Система маслоснабжения турбоагрегата

 

Изобретение может быть использовано в паровых и газовых турбинах и позволяет повысить надежность и экономичность системы . Диспергатор 19, размещенный в форкамере (ФК) фильтра 18, подключен к концентратору 9 через последовательно соединенные очиститель и охладитель 12 поверхностно-активных веществ. В ФК подается либо охлажденное масло, либо охлажденный концентрат поверхностно-активных веществ. В зависимости от степени охлаждения в ФК образуется либо эмульсия, либо суспензия типа «масло в масле, интенсифицирующие хлопьеобразование загрязняющих примесей и последующую задержку их на фильтре. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. (Л со оо СП СО 7/ фиг. 2

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

1,Ц

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВ ГОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 у

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4062112/24-06 (22) 28.03.86 (46) 15.09.87. Бюл. № 34 (71) Уральский филиал Всесоюзного теплотехнического научно-исследовательского института им. Ф. Э. Дзержинского (72) В. Н. Казанский, P. Н. Смолин и В. А. Лебедев (53) 621.822.5 (088.8) (56) Паротурбинные установки атомных электростанций/Под ред. Ю. Ф. Косяка. М.:

Энергия, 1979, с. 63 — 69.

Авторское свидетельство СССР № 617631, кл. F 16 С 17/02, 1976. (54) СИСТЕМА МАСЛОСНАБЖЕНИЯ

ТУРБОА ГР ЕГАТА

„„SU„„1337531 A1 (gg 4 F 01 D 25/20, F 16 С 17/02 (57) Изобретение может быть использовано в паровых и газовых турбинах и позволяет повысить надежность и экономичность системы. Диспергатор 19, размещенный в форкамере (ФК) фильтра 18, подключен к концентратору 9 через последовательно соединенные очиститель и охладитель 12 поверхностно-активных веществ. В ФК подается либо охлажденное масло, либо охлажденный концентрат поверхностно-активных веществ. В зависимости от степени охлаждения в ФК образуется либо эмульсия, либо суспензия типа «масло в масле», интенсифицирующие хлопьеобразование загрязняющих примесей и последующую задержку их на фильтре. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

1337531

Изобретение относится к энергомашиностроению, преимущественно к турбостроению, и может быть использовано в системах маслоснабжения паровых и газовых турбин.

Цель изобретения — повышение надежности и экономичности системы.

На фиг. 1 показана схема размещения диспергатора в форкамере фильтра, встроенного в масляный бак; на фиг. 2 — схема размещения диспергатора в форкамере выносного частично-поточного фильтра.

Система маслоснабженпя турбоагрегата содержит масляный бак 1. В масляном баке 1 встроен сетчатый фильтр, перед которым щит 3 выгораживает форкамеру 4.

К маслобаку подсоединен патрубок 5 для 15 приема отработавшего нагретого масла из подшипников турбоагрегата (не показаны), масляный насос 6 для отвода отфильтрованного масла к охладителю 7 и далее по трассе 8 снова на подшипники. Воронка (концентратор) 9 поверхностно-активных веществ (ПАВ) подключена к сепаратору 10, подключенному через насос 11 подачи очищенного концентрата ПАВ и охладитель 12

ПАВ к диспергатору 13. В простейшем случае диспергатор 13 — — это перфорированный 25 коллектор. К диспергатору 13 может быпгь подключена линией 14 трасса 8 после охладителя 7.

Система маслоснабжения (фиг. 2) содержит подключенный к насосу 15 выносной частично-поточный фильтр 16, в форкамере 17 которого перед сетчатым филь".— ром (сеткой) 18 размещен диспергатор I!>, гидравлически связанный как с охладителсм

7 масла, так и с последовательно соединенными между собой концентратором 9, сепаратором 10, насосом 11 и охладителем

12 ПАВ. Сепаратор 10 имеет парубки 20, 21 отвода газа и механических примесей.

Система vàñëîñíàáæåíèÿ работает следующим образом.

Отработавшее в подшипниках нагретое, аэрированное и загрязненное масло через патруоок 5 сливается в масляный бак 1, а масляным насосом 6 отфильтрованное и деаэрированное масло через охладитель 7 по трассе 8 снова подается на подшипники.

Часть масла, пройдя охладитель 7, по линии 14 подводится к диспергатору 13. Образующаяся в форкамере 4 эмульсия типа

«охлажденное масло B нагретом» способствует хлопьеобразованию загрязняющих примесей и интенсивному последуюш,ему 50 задержанию их на сетчатом фильтре 2.

Для усиления эффект;= хлопьеобразования примесей целесообраз го в форкамеру

4 перед сетчатым фильтром 2 через диспергатор 13 вводить эмульсик> типа «концентрат извлеченных из масла и охлажденных

ПАВ в потоке нагретого масла». Масловоздушная пена (как продукт деаэрации масла) концентрируег ь сеое ПАВ, которые через концентратор 9 отводятся в сепаратор 10. B последнем происходит разрушение пены и осаждение механических примесей, а очищенный концентрат ПАВ насосом

11 через охладитель 12 ПАВ подводится к диспергатору 13.

Если охладитель 12 настроить на режим интенсивного охлаждения ПАВ, например, подключив его к холодильной машине (не показана), то к диспергатору 13 будет поступать застывшая масса ПАВ, которая образует в форкамере 4 суспензию типа «отвердевшее при охлаждении масло или концентрат ПАВ в нагретом масле». Эмульсия охлажденного концентрата ПАВ так же как и суспензия интенсифицирует процесс хлопьеобразования и, как следствие, происходит эффективная очистка потока масла при фильтровании.

Аналогично работает и выносной частично-поточный фильтр 16, через который масло прокачивается насосом 15. В форкамеру 17 через диспергатор 19 подается либо охлажденное масло либо охлажденный концентрат ПАВ. B зависимости от степени охлаждения в форкамере образуется либо эмульсия, либо суспензия типа «масло в масле», интенсифицирующие хлопьеобразование загрязняющих примесей и последующую задержку их на фильтре 16. с!ем выше разность температур между диспергированным маслом и основным потоком масла, тем интенсивнее процесс хлопьеобразования, поскольку при этом рельефнее проявляется эффект от «температурного шока», а также заметно увеличивается разность полярностей дисперсионной среды и диспергированной фазы. Наибольшая разность температур получается при вводе в форкамеру 4 суспензии из отвердевшего при охлаждении масла (или концентрата

ПАВ) .

Доля диспергированного охлажденного масла по отношению к расходу фильтруемого масла составляет 0,5 — 7,5% (в среднем 4 Я и уточняется опытным путем для конкретного турбинного масла.

Степень диспергирования охлажденного масла должна быть такой, чтобы капли (или отвердевшие частицы) масла, вызвав хлопьеобразование, не успели термически и диффузно разрушиться сразу в форкамере 4. Необходимо, чтобы эти капли (часTHllbI) «äoñòà вили» хлопья до сетчатого фильтра (фильтрующей перегородки) 2.

Время г, необходимое для прогрева капли от исходной температуры 1„до заданной

t, может быть оценено по формуле

t =0,0833 9 y с 3 1п

9 где 1. — температура потока нагретого масла;

9 — диаметр капли (частицы);

133753!

Составитель В. Гуторов

Редактор М. Бандура Техред И. Верес Корректор Л. Зимокосов

Заказ 4! 07/29 Тираж 481 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 415

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород. ул. Проектная, 4

С р, Я. — плотность, удельная тепло ем кость и коэффициент теплопроводности масла.

Для реализации процесса хлопьеобразования необходимо обеспечить такое фактическое время Т пребывания капли в форкамере, чтобы Т - ь"

Для турбинного масла Тп-22 и ОМТИ достаточно дробление охлажденного масла на капли (частицы) диаметром D-2 — 3 мм.

Формула изобретения

1. Система маслоснабжения турбоагрегата, содержащая масляный бак, к которо4 му через масляный насос подключены охладитель масла и через концентратор — очиститель и охладитель поверхностно-активных веществ, фильтр с форкамерой и диспергатор охлажденного масла в нагретом масле, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и экономичности, диспергатор размещен в форкамере фильтра.

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что диспергатор подключен к концентратору

1О через последовательно соединенные очиститель и охладитель поверхностно-активных веществ.

Система маслоснабжения турбоагрегата Система маслоснабжения турбоагрегата Система маслоснабжения турбоагрегата 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к радиальным опорам скольжения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах трудномонтируемых и недемонтируемых узлов машин, а также в опорах, работающих в условиях повьш1енных перекосов валов и осей

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве опорных узлов валов с торцовой подачей смазки

Изобретение относится к гидродинамическим опорам скольжения для восприятия радиальной нагрузки в центробежных насосах различных типов

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к опорам скольжения

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам смазки узлов трения, и может быть использовано в нефтехимической промышленности, а также в судовой технике, где используются турбокомпрессорные агрегаты
Наверх