Имитатор визуальной обстановки тренажера транспортного средства (его варианты)

 

Изобретение относится к имитатору визуальной обстановки тренажера транспортного средства и обеспечивает приближение условий имитации к реальным. При имитации поворота транспортного средства на местности происходит синхронный поворот диапозитивов 2 и 3 посредством привода 1. Сигналы с датчика 14 положения привода 1 подаются на компараторы 13-16, который срабатывают, если сигнал превышает заданный уровень, что приводит к появлению напряжения на выходе элементов И 18 либо 17 и переводу коммутаторов 10 либо 11 в соответствующее положение; тем самым обеспечивается подключение соответствующего канала 4-7 наблюдения к видеоконтрольным блокам 8-9. 1 з.п.ф-лы. 2 ил. i оо о ьо 00 го

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 G 09 В 9 02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Р И (и " 1 ="

Раг. 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3801500/18-11 (22) 16.10.84 (46) 07.04.87. Бюл. № 13 (72) И. H. Алешин (53) 629.113.014.9 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 397958, кл. G 09 В 9/08, 1971. (54) ИМИТАТОР ВИЗУАЛЬНОЙ ОБСТАНОВКИ ТРЕНАЖЕРА ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (ЕГО В АР И АНТЬ1) (57) Изобретение относится к имитатору визуальной обстановки тренажера транспортного средства и обеспечивает прибли„„SU„„1302312 А1 жение условий имитации к реальным. При имитации поворота транспортного средства на местности происходит синхронный поворот диапозитивов 2 и 3 посредством привода 1. Сигналы с датчика 14 положения привода 1 подаются на компараторы 13 — 16, который срабатывают, если сигнал превышает заданный уровень, что приводит к появлению напряжения на выходе элементов И 18 либо 17 и переводу коммутаторов 10 либо 11 в соответствующее положение; тем самым обеспечивается подключение соответствующего канала 4 — 7 наблюдения к видеоконтрольным блокам 8 — 9. 1 з п ф лы. 2 ил.

1302312

20

Изобретение относится к имитаторам визуальной обстановки для моделирующих стендов различных транспортных средств, обслуживаемых несколькими операторами, а также для учебно-тренировочных средств, служащих для подготовки этих операторов.

Цель изобретения — приближение условий имитации к реальным.

На фиг.l приведена структурная блоксхема имитатора визуальной обстановки тренажера транспортного средства, первый вариант; на фиг.2 — то же, второй вариант.

И митатор визуальной обстановки тренажера транспортного средства (фиг. l ) содержит снабженные приводом 1 их перемещения (поворота) два диапозитива 2 и 3, телевизионные камеры с каналами 4 — 7 наблюдения, связанные с видеоконтрольными блоками 8 и 9 через коммутаторы 10 и 11.

Устройство содержит датчик 12 перемещения диапозитивов, выход которого соединен с входами компараторов 13 — 16, выходы которых подключены к входам соответствующих элементов И 17 и 18, соединенных выходами с управляющими входами коммутаторов 10 и 11.

Привод 1 по второму варианту (фиг.2) выполнен с кулачком 19, рабочая поверхность которого сопряжена с толкателями 20 и 21 коммутаторов 10 и 11. Взаимное положение толкателей 20 и 21 соответствует расположению каналов 4, 6 и 5, 7 наблюдения, а положение кулачка 19 на оси привода 1 — положению места склейки на диапозитиве 2.

Кулачок 19 представляет собой совокупность двух концентрических поверхностей разного диаметра. При этом сектор, в котором лежит цилиндрическая поверхность большего диаметра, соответствует угловой полуширине составляющих диапозитивы 2 и

3 панорам (углы Р на фиг.2). Толкатели 20 и 21 представляют собой перемещающиеся в направляющих подпружиненные штанги, связанные коммутаторами 10 и 11, которые могут быть выполнены как кнопки.

Работа имитатора визуальной обстановки тренажера транспортного средства, реализованного по первому варианту (фиг.l), осуществляется следующим образом.

Рассмотрим диапозитивы 2 и 3, как совокупность двух панорам местности, при этом центры панорам диапозитива 2 соответствуют склейкам панорам диапозитива 3.

Места склейки панорам (стыки) диапозитива 2 обозначены на фиг. l индексами а, а стыки панорам диапозитива 3 индексами б. Расположение входных каналов 4 — 7 наблюдения относительно диапозитивов 2 и 3 определяется углами сс и а, а угол поворота диапозитивов 2 и 3 . углом ср. При этом углы аь nz и угол для диапозитива 2 отсчитываются от оси А—

А, а угол ср для диапозитива 3 — от оси Б — Б, причем угол а для расположения каналов 5 и 7 (фиг.2) наблюдения имеет отрицательную величину. Для того, чтобы исключить видимость мест склейки диапозитивов 2 и 3, т. е. попадание стыков а и б в изображение на видеоконтрольном блоке 8, необходимо, чтобы информация на это устройство поступала из каналов 4 или 6 наблюдения, оптическая ось которого находится ближе к центру образующих диапозитивы 2 и 3 панорам. Аналогично, чобы исключить видимость мест склейки диапозитивов 2 или 3 в видеоконтрольном блоке необходимо, чтобы информация на этот блок поступала из каналов 5 или 7 наблюдения, оптическая ось которого находится ближе к центру образующих диапозитивы 2 или 3 панорам. В соответствии с этим из фиг.l видно, что подключение каналов 5 наблюдения к видеоконтрольному блоку 9 осуществляется при выполнении условия а + 45 < ср < ар + !35, (1) а подключение канала 6 наблюдения к видеоконтрольному блоку 8 осуществляется при выполнении условия

ni — 45 < ср <. ni + 45 . (2) При работе первого варианта предлагаемого имитатора визуальной обстановки при имитации поворота транспортного средства на местности происходит синхронный поворот диапозитивов 2 и 3 посредством работы привода 1. Сигнал с датчика 14 положений привода 1, на выходе которого формируется напряжение, пропорциональное углу поворота диапазитивов 2 или 3, подается на компараторы 13 — 16. Порог срабатывания компаратора 15 установлен при его настройке и соответствует напряжению, пропорциональному y = а + 45 . Порог срабатывания компаратора 16 при его настройке установлен соответствующим напряжению, пропорциональному с = а + 135 . Порог срабатывания компаратора 13 установлен соответствующим напряжению, пропорциональному ср = ni — 45, а порог срабатывания компаратора 14 — напряжению, пропорциональному cp = ni + 45 . При этом компараторы 15 и 13 срабатывают при напряжении, превышающем заданный уровень, а компараторы 16 и 17 — при напряжении ниже заданного уровня. Следовательно, если величина напряжения на выходе датчика 14 соответствует условию (1), то компараторы 15 и !6 срабатывают, на их выходах появляется напряжение, что приводит к появлению напряжения на выходе элемента И 18 и переводу коммутатора 11 в положение, соответствующее подключению канала 5 наблюдения к видеоконтрольному блоку 9. При повороте диапозитивов в момент, когда угловое расстояние от места склейки а до оптической оси канала 5 наблюдения!

302312 становится меньше 45, в зависимости от направления поворота диапозитивов сигнал на выходе одного из компараторов 15 и 16 исчезает, элемент И 18 закрывается, коммутатор 11 переходит в положение, соответствующее связи канала 7 наблюдения с видеоконтрольным блоком 9 и опасность появления изображения места склейки на экране видеоконтрольного блока 9 устраняется.

Аналогично, если величина напряжения на выходе датчика 14 соответствует условию (2), то компараторы 13 и 14 срабатывают, на выходах появляется напряжение, что приводит к появлению напряжения на выходе элемента И 17 и переводу коммутатора 10 в положение, соответствующее подключению канала 6 наблюдения к видеоконтрольному блоку 8. При повороте диапозитивов в момент, когда угловое расстояние от места склейки до оптической оси канала 6 наблюдения становится меньше 45, в зависимости от направления поворота диапозитивов сигнал на выходе одного из компараторов 13 и 14 исчезает, элемент И 17 закрывается, коммутатор 10 переходит в положение, соответствующее связи канала 4 наблюдения с видеоконтрольным блоком 8 и опасность появления изображения места склейки на экране видеоконтрольного блока 8 устраняется.

Таким образом, переключение каналов

4 — 7 наблюдения по командам, выдаваемым элементами И 17 и 18, в зависимости от угла поворота диапозитивов 2 и 3 исключает попадание мест склейки в поле зрения операторов. При изменении взаимного положения имитирующих приборов наблюдения (изменение углов ni и а2) для сохранения нормальной работы устройства необходимо одновременно изменить пороги срабатывания компараторов 13 — 16 в соответствии с условиями (1), (2) и новыми значениями углов ai и а2.

При работе второго варианта предлагаемого имитатора визуальной обстановки при имитации поворота транспортного средства на местности происходит синхронный поворот диапозитивов 2 и 3 посредством работы привода 1 при помощи одинаковых шкивов 22 — 24 и бесконечных ремней 25 и

26. При этом синхронно с поворотом диапозитивов 2 и 3 происходит поворот кулачка 19, соосного с осью привода 1.

При синхронном повороте диапозитивов

2 и 3 (фиг 2) и кулачка 19, например, по часовой стрелке стык а приближается к полю зрения канала 5 наблюдения, одновременно перемещаясь к краю поля зрения канала 4 наблюдения, а стык б — к каналу

5 наблюдения, одновременно перемещаясь к краю поля зрения канала 7 наблюдения. Как только стык а удаляется на угол более 45 от оптической оси канала 4 наблюдения (при этом стык б диапозитива 3 прибли30

40

Формула изобретения

5

25 жается на угол менее 45 к оптической оси канала 6 наблюдения), толкатель 20 вследствие поворота кулачка 19 переходит в нижнее положение и к видеоконтрол ьному блоку 8 вместо канала 6 наблюдения подключается канал 4 наблюдения. Несколько раньше толкатель 21 переходит в положение, обеспечивающее подключение коммутатора 11 к видеоконтрольному блоку 9 канала 7 наблюдения, от поля зрения которого удалился стык б, и отключение канала 5 наблюдения, к оптической оси которого приближается стык а. При повороте диапозитивов 2 и 3 в обратном направлении процесс переключения происходит в обратном порядке. Для нормальной работы имитатора сектор кулачка 19, ограничивающий поверхность большего диаметра, соответствует угловой полуширине составляющих диапози тивов 2 и 3 панорам (в показанном на фиг.2 варианте устройства сектор кулачка

19 и полуширина панорам, обозначенные р, составляют 90 ) . В показанном на фиг.2 варианте построения имитатора центр сектора кулачка соответствует стыку а диапозитива 2 или центру панорам, составляющих диапозитив 3, а оси толкателей 20 и 21 расположены аналогично осям каналов 4,6 и

5, 7 наблюдения соответственно. Возможно и иное по отношению к диапозитивам 2 и 3 положение кулачка 12.

В случае замыкания панорам в кольцо и образования диапозитивов 2 и 3 с углом охвата на местности 360 и имитации кругового обзора кулачок 19 должен быть снабжен вторым, аналогичным первому, цилиндрическим участком большего радиуса, расположенным противоположно первому (на фиг.2 показан пунктиром). При этом обеспечено исключение видимости мест склейки операторами при круговом вращении диапозитивов 2 и 3.

1. Имитатор визуальной обстановки тренажера транспортного средства, содержа- щий диапозитивы панорам местности с приводами их перемещения, телевизионные камеры с каналами наблюдения, связанные с видеоконтрольными блоками, и коммутаторы, отличающийся тем, что, с целью приближения условий имитации к реальным, количество пар телевизионных камер равно количеству каналов наблюдения, имитатор снабжен компараторами, элементами И, датчиком перемещения диапозитивов, выход которого соединен с входами компараторов, подключенных выходами к входам cоотвстствующих элементов И, соединенных с одним из входов соответствующего коммутатора, другие входы которого связаны с выходами телевизионных камер, угол между опти1302312

2 Ь

Составитель Л. Резникова

Редактор Г. Волкова Техред И. Верес Корректор Н. Король

Заказ 950/50 Тираж 434 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ческими осями которых равен углу между оптическими осями каналов наблюдения диапозитивов.

2. Имитатор визуальной обстановки тренажера транспортного средства, содержащий диапозитивы панорам местности с приворами их перемещения, телевизионные камеры с каналами наблюдения, связанные с видеоконтрольными блоками, и коммутаторы, отличающийся тем, что, с целью приближения условий имитации к реальным, ко- 10 личество пар телевизионных камер равно количеству каналов наблюдения, имитатор снабжен кулачком, соединенным с приводом перемещения диапозитивов, а коммутаторы выполнены с толкателями, сопряженными с рабочей поверхностью кулачка, при этом выходы коммутаторов соединены с входами видеоконтрольных блоков, а входы — с выходами телевизионных камер, угол между оптическими осями которых равен углу между осями каналов наблюдения.

Имитатор визуальной обстановки тренажера транспортного средства (его варианты) Имитатор визуальной обстановки тренажера транспортного средства (его варианты) Имитатор визуальной обстановки тренажера транспортного средства (его варианты) Имитатор визуальной обстановки тренажера транспортного средства (его варианты) 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тренажеростроению, а конкретно к оптико-электрическим системам имитации внешней обстановки, и может быть использовано для визуализации картины окружающего пространства, предъявляемой механику-водителю в ходе обучения навыкам вождения и управления гусеничным транспортным средством

Изобретение относится к области исследования физических свойств материалов

Изобретение относится к тренажерам и может быть использовано для обучения и тренировки пилотов воздушных судов в различных условиях полета

Изобретение относится к устройствам контроля работоспособности телевизионных следящих авиационных прицельных систем, а также для использования в качестве тренажера летного состава

Изобретение относится к тренажеростроению, в частности к тренажерам с моделируемым обзором из транспортного средства, и может быть использовано как для тренировки персонала различных кораблей, так и для персонала других транспортных средств

Изобретение относится к области обучения и развлечений

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано для исследования физико-механических характеристик дорожных покрытий в условиях, приближенных к реальным условиям эксплуатации

Изобретение относится к игровому или тренажерному оборудованию, которое может быть использовано в качестве водительского кресла при обучении управлению транспортными средствами на виртуальном тренажере либо в качестве кресла для компьютерных игр, и направлено на возможность быстрого и удобного перевода кресла из рабочего положения в положение для хранения
Наверх