Фрикционный вариатор

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах для передачи вращательного движения с бесступенчатым регулированием скорости. Цель изобретения - улучшение условий эксплуатации путем совмеш,ения регулировочных операций. В корпусе 1 размещены фрикционно связанные посредством шаров 4 и 5 диск 3 и цилиндр 2. На направляющей 6 с возможностью перемещения параллельно образующей цилиндра 2 размещена каретка 7. Часть каретки в виде рамы охватывает обойма 11. В соосных отверстиях обоймы 11 и каретки 7 размещены ось 9 опорных роликов 8 и ось 20, жестко связанные со стенками обоймы нажимных роликов 19. Ролики 8 и 19, взаимодействующие с шарами 4 и 5, расположены в раме каретки 7, которая взаимодействует посредством щтанги 14, толкателя 16 и кулачка 13 через упругий элемент 10 с обоймой 11. При повороте рукоятки 12 кулачка 13 последний, выходя из седла толкателя 16, прижимает его к штанге 14 и фиксирует тем самым каретку 7 между направляющей 6 и штангой 14. Одновременно нажимные ролики 19, связанные осью 20 с обоймой И, прижимают щар 4 к щару 5 посредством упругого эле.мента 10. 2 ил. (Л со о ел сд

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

1310557 А1 (51) 4 F 16 Н 15 40

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3930591/25-28 (22) 19.07.85 (46) 15.05.87. Бюл. № 18 (72) В. И. Канаев, Л. А. Серов и Ю. Ф. Карев (53) 821.639 (088.8) (56) Патент США № 2444470, кл. 74-193, ! 948. (54) ФРИКЦИОННЫЙ ВАРИАТОР (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах для передачи вращательного движения с бесступенчатым регулироваHèåì скорости. Цель изобретения — улучшение условий эксплуатации путем совмещения регулировочных операций. В корпусе 1 размещены фрикционно связанные посредством шаров 4 и 5 диск 3 и цилиндр 2.

На направляющей 6 с возможностью перемещения параллельно образующей цилиндра

2 размещена каретка 7. Часть каретки в виде рамы охватывает обойма 11. В соосных отверстиях обоймы 11 и каретки 7 размещены ось 9 опорных роликов 8 и ось 20, жестко связанные со стенками обоймы нажимных роликов 19. Ролики 8 и

19, взаимодействующие с шарами 4 и 5, расположены в раме каретки 7, которая взаимодействует посредством штанги 14, толкателя 16 и кулачка 13 через упругий элемент 10 с обоймой 11. При повороте рукоятки 12 кулачка 13 последний, выходя из седла толкателя 16, прижимает его к штанге 14 и фиксирует тем самым каретку 7 между направляющей 6 и штангой 14. Одновременно нажимные ролики 19, связанные осью 20 с обоймой 11, прижимают шар 4 к шару 5 посредством упругого элемента 10. 2 ил.

1310557

Формула изобретения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных машинах и устройствах для передачи вращательного движения с бесступенчатым регулированием скорости.

Целью изобретения является улучшение условий эксплуатации вариатора за счет совмещения прижима промежуточных фрикционных элементов и их фиксации в заданном положении.

На фиг. 1 изображен вариатор, общий вид; на фиг. 2 — схема расположения фрикционных элементов вариатора.

Фрикционный вариатор содержит корпус

1, размещенные в нем ведущий и ведомый фрикционные элементы, выполненные в виде цилиндра 2 и диска 3, промежуточные фрикционные элементы в виде пары шаров 4 и 5 и перемещаемой по направляющей 6 каретки 7, несущей опорные ролики 8, смонтированные на оси 9, установленной на каретке 7, и взаимодействующее с кареткой 7 через выполненный, например, из полиуретана упругий элемент IO подвижное звено в виде обоймы 11.

Обойма 11 выполнена с управляемым рукояткой 12 торцовым призматическим кулачком 13, взаимодействующим с кареткой 7 через промежуточные элементы, один из которых выполнен в виде штанги 14, закрепленной на корпусе 1 штифтом 15. Другой промежуточный элемент представляет собой цилиндрический толкатель 16, зафиксированный от проворота в обойме 11 фиксатором 17. (Толкатель 16 может отсутствовать в случае выполнения управляемого кулачка 13 в виде поворотного эксцентрика, непосредственно контактирующего со штангой 14) .

Один торец толкателя 16 округлен и контактирует со штангой 14, другой его торец выполнен в виде призматического седла и контактирует с торцовым призматическим кулачком 13. Величина усилия, передаваемого торцовым призматическим кулачком 13 через промежуточные элементы 14 и 16 на каретку 7, регулируется гайкой 18.

Обойма 11 несет на себе на>кимные ролики 19, смонтированные на жестко установленной на нем оси 20.

Вариатор работает следующим образом.

Перед началом работы производят настройку вариатора. Для этого рукоятку 12 ставят в положение, изображенное на фиг. 1, и переводят каретку 7 в требуемое положение, пользуясь при этом, например, шкалой, выполненной на корпусе 1 (не показана) . Затем поворотом рукоятки 12

10 !

20

50 на 90 вариатор приводят в рабочее состояние, при этом развернувшийся совместно с ней торцовый призматический кулачок 13, выходя из призматического седла цилиндрического толкателя 16, деформирует упругий элемент 10 и тем самым создает упругое усилие между обоймой 11 и кареткой 7 через штангу 14 и толкатель 16. Под действием этого усилия обойма 11, перемещаясь относительно каретки 7 посредством нажимных роликов 19, давит на шар 4, при этом шар 5 опирается на опорные ролики 8 каретки 7, в результате осуществляется прижим промежуточных фрикционных элементов (шаров 4 и 5) к основным фрикционным элементам 2 и 3. При этом штанга 14, являющаяся промежуточным элементом между кареткой 7 и цилиндрическим толкателем 16, зажимается между ними под действием упругого усилия, благодаря связи штанги 14 с корпусом 1 обеспечивается фиксация устройства регулирования скорости в рабочем положении.

Фрикционный вариатор, содержащий корпус, размещенные в нем и фрикционно связанные между собой посредством двух шаров ведущее и ведомое звенья в виде тел вращения с пересекающимися осями, каретку с направляющей и с имеющими оси вращения опорными роликами, взаимодействующими с одним из шаров, и связанное посредством упругого элемента с кареткой подвижное звено с имеющими оси вращения нажимными роликами, взаимодействующими с другим шаром, отличаюи ийся тем, что, с целью улучшения условий эксплуатации, подвижное звено выполнено в виде обоймы с внутренним установочным пазом с соосными отверстиями в стенках, оси которых параллельны направляющей, размещенных в пазу обоймы соосно расположенных кулачка и взаимодействующего с ним толкателя, выполненного со сферической пятой со стороны, обратной кулачку, штанги, размещенной в соосных отверстиях обоймы, укрепленной одним концом на корпусе и взаимодействующей со сферической пятой толкателя, а каретка выполнена в виде рамы с соосными отверстиями, размещенной в установочном пазу обоймы и взаимодействующей со штангой, ролики размещены в раме, оси роликов размещены в соответствующих соосных отверстиях обоймы каретки,, причем ось нажимных роликов жестко связана со стенками обоймы.

1310557

Составитель А. Жук

Редактор И. Рыбченко Техред И. Верес Корректор A.Обручар

Заказ 1757/32 Тираж 812 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Фрикционный вариатор Фрикционный вариатор Фрикционный вариатор 

 

Похожие патенты:

Вариатор // 706625

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области сельского хозяйства, в частности к машинкам для стрижки животных

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращательного движения. Устройство для передачи вращательного движения, содержащее корпус и входной вал, установленный в корпусе на двух радиально-упорных подшипниках качения. Наружные обоймы подшипников жестко смонтированы в корпусе. Устройство снабжено выходным валом, расположенным соосно с входным валом и жестко соединенным с корпусом. Внутренняя обойма одного из подшипников неподвижно закреплена на входном валу. Внутренняя обойма второго подшипника установлена на входном валу с возможностью осевого перемещения без вращения относительно этого вала. Достигается возможность регулирования величины передаваемого крутящего момента. 1 ил.
Наверх