Механизм ориентирования

 

Цель изобретения - повышение т.очности ориентирования и удобства эксплуатации. Механизм ориентирования содержит корпус 1, ложемент 3, обойму 4, шаровой шарнир 6. Поставленная цель достигается тем, что ложемент 3 состоит из сегментов 7, 8, 9, наружные поверхности 10 которых вьшолнены с наклоном относительно продольной оси 2 механизма, а внутренние поверхности 11, 12 сегментов 7, 8, 9, сопряженные с обоймой 4, вьтолнены у сегмента 7 сферическими, а у сегментов 8, 9 - цилиндрическими, обойма 4 снабжена радиальными выступами 13, 14, при этом в корпусе 1 и в сегменте 7 установлены регулировочные винты 17, 18 соответственно с коническим утолщением 19 сопряжений с наклонной наружной поверхностью 10 сегмента 7, и сопряженными своими сферическими торцами 20 с выступами 13, 14 обоймы 4. 3 ил. 75г; 20 а 17 19 оо ю о 00 00

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) (SD4 G 05 G 11 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1t гз

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4033885/24-24 (22) 04.03.86 (46) 30.07.87. Бюл. И 28 (72) А.В. Щульженко. Е.П. Рябинов, Ю.В. Петренко и С.В. Рыбальченко (53) 621.327(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 467708, кл. H 04 J 5/64, 1975.

Авторское свидетельство СССР

У 780678, кл. Н 01 N 29f48, 1980. (54) ИЕХАНИЗМ ОРИЕНТИРОВАНИЯ (57) Цель изобретения — повышение точности ориентирования и удобства эксплуатации. Механизм ориентирования содержит корпус 1, ложемент 3, обойму 4, шаровой шарнир 6. Поставленная цель достигается тем, что ложемент 3 состоит из сегментов 7, 8, 9, наружные поверхности 10 которых выполнены с наклоном относительно продольной оси 2 механизма, а внутренние поверхности 11, 12 сегментов 7, 8, 9, сопряженные с обоймой 4, выполнены у, сегмента 7 сферическими, а у сегментов 8; 9 — цилиндрическими, обойма 4 снабжена радиальными выступами 13, 14, при этом в корпусе 1 и в сегменте 7 установлены регулировочные винты 17, 18 соответственно с коническим утолщением 19 сопряжений с наклонной наружной поверхностью 10 сегмента 7, и сопряженными своими сферическими торцами 20 с выступами 13, 14 обоймы 4.

3 ил.

1327083

Йеханизм ориентирования, содержащий корпус с установленными в нем с возможностью радиальных перемещений относительно продольной оси механизма ложементом и обоймой ориентируемого элемента, сопряженными между собой с помощью шарового шарнира, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности и удобства эксплуатации, ложемент состоит иэ размещенных по окружности обоймы сегментов,.наружные поверхности которых выполнены с наклоном относительно продольной оси механизма, а внутренние поверхности сегментов, соединенные с обоймой, выполнены у одного сегмента сфеРической, а у двух других сегментов, размещенных под прямым углом относительно друг друга цилиндрическими, обойма снабжена радиИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах управления.

Цель изобретения — повышение точ5 ности и удобства эксплуатации.

На фиг. 1 изображено устройство, общий вид; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг. 1. 10

Механизм ориентирования содержит корпус 1 с установленными в нем с возможностью радиальных перемещений относительно продольной оси 2 механизма ложементом 3 и обоймой 4 ориен- 15 тируемого элемента 5, сопряженными между собой с помощью шарового шарнира 6.

Ложемент 3 состоит из размещенных по окружности обоймы 4 сегментов 7-9, 20 наружные поверхности 10 которых выполнены с наклоном относительно продольной оси 2 механизма, а внутренние поверхности 11 и 12 сегментов 7-9 сопряженные с обоймой 4, выполнены у одного сегмента 7 сферической 11 а у двух других сегментов 8 и 9, размещенных под прямым углом относительно друг друга, — цилиндрическими 12.

Обойма 4 снабжена радиальными высту- 30 пами 13 и 14, оси 15 которых взаимно перпендикулярны и пересекаются в центре 16 сферической поверхности 6 обоймы 4, при этом в корпусе 1 и в сегменте 7 со сферической поверхностью установлены параллельно продольной оси 2 механизма регулировочные винты 17 и 18 соответСтвенно с коническим утолщением

19 сопряжений с наклонной наружной поверхностью 10 .сегмента, и с сфери- 40 ческими торцами 20, сопряженными с выступами 13 и l4 обоймы 4, à сегмент 7 со сферической поверхностью 11 подпружинен относительно корпуса 1 к сегментам 8 и 9 с цилиндрической поверхностью 12 через обойму 4 с помощью пары упругих элементов — пластинчатьц пружин 21. Выступы 13 и 14 поджаты пружинами 22 с тарировочными винтами 23. 50

Механизм .ориентирования работает следующим образом.

При вращении винта 17 сегментов 8 и 9 коническое утолщение 19 последних, перемещаясь параллельно продольной оси 2, корпуса 1, заставляет сегменты

8 и 9 перемещаться вдоль осей 15, а тем самым обойму 4 с элементом 5, лежащую в сегменте 7, — во взаимно перпендикулярных радиальных направлениях, преодолевая усилие пластинчатых пружин 21, действие которых исключает люфты в передаче винт 17.— ложемент 3 — обойма 4.

При вращении винтов 18 сферический торец 20 последний, воздействуя на выступы 13 и 14 обоймы 4, заставляет обойму 4 с элементом 5 наклоняться в ложементе 3 относительно взаимно перпендикулярных осей 15. Противодействующее усилие пружин 22 исключает люфты в резьбовых парах. Регулировка требуемого усилия пружин 22 обеспечивается тарировочными винтами 23.

Если требуется жесткая фиксация обоймы 4 с элементом 5 в корпусе 1, она может осуществляться винтом 17 обоймы 4 путем завинчивания его до упора коническим утолщением 19 в наружные скосы 10 сегмента 7, благодаря чему обойма 4 и сегменты 7 жестко заклинивают между винтами 17.

При этом обойма 4 с ориентируемым элементом 3 фиксируется не только от радиальных перемещений,но и от наклонов, так как все три сегмента 7-9, разнесенные по окружности обоймы 4, жестко замыкаются на несущий корпус 1 через винты 17 с коническим утолщением 19, что обусловливает резкое возрастание момента от сил трения между контактными поверхностями шарового шарнира 6.

Формула и э о б р е т е н и я альными выступами; осН которых взаимно перпендикулярны и пересекаются в центре сферической поверхности обоймы, при этом в кор усе и в сегменте со сферической поверхностью установлены параллельно продольной оси механизма регулировочные винты соответственно с коническим утолщением сопряжений с наклонной наружной поверхностью сегмента, и с .сферическими торцами, сопряженными с выступами обоймы, а сегмент со сферической поверхностью подпружинен относительно корпуса к сегментам с цилиндрической поверхностью через обойму с помощью пары упругих элементов.

1327083

Состааитель В. 11уханов ехред Кранчук

Корректор Л. Патай

Редактор Е. Колча

Заказ 3389/44 1ираж 863

ВНИИЛИ Государстненного комитета СССР по делам изобретений и,>ткрнтий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, г. ужгород, ул. Проектная, 4

Механизм ориентирования Механизм ориентирования Механизм ориентирования Механизм ориентирования 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при разработке устройств задания прецизионных углового и осевого положений юстируемого объекта

Изобретение относится к области автоматического управления

Изобретение относится к электродистанционным системам управления

Изобретение относится к тросовым приводам для торможения обоих колес мотоцикла

Изобретение относится к машиностроению и позволяет ориентировать крупногабаритные объекты с целью задания прецизионного углового и осевого положений

Изобретение относится к системам управления динамическими объектами, управляемыми одновременно двумя операторами с помощью рычагов управления, не связанных механически, и позволяет обеспечить операторов тактильной информацией о величине рассогласования управляющих воздействий от рычагов управления, что дает возможность каждому оператору своевременно определять момент вмешательства другого оператора в управление и при необходимости синхронизировать управляющие воздействия операторов

Изобретение относится к точному приборостроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах управления

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для получения точных угловых микроперемещений

Изобретение относится к приборным устройствам и может быть использовано для измерения параметров газовых потоков в проточных частях газотурбинных установок, центробежных и осевых компрессоров, турбин и т

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в стендовом оборудовании для обеспечения заданных прецизионного углового и осевого положения объекта

Изобретение относится к машино строению, и может быть использовано 3 Vt в системах управления и регулирования
Наверх