Способ остановки энергоблока с расхолаживанием турбины

 

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть испо.чьзова но ita тепловых электрических станциях с паротурбинными энергоблоками при остановке турбин и генераторов с целью их ремонта. Изобретение позволяет повысить надежность процесса расхолаживания . В способе осуществляют снижение расхода пара на подогреватели (П) 16 и 17 низкого давления, 11 21-23 вы- cof:oro давления и деаэратор 1 1 с последующим отключением их по пару. Отключение П низкого давления производят начиная с последнего по ходу питательной воды. При этом обеспеч1ша (Л со 4 о: О 4 О /7 16 15 If и пнд Фиг 1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СО 1ИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1343040 (51) 4 Р 01 D 21/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

С Э

4:

С>Э

1>

CO

25 22 2

ПВД

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

Г)О ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) ч0655 19/2 i — 06 (22) 05.05.86 (46) 0Л7.10.87. 8 . З7 (71) Пре,",приятие "Уралте:энерго" IlpoИЗНо;ССтВЕННОГО ОбЪЕДИН HIIEI ПО НаЛад— ке, совершенствованию технологии и эксплуатации электростанций и сетей

H 11

Союзтехэнерго и Уральский политехнический институт им. С.с 1.Кирова (72) B .. 1.IlnxcpII:leg, 3.3.Фискинд, О. Е. Таран, h . II.Р«мезов, Л. Б. Коровин и B.Á.ÏîHE1llëðåâ (53) 62 1.165(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 928043, кл . F 01 D 25/ 12, 1980 .

Авторское свидетельство СССР

11 - 756051, кл. F 01 D 21/00, 1977. (5 ч) CIIO(X) h ОСТАНОВКИ ЭНЕР БОБ IE:I K A С

РАСКО )АЖПВАННЕ11 ТУРБИНЫ (57) 11зобретение стносптся к тепло— энерг етике и может быть использовано на гепловых элек гричс скIсх с TëHöIIÿõ с паротурбинными энергоблоками при ос— танонке турбин и генератс1ров с целью их ремонта. Изобретение по: воляет повыснть надежность процесса расхолаживаиия, В способе осушеств1яют снижс— иие расхода пара иа подогреватели (П)

1 6 v. 1 7 низкогo Izа вле ния, П 2 1-23 сеEОI о давления и д«аэратс р 11 с посл<.дуюШим с тклю е нием их llC> пару . Отключениее П низкого давления произво-. дят начиная с последнего по ходу питательной воды. При этом обе спечива1 1«1040 промежуточным .та 1, а следонапромперегрена перед цилиндром

При этом за счс т на впусковые нагрузку кот:та

?5

35 с тся сттттжс тттт» т тэ»т птттатt JlüíÎÉ»

7 среднего давэн ния. меньших возд«йс твнй впрыски 51, тепловую

Изобретение относится к теплоэнс.ргетике и может быть использовано на тепловых электрических станциях с паротурбинными энергоблоками 1IpH остановке турбин и генераторов с целью их ремонта.

Цель изобретения — повышение надежности процесса расхолаживания.

На фиг.1 приведена принципиальная схема энергоблока для реализации предлагаемого способа, на фиг.2 кривые, характеризующие изменение ос— конных параметров, и последовательность технологических операций при остановке блока с расхолаживанием пс предлагаемому способу.

Энергоблок включает котел 1, co«-диненный паропроводом 2 свежего пара с турбиной, состоящей из посл«довательно включенных по ходу с"гопорного клапана 3, регулирующих клапанов 4 высокого давления, цилинэтра 5 нысокого давления (ЦВД), регулирующих клапанов 6 среднего давления, цилиндра 7 среднего давления (ЦСД), цилиндра 8 низкого давления (ЦНД), конденсатора 9. К последнему подключен конденсатный насос (КН) 10, который соединен с деаэратором 11 конденсатным трактом 12, на котором установлены подогреватели 13 — 17 низкого давления (!РНД). Деаэратор 11 подключен к пита— тельному насосу (11Н) 18, приводом которого служит приводная турбина 19.

ПН 18 сообщен с котлом 1 питательным трактом 20, на котором установлены подогреватели 21-23 высокого давления (1!ВД). ПНД 13-17 соединены трубопроводами 24-28 отбора с ЦСД 7 и ЦНД и дтэуI è«< тэ«ттс T»<а рс «" ттт1.... .тття т Ры пара промперегрева уттроща«тся регулировани«процесса рттсхолаживания.

Вследствтт«уметтьш«ния расхода воды, подавасмой на пусковой впрыск 5 1, снижается выпадение капель воды из парового потока на стенки трубопровода

50 за впрыском 51, что уменьшает вероятность повреждения трубопроводов эС н результате действия термических напряжений. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

8 турбины. Аналогичным образом подклточены к турбине деаэратор 11 трубопроводом 29, ПВД 21-23 трубопронодами

3D-32 соответственно, приводная турбина 19 трубопроводом 33. На всех трубопроводах 24-33 установлены задвижки 34-43 соответственно. На питательном тракте 20 установлен регулирующии питательный клапан (РПК) 44.

Топливо B котел 1 подводится по линт.и

45, Hd которой установлен кл тпан 46 (орган регулирования тэасхо,<тз топлитэа) . На ттароптроьсэде 2 установэ;ен пусковой нпрыск 47 (устройство для регулирования температуры све кс. г о стара) .

ЦВД 5 подключен к регулирующим клапанам 6 ЦСД 7 через прсэмежуточттыйт перегревзтель 48 котла 1 трубопроводами

49 и 50, на последнем из которых установлен пусковой впрыск 51 промперегрева (устройство для регулирования температуры пара промперегрева). Пусковые впрыски 47 и 5 1 соединены с источниками воды (не показаны). Для регулирования температуры промперегрева, кроме впрыска 51, предусмотрена обводная линия 52 (байпас промперегрева) с установленным на ней регулирующим органом 53. Для регулирования расхода пара н деаэратор 11 используется регулирующий клапан 54, а регулирование расхода пара в приводную турбину 19 осущестнляется регулирующими клапанами 55.

Контроль температурного состояния эсуществляется: ЦВД 5 устройствами

56, ЦСД 7 — устройствами 57. Величина относительных расширений роторов ЦВД

5 и ЦСД 7 замеряется устройствами 58

3 I 34 3Г«40 4 и 59 соответственно. Температура свежего пара перед турбиной замеряется устройством 60, а его давление — устройством 61. Для замера температур

5 пара промперегрена перед ЦСД 7 и питательной воды используются устройства 62 и 63, а расхода питательной воды — устройство 64. Нагрузка турбины определяется по электрической мощ- Ip ности генератора 65, замеряемой устройством 66. Расход топлива в котел 1 определяется устройством 67. Каждое из измерительных устройств содержит по меньшей мере датчик и вторичный (показывающий) прибор (не показаны) .

На фиг.2 приведены кривые 68-73 (переходный процесс), соответственно изменения температуры свежего пара давления свежего пара Р, температуры пара промперегрева t „, расхода топлива В, подаваемого в котел 1, температуры питательной воды и нагрузки N турбины но времени 7, а также технологические операции: I — начало 25 снижения нагрузки турбины и температуры пара промперегрева; II — начало снижения температуры свежего пара и расхода пара на ПВД 21-23 и деаэраторе 11, ввод в действие пусковых впры- gG сков 47 и 5 1, III — окончание процесса снижения температуры свежего пара, начало снижения нагрузки турбины до минимальной, IV — отключение по пару

ПВД 21-23 и деаэратора 11, начало

35 снижения расхода пара на ПНД 16 и 17;

V — отключение по пару ПНД 16 и 17, Ч? — завершение процесса снюкения температуры пара промперегрева; VII завершение процесса снижения темпера- 4г туры пара промперегрева; VIII — завершение процесса расхолаживания турбины, остановка энергоблока.

Способ остановки энергоблока с расхолаживанием турбины осуществляет- 4, ся следующим образом.

Вначале производят разгрузку энергоблока от номинальной нагрузки, примерно равной 60-65Х номинальной величины температуры и давления свежего пара. Для этого воздействием на регулирующие клапаны 55 приводной турбины 19 ПН 18 снижают расход питательной воды, контролируя его по показаниям прибора устройства 64. Одновременно воздействием на клапан 46 снижают расход топлива, подаваемого н котел 1. По мере снижения нагрузки энергоблока и турбины контролируют цлвз« ние с нежего плрл по пр««бс1ру, г г— ройства 61 и если оно нлчинлет пс «п«вЂ” жаться, то прикрытием регулирующ3«х кцлпанон 4 высокого длвления вг ггтлнавлинлют ««ок««шаль«3ую величину цлн— пения . Для поццержлния номинл.зьной величины температуры свежего плрл ис.— пользуют основные нпрыгки котла (не показаны). Скорость c íII«hpíèÿ IIlгру 3— к«« поддерживается так, чтобы не лов пустить выхода из интервллл цопугт««в мых значений поклзлтелей термонлпряже««ного состояния элементов ЦВЛ 5, контроль за которыми осуществляется с помощью устройства 56. При этом пс пдерживлется допустимая величина относительного расширения роторл ЦВД

5, контролируемая по показаниям при— бора устройства 58.

Одновременно со снижением «3лгруэ— кп турбины происходит снижение тезиев рлтуры пара промпе ре грена вследствие снижения тепловой нагрузки котлл 1 (его топки) и температуры топочных газов перед промежуточньм перегревателем 48. Скорость с«333жения этой ТрМ пературы регулируется воздействием

«л дь«мосось« рецирку I«I«I«33» газов (не пг клэ лны) или нл другие "штатные" у<-тргйстнл регулирования температуры плрл промперегревл. Величина этой скорости поддерживается исходя из условий охлаждения ЦСД 7; плрлметрлми, характеризующими «злдеж«3с>сть охлаждения ЦСД 7, являются величина относительного расширения, контролируемая по прибору устройства 59, и поклзатели термонапряженного состояния, контролируемые прибором устройства 57.

После достижения нагрузки, согтлв— ляющей 60-657о номинлльной, процесс ее дальнейшего снижения временно пре— кращают, и она поддерживается примерно постоянной. При этом начинают гнижать температуру свежего пара перел турбиной, для чего воздействуют нл основные впрыски кстлл и вводят в действие пусковые нпрыгки 47. Скорость снижения темперлтуры г«3ежгro пара, контролируемая прибором ус тройстн а 60, поддержинае тс я такой, ч тобь« показатели термонапряженного гостоя— ния ЦВД 5, определяемые пс клэлииямл устройства 56, и неличинл отногитель— ного расширения ротора ЦВ 5, кантрос«ируемая по прибору устрсйгтвл 58, не вышли из инте рвала поп .с I.«IhI«сх .3вл— лений. На длн«3ом этлпе лр ло.«««;зют

1343040 снижение температуры пара промперегрева, скорость которого регулируют в зависимости от изменения относительного расширения ротора ЦСД 7 и показателей термонапряжснного состояния ЦСД 7. Для снижения температуры пара промперегрева включают аварийные впрыски питательной воды в промежуточную точку тракта промперегрена (не показаны), а также включают пусковые впрыски 51. Одновременно с началом снижения температуры свежего лара начинают прикрывать задвижки

40-42 на термопрэводах 30 — 32, отбор пара на ПВД 21-23. Для уменьшения подвода пара к деазратору 11 прикрывают регулирующий клапан 54. Прикрытие задвижек 40-42 и клапана 54 ступенчато, исходя из поддержания заданной скорости снижения температуры питательной воды, контролируемой прибором ус„тройстна 63. Эта скорость задается исходя из обеспечения надежности ПВД 21-23 при их охлаждении.

При достижении температуры свежего о пара величины порядка 420 — 430 С дальнейшее ее снижение прекращают и в дальнейшем ее поддержинают примерно постоянной до конца процесса расхолаживания. При постоянной температуре свежего пара производят дальнейшее снижение нагрузки турбины до величины порядка 25-357 номинальной. Для этого воздействием на регулирующие клапаны 55 приводной турбины 19 ПН 18 снижают расход питательной воды, контролируя его по показаниям прибора

$ åòðîéñòâà 64. Одновременно воздействием на клапан 46 снижают расход топлива, подаваемого н котел 1. Для поддержания температуры свежего пара используют пусковые впрыски 47, а также штатные (основные) нпрыски в тракт котла 1. По мере снижения нагрузки прикрытием регулирующих клапанон 4 поддерживают номинальное давление свежего пара. Скорость снижения нагрузки регулируют так, чтобы поддерживать допустимые значения относительного расширения ротора ЦВД 5, контролируемого по прибору устройства

58, а также показателей термойапряженного состояния ЦВД 5, контролируемых по прибору устройства 56.

В процессе разгружения турбины при нагрузке около 507 номинальной отключают ПВД 21-23 по пару, для чего закрывают эаднижки 40-42. Отключают подачу пара н деаэратор закрытием задвижки 39 на трубопроводе 29 и начи. нают прикрытие задвижек 38 и 37 для снижения расхода пара в ПНД 17 и 16.

При нагрузке, примерно равной 407 номинальной, задвижки 38 и 37 эакрынают и ПНД 17 и 16 отключают по пару °

После достижения нагрузки турбины

10 порядка 25-357 номинальной, дальнейшее ее снижение прекращают. При этой нагрузке завершают снижение температуры пара промперегрева до минимальной величины, определяемой иэ условия

f5 превышения температуры насьпцения, соответствующей давлению пара перед регулирующими клапанами 6 не менее чем на 15-20 С. Для регулирования температуры пара промперегрева на заверша20 ющем этапе, кроме ранее использовавшихся средств, используют обводную линию 52 с регулирующим органом 53, открытием которого подают часть пара помимо промежуточного перегревателя

25 48 и тем самым дополнительно снижают температуру пара перед ЦСД 7. После достижения минимальной температуры пара промперегрева и ее стабилизации расхолаживание турбины под нагрузкой

30 завершается и ее отключают с одновременной остановкой котла 1.

Снижение расхода пара на подогреватели 16, 17, 21, 22 и 23 низкого и высокого давления и деаэратор 11 и последующее отключение их по пару обеспечивает снижение температуры питательной воды, поступающей в котел

Это приводит к увеличению количе40 стна теплоты, воспринимаемой свежим паром. Снижается температура топочных газов перед промежуточным перегревателем 48 котла 1, а следовательно, и температура пара промперегрева на

45 выходе из котла 1 перед ЦСД 7. При этом за счет меньших воздействий на пусковые нпрыски 5 1, тепловую нагрузку котла 1 и другие средства регулирования температуры пара промперегре50 ва упрощается регулирование процесса расхолаживания, а вследствие уменьшения расхода воды, подаваемой на пусковой впрыск 51, снижается выпадение капель ноды из парового потока на стенки трубопровода 50 эа впрыском 5 1, что уменьшает вероятиость повреждения трубопроводов 50 вследствие действия термических напряжений.

1343040

Составитель В.Гуторов

Техред Л.Сердюкова Корректор М.Пожо

Редактор А.Козориз

Тираж 481 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 461б/31

Произв ; ственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Ф о р и у ч а и 3 о 6 р е т е H и я

1. Способ остановки энергоблока с расхолаживанием турбины путем снижения нагрузки, температур свежего пара, пара промперегрева и питательной воды в тракте подогревателей высокого и низкого давления и деаэр тора воздействием на тепловую нагрузку котла, регулирующие клапаны турбины и устройства регулирования температур пара, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, производят дополнительное снижение температуры питательной воды и пара промперегрева, уменьшая расход пара из отборов турбины на подогреватели высокого давления ло пî Iïîãn их отключения по пару.

2. Способ по п.1, о т л и ч а ю шийся тем, что уменьшают расход

5 пара на деаэратор до полного его отключения по пару.

3. Способ по п.1, о т л и ч а ю шийся тем, что уменьшают расход пара по меньшей мере на один подогреватель низкого давления до полного его отключения по пару.

4. Способ по пп.1 и 3, о т л и ч а ю шийся тем, что отключение подогревателей низкого давления производят начиная с последнего по ходу питательной воды.

Способ остановки энергоблока с расхолаживанием турбины Способ остановки энергоблока с расхолаживанием турбины Способ остановки энергоблока с расхолаживанием турбины Способ остановки энергоблока с расхолаживанием турбины Способ остановки энергоблока с расхолаживанием турбины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в системах регулирования паровых турбин

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть испо.чьзовано на тепловых и атомн1 1.х электростанциях

Изобретение относится к области энергетики, а именно к обработке уставочных сигналов для формирования команд, по которым включают исполнительные системы технологической автоматики энергоагрегата, а также системы его защиты от аномальных режимов

Изобретение относится к теплоэнергетике , и позволяет повысить надежность

Изобретение относится к теплоэнергетике и позволяет повысить надежность и экономичность

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано на тепловых электростанциях для защиты паровых турбин от электроэрозии, возникающей при чрезмерном накоплении заряда статического электричества на роторе турбины

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при эксплуатации паротурбинных установок и энергетических паротурбинных блоков электростанций в режимах остановки с расхолаживанием
Изобретение относится к проблемам эксплуатации паротурбинных установок электростанций и может быть использовано для защиты машинного зала электростанции при возникновении пожара, связанного с аварийным возгоранием использующихся в технологическом процессе горючих веществ

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для использования в системах автоматического контроля предельно допустимых смещений вращающихся деталей, в частности вала турбомашины
Изобретение относится к деталям машин, в частности, к стопорным и регулирующим клапанам паровых турбин, и может найти применение при проверке плотности этих клапанов

Изобретение относится к устройству для контроля радиального зазора турбины с валом турбины и закрепленными на нем лопатками турбины, окруженными корпусом турбины

Изобретение относится к области защиты паровой турбины, преимущественно турбин с конденсатором смешивающего типа

Изобретение относится к области устройств защиты турбины по предельному повышению частоты вращения ротора

Изобретение относится к области исполнительных устройств защиты паровой турбины, обеспечивающих перекрытие подвода пара в турбину по сигналам систем ее защиты, и предназначено главным образом для турбин, работающих на низкопотенциальном геотермальном паре с большим содержанием солей и нерастворимых, в том числе агрессивных, газов

Изобретение относится к области исполнительных устройств защиты паровой турбины, обеспечивающих перекрытие подвода пара в турбину по сигналам систем ее защиты и предназначено главным образом для турбин, работающих на низкопотенциальном геотермальном паре с большим содержанием солей и агрессивных газов
Наверх