Фрикционная многодисковая муфта

 

Изобретение относится к машиностроению , в частности к дисковьм фрикционным муфтам, и может быть использовано в транспортных и других машинах. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик путем стабилизации передаваемого момента и уменьшения осевых размеров. Для этого фрикционная муфта содержит стальные ведущие 5, а также ведомые 3 и 4 диски (Д) соответственно из стали и металлокерамики . Д 4, имеющие большее значение предельно допустимых давлений,расположены ближе к нажимному Д 7, чем ДЗ,имеющие меньшее значение предельно допустимых давлений. При работе муфты происходит рациональное перераспределение работы буксования между парами трения, образуемыми Д 3 и 4. При малых и средних давлениях работа трения воспринимается Д 3 и 5, при максимальных - Д 4 и 5. В результате исключается схватывание стальных Д 3 и 5 и увеличивается срок службы муфты. 2 ил. е сл fpus-l

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) 4 7g А1

П 8 (51) 4

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3866741/31-27 (22) 11.03.85 (46) 23. 10.87. Бюл. № 39 (71) Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена (72) В.Ф. Дергачев, В,М. Жучков и В,С, Фанталов (53) 621.825.54(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 872851, кл. F 16 D 13/64, 1979. (54) ФРИКЦИОННАЯ МНОГОДИСКОВАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к дисковым фрикционным муфтам, и может быть использовано в транспортных и других машинах. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик путем стабилизации передаваемого момента и уменьшения осевых размеров. Для этого фрикционная муфта содержит стальные ведущие 5, а также ведомые 3 и 4 диски (Д) соответственно из стали и металлокерамики. Д 4, имеющие большее значение предельно допустимых давлений, расположены ближе к нажимному Д 7, чем Д 3, имеющие меньшее значение предельно допуcTHMbIx давлений, При работе муфты происходит рациональное перераспределение работы буксования между парами трения, образуемыми Д 3 и 4, При малых и средних давлениях работа трения воспринимается Д 3 и 5, при максимальных — Д 4 и 5. В результате исключается схватывание стальных

Д 3 и 5 и увеличивается срок службы муфты. 2 ил.

134б879

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к дисковым фрикционным муфтам, и может быть использовано в транспортных и других машинах.

Цель изобретения — улучшение. эксплуатационных характеристик и повьппение долговечности путем стабилизации передаваемого момента и уменьшения осевых размеров..

На фиг. 1 приведена фрикционная муфта с размещеййем пар трения с разными предельно допустимыми удельными давлениями, общий вид; на фиг. 2 — график зависимости отношения силы, действующей на произвольные диски, к силе, действующей на нажимной диск, от номера пары поверхности трения.

Фрикционная муфта аодержит ведущий 1 и ведомый 2 барабаны. Ведомые фрикционные диски с высокими предельно допустимыми значениями удельных давлений 3 и с более низкими 4, ведущие диски 5 и каналы 6 для подвода масла. Диски 3 могут быть выполнены, например, из металла, а диски 4 — из металлокерамики, Выбор металлокерамических дисков

4, образующих пару трения "Сталь по металлокерамике" с дисками 5, определяется по распределению удельных давлений по ширине пакета дисков., 3 — 5. За счет того, что при малых удельных давлениях в основном работают пары трения 1 Сталь по стали", образованные дисками З,и 5, а при высоких — пары "Сталь по металлокерамике", образованные дисками 5 и 4 стабилизируется коэффициент трения скольжения и повышается износостойкость пакета дисков 3 — 5.

Диски 4, образующие с дисками 5 пару Сталь по керамике", имеющую более высокие предельно допустимые значения удельных давлений, размещены ближе к нажимному диску 7, чем диски 3.

Муфта работает следующим образом.

При включении фрикционного узла происходит выборка свободного осево35

5

ro зазора между сопряженными ведомыми 3 и 4 и ведущими 5 дисками до момента их контактирования. При взаимодействии пар трения Сталь по стали" дисков 3 и 5, пар трения

"Сталь по металлокерамике" дисков

4 и 5, не склонных к схватыванию, происходит рациональное перераспределение работы буксования между парами трения с большими предельно допустимыми удельными давлениями и меньшими пропорционально их коэффициентам трения и удельным давлениям, действующим на них. Причем при малых и средних удельных давлениях работа трения в основном воспринИмается парами трения 1Сталь по стали" дисков 3 и 5, а при максимальных — 1Сталь по металлокерамике" дисков 4 и 5.

Таким образом, каждая пара трения работает в свойственном для нее нагруэочном режиме.

В результате частично, а иногда и полностью исключается схватывание стальных дисков, осуществляется уверенная разводка ведомых и ведущих дисков 3 — 5 при выключении фрикционного узла, повьппается износостойкость обеих пар трения, стабилизируI ,ются фрикционные характеристики узла в целом.

Формула изобретения

Фрикционная многодисковая муфта, содержащая ведущие и ведомые барабаны, ведущие и ведомые фрикционные диски с различными друг от друга фрикционными характеристиками и нажимной диск, отличающаяся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик путем стабилизации передаваемого момента, уменьшения осевых размеров и повьппения долговечности, по крайней мере один иэ фрикционных дисков, расположенный со стороны нажимного диска, выполнен из материала с большим значением предельно допустимых удельных давлений, чем у остальных дисков.

1346879

Рг

Я f3

Щг. Г

f7 Е

Составитель И. Лукина

Техред И.Попович

Редактор А. Козориз

Корректор М, Демчик

Заказ 5111/36 Тираж 803

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, r Ужгород, ул. Проектная, 4

Фрикционная многодисковая муфта Фрикционная многодисковая муфта Фрикционная многодисковая муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к области машиностроения, где может быть использовано в тормозах транспортных средств, работающих в масле

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжело нагруженных барабанно-колодочных тормозах подъемно-транспортных, дорожных и строительных машин, а также транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжелонагруженных элементах трансмиссий автомобилей, тягачей и других подобных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тормозных системах транспортных и дорожных машин

Изобретение относится к области машиностроения. Соединительное устройство в сборе для использования при передаче усилия включает в себя корпус, в который частично помещен поворотный диск. Корпус снабжен пластинчатым элементом, каналом для охлаждающей среды и впускным и выпускным отверстиями. Пластинчатый элемент с передающей усилие поверхностью контактирует с помощью кольцевой зоны боковой поверхности с поворотным диском для замедления относительного вращения корпуса и диска. Канал для охлаждающей среды частично образован стороной пластинчатого элемента, противоположной передающей усилие поверхности. Через впускное отверстие вода поступает в канал для охлаждающей среды, а через выпускное отверстие вода выходит из канала для охлаждающей среды. Внутренняя боковая поверхность пластинчатого элемента, противоположная поверхности передающей усилие, включает в себя множество покрывающих ее углублений полусферической формы, предназначенных для создания турбулентности и вторичного турбулентного потока воды в канале для охлаждающей среды для улучшения теплообмена между пластинчатым элементом корпуса и водой, протекающей через канал для охлаждающей среды. Достигается улучшение охлаждения устройства за счет повышения коэффициента теплопередачи. 10 з.п. ф-лы, 8 ил.
Наверх