Дисковый тормоз с охлаждением

 

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для торможения вращения. Целью изобретения является повьшение срока службы и надежности работы путем обеспечения интенсивной циркуляции жидкого теплоносителя за счет самовсасывания и самовыталкивания его. Фрикционный диск 1 установлен на вращающемся валу 2 , а опорньш диск 3 - на валу 6. При тренир дисков 1 и 3 тепло трения отводится путем выталкивания части жидкого теплоносителя 13, например диэтилзфира, заполняющего полость (П) 10, Пары выталкивают теплоноситель из П 10 в П 11 через коническое отверстие 9 и частично выходят через него в П 11, имеющую радиаторные ребра 4. Затем П 10 вновь заполняется жидким теплоносителем через отверстие 9 за счет разрежения, которое возникает в П 10 при выходе из нее паров теплоносителя . 1 з.п. ф-лы, 1 ил. (О

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (51) 4 F 16 D 65/12

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

j 2М

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3844219/31-27 (22) 17.01.85 (46) 07.04.87. Бюл. 1 "- 13 (71) Пензенский политехнический институт (72) A.Ì.Êíÿýåâ, В.Я.Краснослободцеви К.И,Костин (53) 62-591.117(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 1068634, кл. F 16 D 65/12, 1981, (54) ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ С ОХЛАЖДЕНИЕМ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для торможения вращения. Целью изобретения является повьппение срока службы и надежности работы путем обеспечения интенсивной циркуляции жидкого

„„SU„„1302049 А 1 теплоносителя за счет самовсасывания и самовыталкивания его. Фрикционный диск 1 установлен на вращающемся валу 2, а опорный диск 3 — на валу 6.

При трении дисков 1 и 3 тепло трения отводится путем выталкивания части жидкого теплоносителя 13, например диэтилэфира, заполняющего полость (П)

10. Пары выталкивают теплоноситель из

П !О в П 11 через коническое отверстие 9 и частично выходят через него в П 11, имеющую радиаторные ребра 4.

Затем П 10 вновь заполняется жидким теплоносителем через отверстие 9 за счет разрежения, которое возникает в П 10 при выходе из нее паров тепло- д носителя. 1 з,п, сЬ-лы, 1 ил.

1302049

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для торможения вращения °

ЦеЛь изобретения — повышение срока службы и надежности работы путем обеспечения интенсивной циркуляции жидкого теплоносителя за счет самовыталкивания из полости, прилежameA к поверхности охлаждения, и самовсасывания в обратном направлении. 10

На чертеже представлен дисковый тормоз с охлаждением, поперечный разрез.

Дисковый тормоз с охлаждением соС стоит из фрикционного диска 1, уста-. 15 новленного на валу 2 с возможностью вращения вокруг своей оси, опорного фрикционного диска 3 с радиаторными ребрами 4 и элементом 5 включения, установленного на валу 6 с возмож- 20 ностью перемещения вдоль своей оси по направляющей шпонке 7 под действием усилия, прикладываемого к элементу 5 включения. Внутренняя часть опорного диска 3 разделена перегородкой 8, имеющей в нижней своей части отверстие 9, соединяющее между собой две герметичные полости 10 и 11, одна из которых 10, прилегающая к поверхности 12 трений, полностью заполнена жидким теплоносителем 13, Другая полость 11, прилегающая к поверхности охлаждения с радиаторными ребрами

4, частично заполнена жидким теплоносителем 13 так, чтобы свободная по- 35 верхность жидкости в процессе работы тормоза всегда находилась выше отверстия 9 в перегородке 8. Оставшаяся часть полости 11 заполнена воздухом„ В качестве жидкого теплоносителя

l используется жидкость с низкой температурой кипения, например диэтилэфир (t = 34,5 С).

Устройство работает следующим об- 45 разом.

Для торможения вращающегося вокруг своей оси подвижного фрикционного диска 1 перемещают с усилием, прикладываемым к элементу 5 включения, вдоль 50 оси по направляющей шпонке 7 на валу

6 опорный невращающийся фрикционный диск 3. При замыкании фрикционных дисков тормоза, один из них 19 вращающийся продолжает совершать некото- 55 рое время движение с трением относительно опорного невращающегося диска

3. Процесс трения при торможении диско» сопровождается выделением теплоты и повышением температуры их трущихся поверхностей, При достижении поверхностью 12 трения, а вместе с ней и жидким теплоносителем 13 в полости 10 под воздействием генерируемого тепла значений температуры выше температуры насьш1ения (кипения) жидкого теплоносителя последний переходит в другое агрегатное состояние — пар. При этом давление в полости 1О резко повышается и становится существенно более высоким, чем в полости Il. Это приводит к вытеснению с большей скоростью теплоносителя из всего объема полости

10, прилегающей к поверхности 12 трения, через коническое отверстие 9 в нижней части перегородки 8 в полость

11, прилегающую к поверхности охлаждения с радиаторными ребрами 4, При окончании вытеснения парообразного теплоносителя из полости 10 в полость ll давление в полости 10 становится ниже атмосферного и ниже, чем в полости 11, в которой создается избыточное давлением выше атмосферного. Под действием данного перепада давлений в полостях происходит обратное всасывание жидкого теплоносителя

13 из полости 11 в полость 10. При фазовом превращении теплоносителя 13 от поверхности 12 трения и генерации тепла фрикционных дисков 1 и 3 дискового тормоза интенсивно отбирается тепло и транспортируется вместе с парообразным теплоносителем из полости 10 в полость 11, из которой тепло отводится в окружающую среду через радиаторные ребра 4, активизирующие теплоотвод, Затем происходит конденсация парообразного теплоносителя в полости 11 и его возвращение в нижнюю часть этой полости, При дальнейшей генерации тепла и повышении температуры поверхности 12 трения при торможении описанный цикл охлаждения дисков повторяется, Причем, как показывают исследования, этот процесс носит импульсный характер. парообразный теплоноситель резко выталкивается из полости 10 в полость 11, и также резко всасывается обратно из полости

11 в полость 10 жидкий теплоноситель.

Процесс циркуляции теплоносителя

13 в полостях 10 и ll продолжается до тех пор, пока его температура,следовательно, и температура поверхности 12 трения не становятся ниже темВ результате реализации описанного процесса охлаждения происходит интен- 5 сивный теплоотвод от поверхности тре-ния фрикционных дисков и понижение их температуры, развиваемой в результате трения при торможении, Это улучшает условия работы тормоза, повышает 10 зффективность торможения, увеличивает срок службы устройства.

Изменение и регулирование температуры поверхности трения фрикционных дисков при торможении можно так- f5 же осуществлять путем выбора любого другого жидкого теплоносителя, имеющего другую температуру кипения, 1. Дисковый тормоз с охлаждением, содержащий опорный фрикционный диск с поверхностью трения и поверхностью

Составитель И.Лукина

Техред H.Глущенко Корректор М.Шароши

Редактор О.Бугир

Тираж 812 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 1201/36

Производственно-полиграфическое предприятие, г ° Ужгород, ул,. Проектная, 4

3 1302049 4 охлаждения, установленный с возможностью перемещения вдоль оси,подвижный фрикционный диск, установленный с возможностью вращения вокруг оси, и перегородку с отверстием, установленную с образованием двух сообщающихся между собой через отверстия в перегородке герметичных полостей,одна из которых частично заполнена жидким теплоносителем, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения срока службы и надежности, перегородка установлена в опорном диске, част щно запол енная полость располо\ жена со стороны поверхности охлаждения, полость опорного диска, прилегающая к поверхности трения, полностью заполнена ла дким теплоносителем, а отверстие в перегородке расположеФ о р м у л а и з о б р е т е н и я 20 но ниже уровня жидкого теплоносителя в частично заполненной полости.

2. Тормоз по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что отверстие в перегородке выполнено коническим.

Дисковый тормоз с охлаждением Дисковый тормоз с охлаждением Дисковый тормоз с охлаждением 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено для торможения вращающихся валов машин и механизмов

Изобретение относится к самолетостроению и касается конструкции фрикционного узла дисковых тормозов авиационных колес

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в высоконагруженных дисковых тормозах, например в авиационных колесах

Изобретение относится к устройству ступицы колеса и тормозного диска для колеса транспортного средства, содержащего втулку колеса, установленную с возможностью вращения на части вала, которая имеет часть с наружным профилем поперечного сечения, формируемым чередующимися зубьями и выемками с наклонными сторонами, и тормозной диск, установленный на указанной части, который имеет концентрическое отверстие, имеющее соответствующие зубья и выемки, которые так приспособлены к зубьям и выемкам ступицы, что тормозной диск заблокирован от вращения на ступице, и между диском и ступицей существует скользящая посадка

Изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным дискам

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным дискам
Изобретение относится к области упрочнения деталей, в частности к способу упрочнения деталей из железоуглеродистых сплавов, используемых в машиностроении и при ремонте деталей

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным дискам

Изобретение относится к черной металлургии и может быть использовано в дисковых тормозных устройствах автомобилей и в других транспортных средствах
Наверх