Гидродинамическая передача

 

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в приводах машин и механизмов. Цель изобретения - повышение КПД. Турбинное колесо 11 выполнено с П-образными рабо/ 1 21 20 16 17 чими лопастями (Л) 12, охватываюшими Л 6 и 7 насосного колеса 5 с образованием боковых межколесных зазоров. Реакторы (Р) 13 и 14 служат для направления потока рабочей жидкости с выхода турбинного колеса 11 на вход насосного колеса 5. Р 13 установлен между ступицами насосного и турбинного колес 5 и 11, Р 14 - на входном и выходном валах 4 и 10. Реактивный крутяш,ий момент передается на опоры Р 13 и 14 в качестве изгибаюшего момента вследствие их насосного расположения, что обеспечивает неподвижную установку Р 13 и 14. Ободы 20 прикреплены к внешним кромкам Л 15 Р 13 и 14, что обеспечивает направленное течение рабочей жидкости по Л всех рабочих колес передачи, исключая возможность каких-либо перетечек. 1 з.п. ф-лы, 1 ил. 6 57 11 I I I I П (Л to со 00 N о сд

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) SUui> 1298465

А1 (59 4 F 16 Н 41 04

f (P (t(Qr сI !3 . ъйчл 1с 1

Ф, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

27 ß 1á17

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3765715/25-06 (22) 28.06.84 (46) 23.03.87. Вюл. № 11 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт металлургического машиностроения (72) В. П. Шиманский, В. И. Хромов и М. В. Астахов (53) 621.226.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 985511, кл. F 16 Н 41/02, 1982. (54) ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в приводах машин и механизмов. Цель изобретения — повышение КПД. Турбинное колесо 11 выполнено с П-о6разными рабочими лопастями (Л) 12, охватывающими

Л 6 и 7 насосного колеса 5 с образованием боковых межколесных зазоров.

Реакторы (P) 13 и 14 служат для направления потока рабочей жидкости с выхода турбинного колеса 11 на вход насосного колеса 5. P 13 установлен между ступицами насосного и турбинного колес 5 и 11, P 14 — на входном и выходном валах 4 и 10. Реактивный крутящий момент передается на опоры P 13 и 14 в качестве изгибающего момента вследствие их насосного расположения, что обеспечивает неподвижную установку P 13 и 14. Ободы 20 прикреплены к внешним кромкам Л 15 P 13 и 14, что обеспечивает направленное течение рабочей жидкости по Л всех рабочих колес передачи, исключая возможность ка- э ких-либо перетечек. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

1298465

t5

25

35

Составитель Я. Брацлавский

Редактор О. Головач Техред И. Верес Корректор А. Ильин

Заказ 748/37 Тираж 812 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 7K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано в приводах машин и механизмов.

Цель изобретения — повышение КПД.

На чертеже представлена гидродинамическая передача, разрез.

Гидродинамическая передача содержит корпус 1, в котором на подшипниковых опорах 2 и 3 установлен входной вал 4 с закрепленным на нем насосным колесом 5, выполненным двухполостным с рабочими лопастями 6 и 7. В корпусе 1 на подшипниковых опорах 8 и 9 несоосно с входным валом 4 установлен выходной вал 10 с закрепленным на нем турбинным колесом 11, рабочие лопасти 12 которого имеют П-образную форму и охватывают лопасти 6 и 7 насосного колеса 5 с образованием боковых межколесных зазоров переменного сечения, в которых по обе стороны насосного колеса 5 установлены реакторы 13 и 14, служащие для направления потока рабочей жидкости с выхода турбинного колеса 11 на вход насосного колеса 5. Лопасти 15 каждого из реакторов 13 и 14 выполнены повторяющими форму соответствующего бокового межколесного зазора. Для закрепления реакторов

13 и 14 в полостях между насосным 5 и турбинным 11 колесами каждый из них снабжен двумя несоосно расположенными подшипниками 16, 17, и 18, 19, при этом реактор 13 при помощи подшипников 16 и 17 установлен между ступицами насосного 5 и турбинного 11 колес, а реактор 14 при помощи подшипников 18 и 19 установлен на входном 4 и выходном 10 валах. Для исключения возможности заклинивания одна из опор каждого из реакторов 13 и 14 устанавливается в расточке реактора с зазором и фиксируется штифтом (не показан) от проворота.

Реакторы 13 и 14 снабжены ободами 20, жестко связанными с внешними кромками их лопастей 16. Герметизация рабочей полости передачи осуществляется уплотнением 21.

Гидродинамическая передача работает следующим образом.

При вращении насосного колеса 5 рабочая жидкость отбрасывается его лопастями 6 и 7 к периферийной части рабочей полости передачи на лопасти 12 турбинного колеса 11, при этом происходит разделение потока рабочей жидкости на два самостоятельных потока, направляющихся по П-образным лопастям 12 турбинного колеса 11 вправо и влево по обе стороны насосного колеса 5.

После выхода из турбинного колеса 11 рабочая жидкость попадает в реакторы 13 и 14, воспринимающие крутящий момент, который передается на опоры каждого из реакторов в качестве изгибающего момента вследствие несоосного их расположения, за счет чего обеспечивается неподвижная установка реакторов 13 и 14 в полостях между насосным 5 и турбинным 11 колесами. После прохождения через реакторы

13 и 14 рабочая жидкость снова поступает в насосное колесо 5, и цикл работы передачи повторяется.

Ободы 20, прикрепленные к внешним кромкам лопастей 15 реакторов 13 и 14, обеспечивают направленное течение рабочей жидкости по лопастям всех рабочих колес передачи, исключая возможность каких-либо перетечек.

Формула изобретения

1. Гидродинамическая передача, содержащая несоосно размещенные в корпусе входной вал с установленным на нем насосным лопастным колесом и выходной вал с установленным на нем турбинным лопастным колесом, а также реактор, размещенный в полости между насосным и турбинным колесами и имеющий лопасти, выполненные повторяющими форму указанной полости, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД, турбинное колесо выполнено с П-образными рабочими лопастями, охватывающими лопасти насосного колеса с образованием боковых межколесных зазоров, а реактор выполнен из двух отдельных частей, каждая из которых размещена в одном из боковых межколесных зазоров и имеет два несоосно расположенных подшипника, причем одна из частей реактора установлена между ступицами, насосного и турбинного колес, а вторая — на входном и выходном валах.

2. Передача по п. 1, отличающаяся

45 тем, что каждая из частей реактора снабжена ободом, жестко связанным с внешними кромками его лопастей.

Гидродинамическая передача Гидродинамическая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и конкретно касается конструкции гидротрансформатора транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению, а именно к гидродинамическим передачам машин и механизмов, и может быть использовано в приводах различных машин, в том числе насосов в нефтяной промышленности

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для передачи вращающего момента, в частности, для автомобиля с гидравлической муфтой, например с гидродинамической муфтой Феттингера, или преобразователем вращающего момента

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения и касается конструкции элементов ступенчатой планетарной коробки передач, используемой в автоматических трансмиссиях транспортных средств
Наверх