Двухдисковое сцепление

 

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для передачи вращения. Целью изобретения является повышение надежности путем уменьшения подвижных элементов, увеличение стабильности характеристик упругих элементов за счет улучшения их теплоизоляции от теплового потока в зоне трения, а также путем исключения влияния действия центробежных сил и обеспечения компенсации сил трения , связанных с перемещением среднего диска. Средний диск (СД) 2 расположен между опорным диском (Д) 1 и нажимным Д 3. В пазах 13 СД 2 закреплены пальцы 14, например, из пластмассы. На них смонтированы пружины кручения (ПК) 15 и 16, концы которых взаимодействуют с неподвижными упорами 21 опорного 1 и нажимного Д 3. При отключении сцепления ПК 15 и 16 устанавливают СД 2 на одинаковом расстоянии от Д 1 и 3, образуя между ними и ведомыми гарантированные зазоры. Установка ПК 15 и 16 в углублении 17 СД 2 на пальцах 14 и размещение их концов в радиальных пазах упоров 21 и 24 позволяет стабилизировать их характеристики и повысить чистоту выключения сцепления в эксплуатации. 3 З.П., ф-лы, 7 ил. (О ел ,; со ГчЭ О СП СП 4 Фиг.2

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5и4 F 16 D 13 69

Див. 2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3971988/27-27 (22) 14.10.85 (46) 30.06.87. Бюл. № 24 (71) Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (72) Л. А. Румянцев (53) 681.825.54 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 576453, кл. F 16 D 13/40, 1973.

Патент США № 2349996, кл. 192 — 70.28, 1965. (54) ДВУХДИСКОВОЕ СЦЕПЛЕНИЕ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения. Целью изобретения является повышение надежности путем уменьшения подвижных элементов, увеличение стабильности характеристик упругих элементов за счет улучшения их теплоизоляции от теп„„SU„„1320554 А1 лового потока в зоне трения, а также путем исключения влияния действия центробежных сил и обеспечения компенсации сил трения, связанных с перемещением среднего диска. Средний диск (СД) 2 расположен между опорным диском (Д) 1 и нажимным

Д, 3. В пазах 13 СД, 2 закреплены пальцы

14, например, из пластмассы. На них смонтированы пружины кручения (ПК) 15 и 16, концы которых взаимодействуют с неподвижными упорами 21 опорного 1 и нажимного

Д 3. При отключении сцепления ПК 15 и 16 устанавливают СД 2 на одиьаковом расстоянии от Д 1 и 3, образуя между ними и ведомыми гарантированные зазоры. Установка

ПК 15 и 16 в углублении 17 СД 2 на пальцах

14 и размещение их концов в радиальных пазах упоров 21 и 24 позволяет стабилизировать их характеристики и повысить чистоту выключения сцепления в эксплуатации.

3 з.п., ф-лы, 7 ил.

1320554

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения.

Целью изобретения является повышение надежности путем уменьшения подвижных элементов, увеличения стабильности характеристик упругих элементов за счет улучшения их теплоизоляции от теплового потока в зоне трения, а также путем исключения влияния действия центробежных сил и обеспечения компенсвации сил трения, связанных с перемещением среднего диска.

На фиг. 1 показано двухдисковое сцепление, продольный разрез; на фиг. 2 — вид

А на фиг. 1; на фиг. 3 — установка пальца в среднем диске сцепления; на фиг. 4— упор пружины; на фиг. 5 — вариант выполнения упоров для пружин; на фиг. 6— упор пружины по фиг. 5; на фиг. 7 — разрез

Б — Б на фиг. 5.

Двухдисковое сцепление содержит опорный диск 1, средний диск 2 и нажимной диск

3, между которыми установлены ведомые фрикционные диски 4 и 5.

На опорном диске 1 закреплен кожух 6 с помощью болтов 7 (фиг. 2). Между кожухом 6 и кольцевым выступом 8 нажимного диска 3 установлена предваритльно сжатая диафрагменная пружина 9, что обеспечивает получение момента трения между опорным диском 1 и ведомыми дисками 4 и 5. На диафрагменной пружине 9 расположено выключающее устройство 10 Средний диск 2 имеет выступы 11 и 12, образующие паз 13. В выступах 11 и 12 имеются тангенциально расположенные отверстия, в которые вставлен палец 14. На палец 14 свободно надеты две однотипные пружины кручения 15 и 16.

В собранном сцеплении выступы 11 и 12 расположены в углублении 17 опорного диска

1, вследствие чего предотвращается возможность выпадения пальца 14.

Один конец 18 пружины кручения 15 упирается в средний диск 2, а другой конец 19 этой пружины расположен в радиальном пазу 20 упора 21, неподвижно установленного на нажимном диске 3.

Аналогично один конец 22 пружины кручения 16 упирается в средний диск 2, а другой конец 23 — в упор 24, установленный на опорном диске 1. 3а счет пазов 20, выполненных в упорах 21 и 24, осуществляется осевая фиксация пружин кручения

15 и 16 вдоль пальца 14, предотвращая их контакт с нагретыми частями среднего диска 2.

Сцепление, представленное на фиг. 5, содержит упоры 25 и 26 Г-образной формы, хвостовик 27 которых вставлен в отверстие

28 опорного диска и нажимной диск 3. Свободный конец упора 25 имеет радиально расположенную щеку 29, которая вставлена в дополнительный паз 30 опорного диска 1 и предотвращает прокручивание упора 25.

Аналогичный упор 26 может быть расположен на нажимном диске 3. Точка контакта конца 23 пружины кручения 16 с упором 25 и точка контакта конца 18 пружины 15 с упором 26 вынесены за наружную боковую поверхность опорного диска 1. При этом расстояние «а» вдоль оси сцепления от указанной точки контакта конца 23 в упор 25 до центра пальца 14 меньше расстояния «в» до точки контакта конца 18 другой пружины с упором 26.

Палец 14, на котором расположены пружины кручения 15 и 16, может быть выполнен пустотелым или из материала, имеющего низкий коэффициент теплопроводности, например из пластмассы (фиг. 5).

Сцепление работает следующим образом.

В положении, представленном на фиг. 1, диафграменная пружина 9, воздействуя осевой силой на кольцевой выступ 8, сжимает ведомые фрикционные диски 4 и 5 между опорным диском 1, средним 2 и нажимным

3 дисками. 3а счет этого сцепления может передавать с опорного 1 на ведомые диски

4 и 5 определенную расчетную величину крутящего момента, т.е. сцепление включено.

При перемещении выключающего устройства 10 вправо диафрагменная пружина

9 прогибается и перестает воздействовать на кольцевой выступ 8.

Нажимной диск 3 вслед за прогибом диафрагменной пружины 9 также перемещается вправо с помощью устройств или пружин, которые обшеизвестны (не показаны).

Под действием предварительно сдеформированных пружин кручения 15 и 16 диск 2 также перемещается вправо и занимает среднее положение между опорным 1 и нажимным 3 дисками, т.е. делит зазор, образовавшийся отходом вправо нажимного диска 3, пополам. За счет этого каждый из ведомых дисков 4 и 5 оказывается расположенным с зазором соответственно относительно соседних дисков 1, 2 и 2, 3.

В описанном положении сцепление не передает крутящий момент от опорного диска

1 на ведомые диски 4 и 5, т.е. оно находится в выключенном состоянии.

Разводное устройство сцепления состоит из трех типоразмеров простых по конструкции деталей (палец 14, пружина кручения

15 и упор 21). В сцеплении пружины кручения 15 и 16 защищены от нагрева большими потоками тепла, выходящего из среднего диска 2, так как не имеют с ним большой контактной поверхности. Поэтому температурный режим работы пружин кручения 15 и 16 сравнительно невысок. Это предотвращает тепловую осадку пружин 15 и 16, что гарантирует сохранение их характеристик в эксплуатации, а следовательно, работоспособность сцепления.

Сборка среднего диска 2, т.е. установка на нем пружин кручения 15 и 16 и пальца 14, является достаточно простой операцией.

1320554 фиг. 1

После монтажа диска 2 на опорном диске

1 боковые стенки углубления 17 предотвращают возможность выскакивания пальцев

14, в результате чего не требуется установка специальных контрящих устройств.

Массы пружин кручения 15 и 16 незначительны, что существенно снижает силы трения, и следовательно, повышает четкость выставления диска 2 между дисками 1 и 3 при включении сцепления.

Работа сцепления по фиг. 5 аналогична работе сцепления по фиг. l. Перемещение среднего диска 2 вправо при выключении сцепления связано с преодолением определенной силы трения, возникающей на выступах 11 и 12 вдоль углубления 17.

Выполнение расстояния «а» меньше «в» обеспечивает получение на пружине 16 большей предварительной деформации, чем на пружине 15. При выключении сцепления вариант по фиг. 5 обеспечивает более четкое выставление диска 2 между диском 1 и нажимным диском 3. Вынесение точки контакта концов 23 и 18 за наружный диаметр опорного диска 1 улучшает охлаждение пружин 15 и 16 и позволяет уменьшить наружный диаметр опорного диска и тем самым снизить металлоемкость сцепления.

Выполнение пальца 14 пустотелым или из материала с низкой теплопроводностью дополнительно снижает температурный режим работы пружин кручения 15 и 16.

Формула изобретения

1. Двухдисковое сцепление, содержащее нажимной диск с упором, опорный диск с неподвижным упором, средний диск, расположенные между ними ведомые диски и упругие элементы, связанные с опорным, нажимным и средним дисками, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено пальцами, тангенциально установленными в выполненных по периферии среднего диска пазах, упругие элементы выполнены в виде пружин кручения, попарно смонтированных на пальцах, упоры нажимного и опорного дисков выполнены с радиальными пазами, одни концы пружин 5 расположены в радиальных пазах, а другие установлены с упором в средний диск, при этом упор нажимного диска установлен неподвижно.

2.Сцепление по и. 1, отличающееся т л, что упоры выполнены Г-образными с выступающими за наружную боковую поверхность свободными концами, расположенными в дополнительных выполненных на нажимном н опорном дисках со стороны среднего диска пазах, а радиальные пазы расположены на свободных концах упоров.

3. Сцепление по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что, расстояние по оси пружины кручения в опорный диск меньше расстояния от него до точки упора прух нны кручения в нажимной диск.

30 4. Сцепление по пп. 1 — 3, отличающееся тем, что пальцы выполнены из пластмассы.

1320554

28

Ч иг. 5

Б — Б

4U2, 7

Составитель И. Лукина

Редактор Н. Горват Техред И. Верес Корректор С. Черни

Заказ 2641/39 Тираж 811 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Двухдисковое сцепление Двухдисковое сцепление Двухдисковое сцепление Двухдисковое сцепление 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к транспортному машиностроению, и может быть использовано в муфтах сцепления для регулирования положения дисков

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к управляемым муфтам сцепления и предназначено для установки в многоскоростных коробках передач самоходных машин различного назначения

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для пере17 18 / /// 7 1 8 3 10 дачи или торможения вращения

Изобретение относится к машиностроению , в частности к двухдисковым включаемым фрикционным .муфтам, и .может быть использовано на тракторах, автомобилях и других транспортных средствах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в трансмиссиях машин и станков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к муфтам сцепления и может быть использовано в судовых реверс-редукторах

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для передачи крутящего или восприятия тормозного моментов
Наверх