Фрикционная муфта сцепления

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в силовых установках транспортных и тяговых средств. Цельюизобретения является повьшение надежности муфты за счет упрощения соединения регулировочных элементов. Муфта содержит составной нажимной диск, состоящий из трущейся части 4 с резьбовыми пальцами 5 и нажимной части 6 со сквозными -отверстиями, механизм автоматической регулировки зазора с управляющей и дополнительной пружинс с со со со о оо

СОЮЗ СОВЕТСКИН

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

150 4 F 16 D 13/75

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

51

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3915680/25-27 (22) 24.06.85 (46) 30.08.87, Бюл. № 32 (71) Московский автомеханический институт (72) Ю.К.Колодий, С.Н.Коломиец, В.М.Шарипов, В,Н.Игнатенко, Г.С.Лившиц, В.А.Наговицын, Е.И.Ройфберг и Х.Я.Тейтельбаум (53) 621.825.5(088-.8) (56) Патент США ¹ 3752286, кл. 192-111, 1973.

Авторское свидетельство СССР № 1288396, кл. F 16 Р 13/75, 1986.

„„SU„„>asaeos (54) ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в силовых установках транспортных и тяговых средств, Целью. изобретения является повышение надежности муфты за счет упрощения соединения регулировочных элементов. Муфта содержит составной нажимной диск, состоящий из трущейся части 4 с резьбовыми пальцами 5 и нажимной части 6 со сквозными отверстиями, механизм asтоматической регулировки зазора с управляющей и дополнительной пружин13339 ными муфтами, имеющими противоположное направление навивки. Поводок yriравляющей муфты соединен с упорным кольцом 12, а червяк 21 кинематически связан с резьбовыми пальцами 5 трущейся части 4 с помощью зубчатого

08 диска 32 и реэьбовых втулок 16. При износе фрикционных пар компенсация зазора происходит при увеличении толщины составного нажимного диска за счет свинчивания резьбовых втулок

16 с реэьбовых пальцев 5. 2 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть ис- пользовано в силовых установках трайспортных и тяговых средств.

Цель изобретения — повышение надежности фрикционной муфты сцепления, упрощение соединения регулировочных элементов.

На фиг ° 1 представлена предлага- 10 емая муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1.

Фрикционная муфта сцепления содержит корпус 1, жестко соединенный с маховиком 2 двигателя. На центри- 15 рующих пальцах 3, размещенных на маховике 2, установлен составной нажимной диск, состоящий из трущейся части 4 с резьбовыми пальцами 5 и нажимной части 6 со сквозными отверс- 20 тиями 7. Между нажимной частью 6 и .корпусом 1 установлены нажимные пружины 8. В корпусе 1 неподвижно размещены опоры 9, на которых шарнирно установлены рычаги 10 выключения, со- 25 единенные с нажимной частью 6 тягами 11. Концы рычагов 10 опираются на упорное кольцо 12, зафиксированное в осевом направлении относительно рычагов 10 при помощи пружин (не по- 30 казаны).

Между маховиком 2 и трущейся частью 4 установлен ведомый диск 13, ступица 14 которого установлена на валу 15 муфты посредством шлицевого соединения.

В отверстиях 7 нажимной части 6 установлены с возможностью вращения три промежуточных элемента в виде реэьбовых втулок 16, имеющих упорный буртик 17, контактирующий с нажимной частью 6, зафиксированных в осевом направлении при Помощи буртика 17 и стопорных колец 18 и сопряженных с резьбовыми пальцами 5 с помощью реэьбового соединения.

На нажимной части 6 неподвижно закреплен съемный кронштейн 19, на оси 20 которого установлены. червяк

21 и втулка 22. На ступице 23 червяка 21 установлена с натягом дополнительная пружинная муфта 24, поводок

25 которой неподвижно закреплен в кронштейне 19. На втулке 22 установлена с натягом управляющая пружинная муфта 26, поводок 27 которой сопряжен с управляющей планкой 28, неподвижно укрепленной на упорном кольце

12. Муфты 24 и 26 имеют противополож" ное направление навивки. Втулка 22 сопрягается с червяком 21 при помощи шипа 29, входящего в торцовый паз 30 ступицы 23 червяка 21 с тангенциальным зазором.

В центральной расточке- 31 нажимной части 6 установлен с возможностью вращения зубчатый диск 32, зафиксированный в осевом направлении пос редством отогнутых усиков 33. Внутренние зубья 34 зубчатого диска 32 сопряжены . с зубьями червяка 21, а наружные зубья 35 — с зубьями резьбовых втулок 16, выполненных на упорных буртах 17.

Для выключения муфты установлена отводка 36 ° При отпущенной педали управления муфтой между упорным кольцом .12 и торцом отводки 36 имеется зазор а, предотвращающий их соприкоснование.

Муфта работает следующим образом.

Усилие нажимных пружин 8 передается через нажимную часть 6 на упорные буртики 17 резьбовых втулок 16, а через резьбовое сопряжение втулок

16 с пальцами 5 - на грущуюся часть

4, которая прижимает ведомый диск 13

1333 к поверхности маховика 2. При этом взаимное осевое положение пальцев .5 и втулок 16 определяет осевое положение нажимной части 6, и следовательно, усилие нажимных пружин 8.

Автоматическая стабилизация усиления нажимных пружин 8,и величины зазора а между отводкой 36 и упорным кольцом

12 достигается соответствующим свин- 10 чиванием втулок 16 с пальцев 5 на величину износа фрикционных пар. При износе фрикционных пар в процессе буксования муфты составной нажимной диск перемещается к маховику 2, а 15 упорное кольцо 12 — в противоположную сторону. Взаимодействие поводка

27 управляющей пружинной муфты 26 с планкой 28 обеспечивает поворот управляющей пружиной муфты 26 отно- 20 сительно втулки 22, а червяк 21 удер. живается от поворота дополнительной пружинной муфтой 24, Поскольку в результате износа фрикционных пар величина зазора а уменьшается, при 25 последующем выключении муфты ход упорного кольца 12 оказывается увеличенным. После выбора тангенциального зазора между шипом 29 втулки 22 и пазом 30 ступицы червяка 21, соот- 30 ветствующего нормальному ходу упорного кольца 12, затянутая управляющая пружинная муфта 26 поворачивает червяк 21. При этом пружинная муфта

24 отпущена. Поворот червяка 21 приводит к повороту зубчатого диска 32 и втулок 16. Свинчивание втулок 16 с резьбовых пальцев 5 приводит к увеличению толщины составного нажимного

908

4 диска, компенсирующему износ фрикционных.пап.

Формула из об ре те ния

Фрикционная муфта сцепления, содержащая ведущий нажимной диск, состоящий из трущейся части с элементами для осевого перемещения на ее нерабочем торце и нажимной части, ведомый фрикционный диск, нажимные пружины, рычаги выключения, контактирующие с упорным кольцом, и механизм автоматической регулировки муфты, имеющий установленный на нажимной Гости нажимного диска червяк с управляющей пружинной муфтой, поводок которой соединен с упорным кольцом, и с дополнительной пружинной муфтой, по крайней мере три промежуточных элемента, контактирующих своими торцовыми поверхностями с нажимной частью, кинематически связанных с элементами для осевого пере-, мещения и имеющих зубчатый венец, отличающаяся тем, что с целью повышения надежности, она снабжена зубчатым диском, установленным между нажимной и трущейся частями, в нажимной .части выполнены отверстия, промежуточные элементы выполнены в виде резьбовых втулок, размещены в сквозных отверстиях с возможностью вращения и зафиксированы в осевом направлении отноСительно нажимной части, элементы для осевого перемещения нажимной части выполнены в виде реэьбовых пальцев, при этом зубчатый диск кинематически связан с венцом резьбовых втулок и червяком.

1333908

Составитель И. Лукина

Техред N,Дидык

Корректор C. фекмар

Редактор M. Дылын

Заказ 3943/34

Тираж 811 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Фрикционная муфта сцепления Фрикционная муфта сцепления Фрикционная муфта сцепления Фрикционная муфта сцепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в силовых установках транспортных и тяговых машин

Изобретение относится к тр.анспортному машиностроению и может быть использовано в качестве муфты (М) сцепления на автомобилях, тракторах и других транспортных средствах

Изобретение относится к фрикционным муфтам, в частности, для автомобилей

Изобретение относится к механизму фрикционного сцепления, расположенного между двигателем и коробкой передач

Изобретение относится к устройствам, обеспечивающим нормальную эксплуатацию машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к приводам управления муфтами, тормозами

Изобретение относится к фрикционным сцеплениям, в частности к фрикционным сцеплениям с компенсатором износа фрикционных накладок

Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам-тормозам механических прессов и других кузнечно-прессовых машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к фрикционным сцеплениям с компенсаторами износа, и предназначено преимущественно для использования в цепи привода большегрузных автомобилей
Наверх