Муфта включения привода ведущего колеса транспортного средства

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в транспортных средствах. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности. Муфта состоит из ведущей полумуфты (П) 1 с торцовыми зубьями, установленной на валу гидромотора, и с взаимодействуюш,ей с ней ведомой П 3 установленной на валу 4 колеса с возможностью осевого перемешения. Механизм включения выполнен в виде гидроцилиндра 6 со штоком 7, соединенным с подпружиненным толкателем 8 и вилкой 9 привода П 3. Гидроцилиндр 6 выполнен с тремя отверстиями (О) 2J одно из которых соединяет бесп1токовую полость с источником давления, а два других через проточку в поршне соединяют цилиндр с гидромотором. В поршне выполнены две проточки, образуюилие кольцевые полости. Расстояние между О выбрано таким образом, чтобы они частично перекрывались поршнем при его движении. При отсутствии давления за счет толкателя поршень и П 3 находятся в крайнем левом положении, муфта выключена. Одни О частично перекрыты пори.1нем, а О, соединяюшее бесштоковую полость с цилиндром, открыто . При подаче давления рабочая жидкость поступает через О и полость в бесштоковую полость и перемещает поршень вправо. Зубья П входят в зацепление, муфта включается. При движении поршня вправо ол закрывает левое О и открывает правые О. При этом скорость поршня плавно уменьшается , а скорость вращения гидромотора плавно увеличивается, что приводит к снижению силы ударов зубьев и уменьшает их износ. Уменьшение нагрузки на ведущем колесе не приводит к выключению муфты, что приводит к увеличению надежности работы . 2 ил. 22 SS сл го со ) оо N ff Ю

„ЯК„1299841 А 1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (ц 4 В 60 К 7 00 F 16 D ll 10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

У /

1 т

К A BTOPCH0MY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3974995/3! -27 (22) 14.11.85 (46) 30.03.87. Бюл. № 12 (71) Белорусский политехнический институт (72) А. Т. Скойбеда, А. И. Бобровник, Н. Н. Горалев, H. 11. Громов, В. П. Краснов и Л. Н. Федин (53) 621.825.52 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1049272, кл. В 60 К 7/00, 1982. (54) МУФТА ВКЛЮЧЕНИЯ ПРИВОДА

ВЕДУЩЕГО КОЛЕСА ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в транспортных средствах. Цел ь изобретения — повышение надежности и долговечности. Муфта состоит из ведущей полумуфты (П)

1 с торцовыми зубьями, установленной на валу гидромотора, и с взаимодействующей с ней ведомой П 3, установленной на валу 4 колеса с возможностью осевого перемещения. Механизм включения выполнен в виде гидроцилиндра 6 со штоком 7, соединенным с подпружиненным толкателем 8 и вилкой 9 привода П 3. Гидроцилиндр 6 выполнен с тремя отверстиями (О)

3 одно из которых соединяет бесштоковую полость с источником давления, а два других через проточку в поршне соединяют цилиндр с гидромотором. В поршне выполнены две проточки, образующие кольцевые полости. Расстояние между О выбрано таким образом, чтобы они частично перекрывались поршнем при его движении. При отсутствии давления за счет пружины толкателя поршень и П 3 находятся в крайнем левом положении, муфта выключена. Одни О частично перекрыты поршнем, а О, соедHHHloщее бесштоковую полость с цилиндром, открыто. При подаче давления рабочая жидкость поступает через О и полость в бесштоковую полость и перемещает поршень вправо. Зубья П входят в зацепление, муфта включается. При движении поршня вправо он закрывает левое О и открывает правые О.

Г!ри этом скорость поршня плавно уменьшается, а скорость вращения гидромотора плавно увеличивается, что приводит к снижению силы ударов зубьев и уменьшает их износ. Уменьшение нагрузки на ведущем колесе не приводит к выключению муфты, что приводит к увеличению надежности работы. 2 ил.

1299841

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в транспортных средствах.

Цель изобретения — повышение надежности и долговечности путем уменьшения динамических нагрузок при включении.

На фиг.1 показана предлагаемая муфта, осевой разрез; на фиг.2 — гидроцилиндр и схема его соединения с источником давления и гидромотором, осевой разрез.

Муфта состоит из ведущей полумуфты 1 с торцовыми зубьями, установленной на валу гидромотора 2. Ведомая полумуфта 3 установлена на валу 4 колеса транспортного средства с возможностью осевого перемещения на шлицах 5. Механизм включения выполнен в виде гидроцилиндра 6 со штоком 7, взаимодействующим с подпружиненным толкателем 8, на котором установлена вилка 9 привода полумуфты 3. Полумуфта 1 установлена в корпусе 10 на подшипниках 11.

Поршень 12 гидроцилиндра 6 выполнен с двумя проточками, образующими полости 13 и 14, и отверстиями 15 и 16, соединяющими бесштоковую полость 17 с полостью 13.

Отверстия 18 и 19 соединяют гидроцилиндр с источником давления, а отверстие 20, диаметрально противоположное отверстию

19, — гидроцилиндр 6 с гидромотором 2.

На линии 21, соединяющей гидромотор с цилиндром, установлен гидрораспределитель

22. Пружина 23 через стакан 24 удерживает полумуфту 3 в выключенном положении.

Расстояния между удаленными стенками проточек для обеспечения частичного перекрытия определяется из выражения где di u dp — диаметры отверстий;

Б — расстояние между удаленными стенками проточек;

А — расстояние между осями отверстий, соединяющих гидроцилиндр с источником давления и с гидромотором.

Муфта работает следующим образом.

При отсутствии давления в гидролинии за счет давления пружины 23 поршень 12, шток 7, вилка 9 и полумуфта 3 находятся в крайнем левом положении — муфта выключена. При подаче давления рабочая жидкость поступает к отверстиям 18 и 19 гидроцилиндра 6. В крайнем левом положении поршня 12 он частично перекрывает отверстие 19. Отверстие 18 открыто, поэтому рабочая жидкость через полость 13 и отверстия

15 и 16 поступает в бесштоковую полость 17, перемещая поршень 12, шток 7, толкатель 8, вилку 9 и полумуфту 3 вправо, сжимая пружину 23 и вводя в зацепление зубья полумуфт 1 и 3. При движении поршня 12 вправо он закрывает отверстие 18 и открывает отверстие 19, при этом движение поршня замедляется, а подача жидкости на гидромотор 2 через полость 14, отверстие 20 и гидрораспределитель 22 увеличивается.

Формула изобретения

Муфта включения привода ведущего колеса транспортного средства, содержащая ведущую, установленную на валу гидромотора, и ведомую зубчатые полумуфты, одна из которых установлена на валу с возможностью осевого перемещения и взаимодействия с зубьями другой полумуфты, и механизм включения в виде гидроцилиндра с подпружиненным поршнем, соединенного с источником давления, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности путем уменьшения динамических нагрузок при включении, гидроцилиндр гидравлически соединен с гидромотором, посредством выполненных в корпусе цилиндра диа4О метрально противоположных отверстий, поршень выполнен с двумя кольцевыми проточками и отверстиями, соединяющими бесштоковую полость с полостью, образованной ближней проточкой, при этом расстояние между удаленными стенками проточек опре45 деляется из выражения г

— (3+ >) - 5 < A + (Zë+ е) диаметры отверстий; расстояние между осями отверстий, соединяющих гидроцилиндр . с источником давления и с гидромотором; расстояние между удаленными стенками проточек. где d и d>—

А—

Таким образом, при включении муфты скорость перемещения полумуфт уменьшает10 ся при подходе зубьев друг к другу, а скорость вращения ведущей полумуфты 1 плавно увеличивается, что приводит к уменьшению ударов зубьев при включении полумуфт, уменьшает износ кромок зубьев и повышает долговечность работы муфты.

Кроме того, при уменьшении нагрузки на ведомом колесе падает давление в гидролинии, пружина 22 стремится переместить поршень 12 вправо, однако при этом он перекрывает отверстия 19 и 20 и давление повышается — поршень возвращается в правое положение, т. е. муфта не расцепляется при колебании нагрузки на ведомом колесе, что повышает надежность работы устройства.

1299841

Фиг. Г

Составитель Ю. Рунов

Редактор T. Митейко Техред И. Верес Корректор A. Обручар

Заказ 816/16 Тираж 599 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Рау шская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Муфта включения привода ведущего колеса транспортного средства Муфта включения привода ведущего колеса транспортного средства Муфта включения привода ведущего колеса транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к мотор-колесам транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к мотор-колесам внедорожных автомобилей

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к конструкциям мотор-колес и средствам , обеспечивающим подачу масла к остановленным звеньям колесного редуктора в период пуска двигателя

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства
Наверх