Устройство для защиты тяговых электродвигателей от перегрева

 

Изобретение относится к области электротехники и предназначено для тепловой защиты тяговых электродвигателей . Целью изобретения является повышение надежности работы электродвигателейпутем предотвращения перегрева изоляции обмотки возбуждения. Сигнал по току возбуждения с выходя датчика 11 тока возбуждения через максиселектор 9 поступает на квадратор 6. Выходной сигнал корректирлтощего компаратора . 10 в этом случае определяет|етнн «raB Ю

Взамен ранее изданного

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) (51) 4 H 02 Н 7/08, 5/04

;1д р ч

Qgj gV1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 824360 (21) 3982937/24-07 (22) 29 ° 11.85 (46) 15.06.87. Бюл. ¹ 22 (71) Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт тяжелого электромашиностроения Харьковского завода "Электротяжмаш им. В.И.Ленина (72) М.И.Аронов, В.В.Гамалей и Л.Я.Зариикая (53) 621.316.925(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 824360, кл. Н 02 Н 7/08, 1979. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ТЯГОВЫХ

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ОТ ПЕРЕГРЕВА (57) Изобретение относится к области электротехники и предназначено для тепловой защиты тяговых электродвигателей. Целью изобретения является повышение надежности работы электродвигателей путем предотвращения перегрева изоляции обмотки возбуждения, Сигнал по току возбуждения с выхода датчика 11 тока возбуждения через макси селектор 9 поступает на квадратор б.

Выходной сигнал корректирующего компаратора 10 в этом случае определяет1 31 7545 ся сигналом по току возбужцения с датчика 11 и переходит в состояние, противоположное режиму тяги. Сигнал, подаваемый на вход сумматора 7. с выхода компаратора 10, изменяет выход сумматора 7 на величину, пропорциональную разности сопротивлений якорной обмотки возбуждения для определенного уровня температуры. На соответствующие входы множителя 5 поступают сигналы, пропорциональные квадрату тока возбуждения с квадратора 6. и сопротивления нагретой обмотки возбуждения с выхода сумматора 7. ОдИзобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам для защиты тяговых электродвигателей от перегрева.

Цель изобретения — повьш ение надежности работы электродвигателей путем предотвращения перегрева изоляции обмотки возбуждения.

На чертеже представлена структур1 ная схема предлагаемого устройства.

Устройство содержит пороговый зле= мент 1, интегра ор 2, управляемый аттенюатор 3, сумматор 4, блок 5 умножения (множитель), квадратор 6, сумматор 7,,цатчик 8 температуры окружающей среды, максиселектор 9, один вход которого соединен с первым входом комнаратора 10 и с выходом датчика 11 тока возбуждения тяговьгх

20 электродвигателей, а второй вход со единен через максиселектор 12 с датчиками 13 якорного тока электродвигателей. Второй вход компаратора 10 соединен с выходом максиселектора

12. Выход компаратора 10 соединен с соответствующим входом интегратора

2 и с входами сумматоров 4 и 7, причем на второй вход сумматора 4 поступает сигнал от датчика расхода охлаждающего воздуха.

Устройство работает следующим образом.

В режиме тяги обмотки возбуждения тяговых электродвигателей тепловоза соединены последовательно с якорной обмоткой. Ток, протекающий через об-. новременно сигнал с комларатора 10 изменяет выходной сигнал сумматора 4 на постоянную величину, равную разности теплоотдачи оомотки возбуждения н якорной обмотки, вследствие чего сигналы, поступающие на вход интегратора, интегрируются с постоянной вре-мени, равной постоянной времени обмотки возбуждения "лектродвигателя.

При превышении сигнала о перегреве обмотки возбуждения заданной уставки срабатывает пороговый элемент 1, что приводит к повьппению степени охлаждения тяговых двигателей, 1 ил.

2 мотки возбуждения, равен якорному то-ку соответствующего электроцвигателя для режима полного поля или состав-ляет определенную часть якорного тока в режиме ослабленн:ого поля, когда обмотка возбуждения шунтируется ре-33 сторами ocJJ 16JJення поля .. В этом случае предлагаемое у-.тройство опре-. деляет перегрев якорной обмотки электродвигателя, „"ерез который протека наибольшю и токов параллельно вклю-ченных тяпoBblK электродвигателей для чего при помощи йаксиселектора 12 выделяется максимальный сигнал одно-" го из датчиков 1 якорного тока (дат"чики якорного тока устанавливаются в цепи каждого тягового электродвигателя). Датчик 11 тока возбуждения вырабатывает сигнал только в режиме реостатного торможения, когда все обмотки возбуждения соединены между собой и подключены к источнику регулируемого напряжения, Поэтому сигHBJ! с выхода датчика 11 ток= возбуждения, поступающий на соответствующие входы максиселектора 9 и корректирующего компаратора 10,. равен нулю. На вход квадратора 6 поступает сигнал через

MBKCHCQJIeKTQP 9 ". HbrXOPH. iGKCHCBJIEK тора 12. На выходе квадратора 6 сигнал пропорционален квзцрату макси=мального из якорных токов тяговых электродвигателей, Уровень выхода корректирующего компаратора 10 при отсутствии сигнала с выхода датч .:ка 11 " îê,à нозбужцения

3 131 7 соответствует алгоритму расчета перегрева якорной сбмотки наиболее загруженного электроцвигателя и подается на соответствующие входы интегратора

2, сумматоров 7 и 4.

Блок 5 умножения производит перемножение сигналов квадратора 6 и сумматора 7, его входной сигнал пропорционален потерям в меди якорной обмотки. Учет температуры окружающей среды осушествляется при помощи сумматора 7, для чего на его входы поступают сигналы, один из которых пропорционален перегреву (с выхода интегратора 2), другой — температуре ок- i5 ружающей среды, определяемой датчиком

8 термометра сопротивления, который размещается в вентиляционном канале.

На третий вход сумматора 7 поступает сигнал с выхода компаратора 10 и воз- Zp действует на сумматор 7 таким образом, что его выходной сигнал пропорционален сопротивлению якорной обмотки нагретого электродвигателя

25 где К„, — сопротивление якорной обмотки в нагретом состоянии;

R,„ — сопротивление якорной об- 3р мотки при температуре окружающей среды

R, — сопротивление якорной обмотки при температуре окружающей среды 0 С, 35

0c — темпер атурный коэффициент сопротивления меди, с — перегрев якорной обмотки по сравнению с температурой окружающей среды. 40

Сигнал обратной связи интегратора

2 подается на его вход через аттенюатор 3, управляемый напряжением с выхода сумматора 4, величина которого связана с расходом охлаждающего воздуха или с позицией контроллера машиниста. Выходное напряжение компаратора,10, подаваемое на другой вход сумматора 4, определяет на выходе последнего напряжение, IIpoIIOpIIHOHaJIb-5p ное удельной теплоотдаче якоря. Таким образом, с выхода аттенюатора 3 на вход интегратора 2 подается сигнал, обратный по знаку потерям в меди, пропорциональный теплоотдаче якоря.

Соответ< твующий вход интегратора 2 соединен с выходом корректирующего компаратора 10, что определяет интегрирование входных сигналов интегра545 4 тора с. постоянной времени, равной постоянной времени якорной обмотки тягового электродвигателя. Таким образом, в тяговом режиме устройство с предлагаемой структурой вычисляет и контролирует уровень перегрева якорной обмотки наиболее нагруженного тягового электродвигателя.

В режиме реостатного торможения последовательно соединенные обмотки возбуждения получают питание от регулируемого преобразователя. Датчик

11 тока возбуждения стоит в цепи обмоток возбуждения. На выходе образуется сигнал, пропорциональный величине тока возбуждения. Этот сигнал поступает на соответствующие входы максиселектора 9 и корректирующего компаратора 10. Когда ток в обмотках возбуждения не превышает по величине якорный ток наиболее нагруженного электродвигателя, через максиселектор 9 на вход квадратора 6 поступает сигнал, соответствующий наибольшему якорному току. Выходной сигнал корректирующего компаратора 10 соответ" ствует уровню, при котором вычислительное устройство рассчитывает величину перегрева якорной обмотки тягового электродвигателя по укаэанному алгоритму режима тяги.

В режиме, когда ток возбуждения превышает величину наибольшего якорного тока, устройство работает следующим образом.

Сигнал по току возбуждения с выхода датчика 11 тока возбуждения через максиселектор 9 поступает на квадратор 6, сигнал ча выходе которого пропорционален квадрату величины тока возбуждения. Выходной сигнал корректирующего компаратора 10 в этом случае определяется сигналом по току возбуждения с датчика 11 и переходит ,в состояние, противоположное режиму тяги. Такое изменение выхода компаратора 10 переводит устройство опре-. деления перегрева якорной обмотки тягового электродвигателя на алгоритм вычисления перегрева обмотки возбуждения тягового электродвигателя. Сигнал, подаваемый на вход сумматора 7 с выхода корректирующего компаратора 10, изменяет выход сумматора 7 на величину, пропорциональную разности сопротивлений якорной обмотки возбуждения для определенного уровня температуры. Таким образом, на выходе сумматора 7 получаем сиг1311545 нал, пропорционапьный сопро гивлению нагретой обмотки возбуждения. — R„) +gR гое где гав сопротивление обмотки воз- . буждения в нагретом состоянии„ сопротивление якорной обмотки в нагретом состоягде В „ — ypånüíaÿ теплоотдача обмотки возбукдения, В„ — удельная теплоотдача якорной обмотки;

h B — разность между величиной удельной теплоотдачи обмо -.:— ки возбу>кдения и якорной обмотки для определенного расхода охлаждающего воздуха, Кроме того„ выходной сигнал воздействует на вхоц интегратора 2 *аким образом, что сигналы, пропорциональные потерям в меди обмотки возбуждения двигателя и теплоотдача обмотки Возбуждения, поступающие на вход интегратора 2, интегрируются с постоянной Времени. равной постоянной, 55 времени обмотки возбуждения электродвигателя. Изменение постоянной времени интегратора в реальном электронном моделирующем устройстве для анании;

6К вЂ” разность между величино.".сопротивления якорной обмотки и обмотки возбуждения.

На соответствующие входьР множителя

5 поступают сигналы, пpoIIoI>ITHQIIBJTüные квадрату тока возбуждения электродвигателей с квадратора 6 и сопротивления нагретой обмотки возбуждения с Выхоца сумматора 7. Сигнал на выходе множителя 5, пропорционален потерям в меди обмотки возбуждения.

Одновременно с этим Выходной curiIan с выхода корректирующего компара- g5 тора изменяет выходной сигнал сумматОр а 4 на пОстоянную Величину, р авную разности теплоотдачи обмотки возбу>кцепия и якорной обмотки при одном и том же расходе охлаждающего Воздуха.

Таким образом, с выхода сумматора 4 на соответствующнй вход аттенюатора

3 подеется Величина, пропорциональная удельной Tеплоотдаче Обмотки Возбуi< дения тягового электродвигателя

?5

В =В -ЬВ, логового интегратора осуществляется подключением дополнительной интегрир,ющей емкости, а для интегратора, выполненного на цифровых элементах, Выполняется изменением частоты выходных импульсов задающего генератора.

В результате произведенных изменений в алгоритме вычисления сигнал, образующийся на выходе интегратора 2, пропорционален. величине перегрева обмотки возбуждения электродвигателя, которая в указанном режиме является

В отношении перегрева лимитирующим элементом. При превышении сигнала о перегреве обмотки возбуждения задан,ной уставки срабатывает пороговый элемент 1 (триггер), что приводит к повышению степени охлаждения тяговых двигателей. !

Предлагаемое устройство позволяет повысить надежность защиты тяговых электродвигателей от перегрева, предотвращая перегрев изоляции обмоток возбуждения сверх допустимого в тяжельгх режимах эксплуатации.

Формула и з о б р е т е н и я

Устройство для защиты тяговых электродвигателей от перегрева по авт. св. Р 824360, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы электродвигателей путем предотвращения перегрева изоляции обмотки возбуждения, В него дополнительно введены второй максиселектор, датчик тока возбуждения тяговых электродвигателей, корректирующий компаратор и второй сумматор, один вход которого предназначен для подключения к датчику расхода охлаждающего воздуха, второй вход соединен с выходом компаратора, с третьим входом первого сугжатора и с Вторым.

Входом интегратора, а выход соединен с входом управления аттенюатора, выход первого максиселектора соединен с первым входом компаратора и с перВым ВхОдОм BTo1>oi О максиселектора второй вход которого соединен с выходом датчика тока возбуждения тяговых электродвигателей и вторым входом компаратора, выход второго максиселектора соединен с входом квадратора.

Устройство для защиты тяговых электродвигателей от перегрева Устройство для защиты тяговых электродвигателей от перегрева Устройство для защиты тяговых электродвигателей от перегрева Устройство для защиты тяговых электродвигателей от перегрева 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электро технике, в частности к устройствам защиты тягового электрооборудования

Изобретение относится к электротехнике , в частности к релейной защите

Изобретение относится к области электротехники и предназначено для защиты от перегрева электроустановок, Цель изобретения - повышение точности контроля превышения температуры при изменении интенсивности вентиляции

Изобретение относится к электро технике, в частности к релейной защите

Изобретение относится к электротехнике , а именно к защитам электродвигателей от аварийных токов, и может быть использовано в электроприводах , содержащих двигатели с постоянными магнитами и тиристорные преобразователи

Изобретение относится к области электротехники, ё частности к защите электроустановок от анормальных режимов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты трехфазной электроустановки от несимметричных режимов

Изобретение относится к области электротехники , в частности к релейной защите, и может быть использовано для защиты трехфазного асинхронного электродвигателя от работы на двух фазах

Изобретение относится к области электротехники, ё частности к защите электроустановок от анормальных режимов

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для защиты электродвигателей от перегрузки

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для защиты электродвигателей от перегрева

Изобретение относится к электроте.хнике, в частности к устройствам релейной защиты погружных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники, в частности к устройствам для тепловой защиты электрических аппаратов, и является дополнительным к изобретению, описанному в авт.св

Изобретение относится к области; электротехники и может быть использовано для защиты электродвигателей от перегрева

Изобретение относится к электротехнике , в частности к релейной защите электроустановки от перегрузки , и может быть использовано при испытании электрических машин без отключения их от сети

Изобретение относится к электротехнике , в частности к устройствам для защиты электрического двигателя от перегрева в режиме частых пусков
Наверх