Система управления одновинтовым вертолетом

 

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при проектировании систем управления одновинтовых вертолетов. Целью изобретения является повышение безопасности пилотирования путем исключения опасного приближения лопастей несущего винта к хвостовой балке вертолета и носовой части фюзеляжа. Сущность изобретения состоит в том, что система управления содержит ограничитель хода ручки продольно-поперечного управления от нейтрали назад и от нейтрали вперед. Ограничитель хода ручки продольно-поперечного управления назад 13 выполнен в виде подвижного упора 14, соединенного с электроприводом 15, управляемого от датчика скорости полета вертолета 16. Ограничитель хода ручки продольно-поперечного управления вперед выполнен в виде подвижного упора 18, кинематически связанного через тягу 9 и качалки 19 и 20 Ц с рычагом "шаг - газ" 8. 2 ил.

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при проектировании систем управления одновинтовых вертолетов. Цель изобретения повышение безопасности пилотирования путем исключения опасного приближения лопастей несущего винта к хвостовой балке вертолета и носовой части фюзеляжа. На фиг.1 представлена схема системы управления одновинтовым вертолетом; на фиг.2 изображена зависимость угла отклонения ручки продольно-поперечного управления от угла установки общего шага несущего винта и скорости полета. Система управления одновинтовым вертолетом содержит ручку продольно-поперечного управления 1, систему тяг 2 и 3, качалку 4, гидроусилитель 5, автомат перекоса 6, несущий винт 7, рычаг "шaг-газ" 8, систему тяг 9 и 10, качалки 11, гидроусилитель 12, ограничитель хода ручки продольно-поперечного управления 13 назад, выполненный в виде подвижного упора 14, электропривод 15, датчик скорости полета 16, ограничитель хода ручки продольно-поперечного управления 17 в направлении от нейтрали вперед, подвижный упор 18 и качалки 19 и 20. Ручка продольно-поперечного управления 1 через систему тяг 2 и З и качалок 4, гидроусилитель 5 связана с автоматом перекоса 6 несущего винта 7. Рычаг "шаг газ" 8 через систему тяг 9 и 10 и качалок 11 и гидроусилитель 12, соединен с автоматом перекоса 6 несущего винта 7. Рычаг 8 также связан с рычагами топливных насосов-регуляторов двигателей силовой установки вертолета ( на фиг.1 не показаны). Продольное и поперечное управление вертолетом производится летчиком путем отклонения ручки 1 что приводит к изменению наклона тарелки автомата перекоса 6 и вызывает циклическое изменение угла установки лопастей несущего винта 7 в различных азимутальных положениях, при этом меняется направление равнодействующей силы тяги. Изменение тяги несущего винта 7 (углов установки лопастей ) производится при помощи рычага "шаг газ" 8 путем изменения общего шага несущего винта 7 и режима работы двигателей. Ограничитель хода ручки продольно-поперечного управления 13 выполнен в виде подвижного упора 14, соединенного с электроприводом 15, управляемого от датчика скорости полета вертолета 16. Установка ограничителя хода ручки 13 обеспечивает минимальный угол нмакс отклонения назад ручки продольно-поперечного управления, определяемый из следующей зависимости: где нмакс- максимальный угол отклонения ручки продольно-поперечного управления от нейтрали назад, в град. автомата перекоса; D кинематический коэффициент втулки несущего винта вертолета, равный 1,5-2,2; yдоп допустимый угол взмаха лопасти, при котором обеспечен зазор между лопастями и хвостовой балкой вертолета 1=1(ny мин-1)-2(ny мин-1)3 1 -дополнительный угол взмаха в зависимости от минимального значения перегрузки; 1- коэффициент, характеризующий влияние перегрузки на угол взмаха лопастей, равный 4-5, град; nу мин минимальная допустимая перегрузка; 2-- коэффициент, характеризующий влияние перегрузки на угол взмаха лопастей, равный 0,9-1,1, град. Так, если для одновинтового вертолета допустимым углом, при котором обеспечен зазор между лопастями и хвостовой балкой, ндоп10 град, а конструктивные и аэродинамические параметры вертолета D 0,2; 1= 5 град; 2= 1,0 град, то для обеспечения непревышения этого угла при перегрузках до nу мин= 0,3 необходимо ограничить нмакс величиной, определяемой приведенным выше соотношением

Это значение yмакс обеспечивается выдвижением подвижного упора 14 на скоростях более 70 км/ч. На малых скоростях полета, меньших 70 км/ч, величина yмакс, найденная из условия обеспечения запасов управления, составляет yмакс 4,8 град, т.е. приблизительно на 2 град больше. Ограничитель хода ручки продольно-поперечного управления 17 в направлении от нейтрали вперед выполнен в виде подвижного упора 18, кинематически связанного через тягу 9 и качалки 19 и 20 с рычагом "шаг газ" 8. Установка подвижного упора 18 обеспечивает максимальный угол dмакс отклонения вперед ручки продольно-поперечного управления, определяемый из следующей зависимости:
dмаксD-зош dдоп+2,
где вмакс максимальный ход ручки продольно-поперечного управления от нейтрали вперед, в градусах автомата перекоса;
D кинематический коэффициент втулки несущего винта вертолета равный 1,5-2,21;
з коэффициент зависимости угла взмаха лопастей от общего шага несущего винта вертолета, равный (-0,5)- ( -0,7) град;
ош минимальный угол установки лопастей рычагом "шаг-газ", град;
dдоп допустимый угол взмаха лопастей, при котором обеспечен зазор между лопастями и носовой частью фюзеляжа вертолета, град;
2=4(ny мин-1,0) дополнительный угол взмаха лопастей в зависимости от минимального значения перегрузки;
4 коэффициент зависимости угла взмаха лопастей от перегрузки, равный 4- 5 град;
ny мин минимальная допустимая перегрузка. Система работает следующим образом. На малых скоростях полета подвижный упор 14 обеспечивает диапазон отклонения ручки продольно-поперечного управления 1 от нейтрали назад, соответствующий линии А на фиг.2. При достижении скорости полета V 70 км/ч по сигналу датчика скорости 16 электропривод 15 выдвигает подвижный упор 14 и тем самым уменьшает диапазон отклонения ручки 1 то есть устанавливает диапазон отклонения ручки 1 назад yмакс, соответствующий линии Б на фиг.2. Уборка подвижного упора 14 происходит обратным путем при уменьшении скорости полета до значений, меньших V= 70 км/ч. Следует отметить, что указанные на фиг.2 диапазоны отклонения назад ручки продольно-поперечного управления 1 от положения рычаг "шаг газ" 8 не зависят. При перемещении рычага "шаг газ" 8 вниз до значений меньших ош, например 7-8 град, максимальное отклонение ручки продольно-поперечного управления 1 от нейтрали вперед будет зависящим от его положения в соответствии с зависимостью изображенной на фиг. 2 прямой С. Тяга 9 перемещается назад, подвижный упор 18 качалкой 19 отклоняется вперед и тем самым ограничивает отклонение ручки продольно-поперечного управления 1 вперед. При перемещении рычага "шаг-газ" 8 до значений ош > jnошh величина максимального отклонения ручки продольно-поперечного управления 1 от нейтрали вперед ограничивается величиной, обусловленной максимальным ходом гидроусилителя 5, в соответствии c зависимостью, изображенной на фиг.2 прямой Д. В результате этого при маневрировании вертолета летчик не может допустить неблагоприятные с точки зрения опасного сближения лопастей несущего винта 7 с носовой частью фюзеляжа сочетания отклонений рычага "шаг-газ" 8 вниз и ручки продольно-поперечного управления 1 вперед, что исключает возможность опасного сближения лопастью несущего винта как с хвостовой балкой, так и с носовой частью вертолета, повышая тем самым безопасность полета вертолета.


Формула изобретения

Система управления одновинтовым вертолетом, содержащая ручку продольно-поперечного управления и рычаг "шаг-газ", связанные через систему тяг, качалок и гидроусилителя с автоматом перекоса, привод и датчик скорости полета вертолетом, отличающаяся тем, что, с целью повышения безопасности пилотирования путем исключения опасного приближения лопастей несущего винта к хвостовой балке вертолета и носовой части фюзеляжа, она снабжена ограничителем хода ручки продольно-поперечного управления в направлении от нейтрали назад, выполненным в виде подвижного упора, связанного с электроприводом, вход которого соединен с датчиком скорости полета вертолета, и ограничителем хода ручки продольно-поперечного управления в направлении от нейтрали вперед, выполненным в виде подвижного упора, кинематически связанного с рычагом "шаг-газ".

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

MM4A - Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 20.08.2004

Извещение опубликовано: 10.07.2008        БИ: 19/2008




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям гидравлических систем летательных аппаратов. Летательный аппарат (1) имеет систему (4, 5) управления пространственным положением в полете, в свою очередь имеющую, по меньшей мере, один исполнительный механизм (6, 7) и гидравлический контур, соединенный с исполнительным механизмом (6, 7). Гидравлический контур содержит, по меньшей мере, один насос (8), выполненный с возможностью выдавать первый расход, когда давление гидравлического контура выше предварительно задаваемого порогового значения. Насос (8) выполнен с возможностью выдавать второй расход, больший, чем первый расход, причем летательный аппарат (1) имеет датчик (11а, 11b, 12, 13) для обнаружения величины, связанной с давлением гидравлического контура, и программируемый центральный блок (10) управления, который управляет насосом (8), чтобы выдавать второй расход, когда величина, обнаруживаемая датчиком (11а, 11b, 12, 13), соответствует давлению гидравлического контура ниже порогового значения. Способ управления гидравлическим контуром включает обнаружение величины, связанной с давлением упомянутого гидравлического контура, увеличение расхода из упомянутого насоса, когда упомянутая величина, обнаруживаемая упомянутым датчиком, соответствует давлению упомянутого гидравлического контура ниже упомянутого порогового значения. Достигается возможность модернизации гидравлического оборудования без изменения гидравлического контура. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам управления вертолетами. Суммирующий механизм для системы управления общим и циклическим шагом вертолетов трехточечной схемы управления с наклонным расположением гидроприводов включает систему входных качалок, ползун, подвижный и неподвижный кронштейны, неподвижную рамку. Входные качалки связаны с ручками циклического шага по каналам «крен» и «тангаж». Ползун связан с ручкой управления общего шага. Подвижный кронштейн, закрепленный на ползуне, имеет возможность поворачиваться в плоскости, перпендикулярной плоскости входных качалок, и перемещаться по направляющей неподвижной рамки. Подвижный кронштейн соединен через систему тяг с системой выходных качалок для управления гидроприводами автомата перекоса. Достигается реализация угла опережения управления и компенсация наклонной установки гидроприводов. 4 ил.

Изобретение относится к вертолетостроению и касается разработки способа и устройства управления вертолетом путем парирования крутящего момента несущего винта вертолета при осуществлении путевого управления

Изобретение относится к авиации, в частности к вертолетам, а именно к средствам управления вертолетом

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано в одновинтовых вертолетах

Вертолет // 2246426
Изобретение относится к области авиации и может быть использовано в одновинтовых вертолетах

Изобретение относится к области авиации, а именно к устройствам компенсации реактивного момента несущего винта вертолета

Изобретение относится к авиации, в частности, к вертолетам, и может быть использовано для создания систем путевого управления вертолетов
Наверх