Устройство для измерения крутящего момента

 

Изобретение относится к измерительной технике и позволяет расширить функциональные возможности устройства путем Ft обеспечения независимого измерения угла закручивания вала и изменения его длины. Механизм преобразования угла поворота сечений вала в линейные перемещения выполнен в виде стержней 2 и 3. На внутренней поверхности неподвижного относительно корпуса 4 стержня 3 выполнен паз 8, вдоль которого уложен высокоомный проводник измерителя 7 перемещений шарика 9. Взаимный поворот сечений вала 1 определяется по изменению электросопротивления цепи И, вызываемому изменением расстояния между контактом 10 и щариком 9 при взаимном повороте стержней 2 и 3. На одних концах стержней 2 и 3 имеются цилиндрические прямозубые шестерни 5 и 6 с коэф. передачи, равным единице, соединяюшие их с упругим валом 1. 1 ил. (@ (Л 00 N3 00 О5 о 00 ш

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (504 GOI L3 04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3970079/24-10 (22) 28.10.85 (46) 07.08.87. Бюл. № 29 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и нститут горной геомеханики и маркшейдерского дела (72) Е. В. Лодус (53) 531.781(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 798517, кл. G OI 1 3/04, 1981.

Авторское свидетельство СССР № 1267178, кл. G 01 L 3/04, 1985. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ

КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА (57) Изобретение относится к измерительной технике и позволяет расширить функциональные возможности устройства путем

„„SU„„1328693 А 1 обеспечения независимого измерения угла закручивания вала и изменения его длины.

Механизм преобразования угла поворота сечений вала в линейные перемещения выполнен в виде стержней 2 и 3. На внутренней поверхности неподвижного относительно корпуса 4 стержня 3 выполнен паз 8, вдоль которого уложен высокоомный проводник измерителя 7 перемещений шарика 9. Взаимный поворот сечений вала 1 определяется по изменению электросопротивления цепи 11, вызываемому изменением расстояния между контактом 10 и шариком 9 при взаимном повороте стержней 2 и 3. На одних концах стержней 2 и 3 имеются цилиндрические прямозубые шестерни 5 и 6 с коэф. передачи, равным единице, соединяющие их с упругим валом I. 1 ил.

1328693

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к устройствам для измерения крутящего момента по измерению угла закручивания сечений вращающегося вала.

Целью изобретения является расширение функциональных возможностей путем обеспечения независимого измерения угла закручивания вала и изменения его длины.

На чертеже представлена схема предлагаемого устройства.

Устройство содержит упругий вал 1, механизм преобразования угла поворота сечений вала в линейные перемещения, выполненный в виде двух стержней 2 и 3, установленных в корпусе 4 параллельно оси вала 1 и имеющих на одних концах цилиндрические прямозубые шестерни 5 и 6 с коэффициентом передачи, равным единице, для соединения с концами упругого вала 1.

Стержень 2 выполнен подвижным относительно корпуса 4 в осевом направлении и имеет резьбу на конце. Устройство содержит также измеритель 7 перемещений.

Стержень 3, неподвижный относительно корпуса 4, выполнен полым и на внутренней поверхности в полости имеет паз 8. Подвижный стержень 2 входит в полость неподвижного стержня 3. Между витками резьбы стержня 2 в пазу 8 неподвижного стержня 3 размегцен шарик 9. На торце подвижного стержня 2 на изоляторе без возможности вращения относительно корпуса закреплен электрический контакт 10, размещенный в пазу 8. Измеритель 7 перемегцений выполнен в виде высокоомного проводника, уложенного вдоль паза 8 и контактируюгцего с электрическим контактом 10 и шариком 9 так, что измерительный прибор (не показан) включен в две измерительные цепи, одна из которых замыкается через контакт 10 (цепь 1), а другая — через контакт 10 и шарик 9 (цепь II). На валу 1 размещены шестерни 11, с которыми взаимодействуют шестерни 5 и 6, снабженные ограничительными дисками 12 для перемещения шестерен 5 и 6 вместе с шестернями 11 в осевом, направлении. Для измерения деформации вала на различных базах он снабжен дополнительной шестерней 13.

Устройство работает следующим образом.

При вращении вала 1 шестерни 11 врагцают шестерни 5 и 6 и стержни 2 и 3 относительно корпуса 4. Стержни 2 и 3 вращаются в одном направлении и с одинаковыми скоростями. При появлении крутящего момента на валу .1 происходят взаимный поворот сечений вала на уровне размещения шестерен 11 и изменение длины вала на участке между этими шестернями. Г1ри возникновении поворота сечений шестерни 5 и 6 поворачиваются друг относительно друга на такой же угол, что приводит к взаимному повороту стержней 2 и 3. Г1ри повороте стержня 2 относительно стержня 3 резь5

55 ба стержня 2 перемещает шарик 9 вдоль паза 8 на расстояние, пропорциональное шагу резьбы и углу поворота стержней.

Электроконтакт 10 при этом своего положения в пазу 8 не меняет. Происходит изменение расстояния между контактом 10 и шариком 9, что вызывает пропорциональное изменение электросопротивления цепи II, которое определяется длиной высокоомного проводника на участке между контактом и шариком. По изменению электросопротивления цепи 11 определяют взаимный поворот сечений вала с учетом шага резьбы винта 2.

При возникновении осевых деформаций вала 1 шестерни 5 и 6 перемещаются в осевом направлении друг относительно друга вместе с шестернями 11, происходит взаимное перемещение в осевом направлении стержней 2 и 3. Осевые перемещения стержня 2 вдоль полости стержня 3 не изменяют взаимного расположения шарика 9 и контакта 10, поэтому сигнал об изменении углов поворотов сечений отсутствует, но при этом изменяется положение контакта 10 относительно конца высокоомного проводника 7.

Происходит изменение электросопротивления цепи II, измеряющей сопротивление от конца проводника 7 в месте выхода его из паза 8 в месте расположения шестерни 6 до электроконтакта 10. Изменение электросопротивления цепи 1 пропорционально осевому перемещению стержня 2 относительно стержня 3, равному осевой деформации вала 1.

Для производства таких же измерений на новой базе шестерню 5 вводят во взаимодействие с шестерней 13. При этом стержень 2 вдвигается в полость стержня 3 и измерения производится описанным способом, но с другим нулевым отсчетом электросопротивления цепи I.

Электроконтакт 10 располагается на подшипнике, закрепленном винтом на торце стержня 2, и может быть выполнен также в виде шарика диаметром, равным диаметру шарика 9. Длина резьбы на стержне 2 выбирается из потребного предела измерения углов взаимного закручивания стержней из условия, что для регистрации угла закручивания на 360 требуется один виток резьбы.

Шагом резьбы задается чувствительность измерений угла закручивания. Высокоомный проводник 7 изготавливают из константана, нихрома манганина, никелина, реотана или других высокоомных проводников, используемых для намотки реостатных датчиков.

Для обеспечения работоспособности электроцепей стержень 3 изготавливают из диэлектрика или покрывают полость паза изолирующим покрытием, стержень 2 в таком варианте может служить проводником цепи 11.

Предложенное устройство позволяет производить измерения не только углов закру1328693

Составитель Э. Шумилова

Редактор О. Юрковецкая Техред И. Верес Корректор И. Муска

Заказ 3477/45 Тираж 776 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

I I 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4!5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 чивания вращающегося вала, но и осевых деформаций вращающегося вала, причем измерения обоих параметров могут производиться на различных базах. Такие возможности устройства значительно расширяют область его применения. Так, устройство позволяет измерять не только крутящие моменты по закручиванию сечений тарированного упругого вала, но и углы закручивания и осевые деформации рабочих валов машин и механизмов при изучении их работоспособности, при испытаниях их на механических прессах. Возможность производить измерения на различных базах позволяет получать полные эпюры распределения угловых и линейных деформаций при нагружении валов крутящим моментом, осевой силой, при температурных изменениях длины валов.

Формула изобретения

Устройство для измерения крутящего момента, содержащее упругий вал, механизм преобразования угла поворота сечений вала в линейное перемещение, выполненный в виде двух стержней — подвижного и неподвижного, установленных в корпусе параллельно оси вала и имеюгцих на одних концах цилиндрические прямозубые передачи с коэффициентом передачи, равным единице, соединяющиеся с концами упругого вала, причем один из стержней выполнен подвижным относительно корпуса в осевом направлении и имеет на другом конце резьбу, измеритель перемещения стержней, отличаюи4ееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, стержень, неподвижный относительного корпуса, выполнен полым, на его внутренней поверхности выполнен продольный паз, в котором между витками резьбы подвижного стержня размещен шарик и смонтирован измеритель перемещений шарика.

Устройство для измерения крутящего момента Устройство для измерения крутящего момента Устройство для измерения крутящего момента 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения деформации кручения образцов при механических испытаниях

Изобретение относится к силоизмерительной технике и позволяет повысить точность измерений в широком диапазоне нагрузок

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и позволяет повысить точность воспроизведения заданных усилий

Изобретение относится к измерительной технике и позволяет повысить точность измерений за счет исключе3 rf ния влияния изменения длины вала и расширить диапазон измерений

Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использовано при снятии механических характеристик приводов

Изобретение относится к измерительной технике и позволяет повысить надежность путем увеличения изгибной жесткости упругого элемента

Изобретение относится к измерительной технике и позволяет повысить точность и расширить функциональные возможности устройства
Изобретение относится к бесконтактному измерению величины механического момента, передаваемого вращающимся валом, и может быть использовано для оценки эффективности работы двигателей силовых приводов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения параметров вращающихся валов, таких как напряжение, деформация, а также крутящих моментов и мощности на валах

Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использовано для измерения крутящего момента, передаваемого вращающимися валами различных объектов

Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использовано для контроля срабатывания предохранительных муфт в составе приводных контуров машин

Изобретение относится к измерительной технике и применяется для определения параметров вращающегося вала

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения крутящего момента на гребном валу (измерительный элемент, ведущий и ведомый узел) судового двигателя

Изобретение относится к измерительной технике и позволяет повысить точность измерений путем обеспечения регистрации углов закручивания нескольких сечений вала при знакопеременном развитии деформаций

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения крутящего момента на гребном валу
Наверх