система управления противообледенительным и очистительным устройством самолета Система управления противообледенительным и очистительным устройством самолета Система управления противообледенительным и очистительным устройством самолета 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к оборудованию для железнодорожного транспорта и касается перемещения коле сных пар при промывке
Изобретение относится к мойке загрязненной поверхности вагонов-цистерн, используемых для транспортировки жидких продуктов, таких как нефтехимические продукты и продукты нефтепереработки

Изобретение относится к техническому обслуживанию машин, в частности к конструкции устройств для наружной шланговой мойки колесных транспортных средств

Изобретение относится к мойке изделий, в частности к мойке автотранспортных шин, и может быть использовано для очистки и мойки шин перед их утилизацией или ремонтом

Изобретение относится к оборудованию автосервиса, а именно к машинам для мойки автомобильных колес

Изобретение относится к системам управления противообледенительным и очистительным устройством самолета

Наверх