Синхронная электрическая машина с бесщеточной реверсивной системой возбуждения

 

Изобретение относится к электротехнике , а именно к электрическим машинам, и касается выполнения турбогенераторов и синхронных компенсаторов большой мошдости. Целью изобретения является повьшгение надежности и улучшение эксплуатационных характеристик. Устройство содержит статор 1 и ротор 2 синхронной электрической машины, на полюсах 3 последнего из которых размещены перЛЯARЯЯRЯaaRЖ / с (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5D 4 Н 02 K 19/26

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3958165/24-07 (22) 30.09.85 (46) 30.11.87. Бюл. Р 44 (71) Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт тяжелого электромашиностроения Харьковского завода Электротяжмаш им.В.И.Ленина (72) Ю.В.Зозулин, Ю.Е.Савельев и В.В.Кузьмин (53) 621,313.322 (088.8) :(56) Патент ФРГ Р 1.263.163, кл. 21 d 1, 1967.

„Л0„„13561 О А 1 (54) СИНХРОННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С БЕСЩЕТОЧНОЙ РЕВЕРСИВНОЙ СИСТЕМОЙ ВОЗБУЖДЕНИЯ (57) Изобретение относится к электротехнике, а именно к электрическим машинам, и касается выполнения турбогенераторов и синхронных компенсаторов большой мощности. Целью изобретения является повышение надежности и улучшение эксплуатационных характеристик. Устройство содержит статор 1 и ротор 2 синхронной электрической машины, на полюсах 3 последнего из которых размещены пер13561 вая 4, средняя 5 и последняя 6 обмотки возбуждения, Вращающиеся MHQгофазные мостовые выпрямители 9 и

10 соединены встречно-параллельно и служат для подключения обмоток возбуждения синхронной машины к якорной обмотке 17 возбудителя, на роторе которого размещена его обмотка возбуждения.18. При осуществлении, например, согласного управления встречно-параллельно включенными выпрямителями 9 и 10 исключается возникновение непрерывного уравни30 тельного тока, но в установившихся режимах протекает прерывистый уравнительный ток. Однако благодаря соединению обмоток предлагаемого устройства согласно изобретению происходит ограничение последнего, так как первая 4 и последняя 6 обмотки возбуждения в данном случае исполняют функции уравнительных реакторов, что исключает необходимость в последних и ведет к повышению надежности и улучшению эксплуатационных характеристик. 1 ил.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электрическим машинам, и касается выполнения турбогенераторов и синхронных компенсаторов большой мощности.

Целью изобретения является повы-, шение .надежности и улучшение эксплуатационных характеристик.

На чертеже представлена схема предлагаемой синхронной машины и ее реверсивной бесщеточной системы возбуждения. Вращающиеся многофазные мостовые выпрямители системы возбуждения соединены встречно-параллельно.

Для упрощения индуктор синхронной машины изображен двухполюсным явнополюсного типа.

Синхронная электрическая машина с бесщеточной реверсивной системой возбуждения содержит статор 1, ротор 2, на полюсах 3 которого размещены первая 4, средняя 5 и последняя 6 обмотки возбуждения, создающие намагничивающую силу по продольной оси машины.

Первый 7 и второй 8 токоподводы первой обмотки 4 возбуждения подключены соответственно к катодной группе вентилей первого вращающегося многофазного мостового выпрямителя

9 и к анодной группе вентилей второго вращающегося многофазного мостового выпрямителя 10, соединенных встречно-параллельно между собой.

Первый 11 и второй 12 токоподводы средней обмотки 5 возбуждения подключены к межполюсным перемычкам

13 и 14 соответственно первой 4 и последней 6 (последующей) обмоток возбуждения, при этом первый токоподвод 15 последней обмотки 6 возбуждения подключен к катодной, а второй токоподвод 16 — к анодной

10 группе вентилей соответственно второго 10 и первого 9 вращающихся многофазных.мостовых выпрямителей, включенных между собой встречно-параллельно и подключенных со стороны

15 переменного тока к многофазной якорной обмотке 17 возбудителя.

На статоре возбудителя расположена обмотка 18 возбуждения возбуди, теля.

20 С целью упрощения на чертеже не показана система бесконтактного управления вращающимися многофазными мостовыми выпрямителями 9 и 10.

Она может быть выполнена любым из

2 известных способов (с помощью вра— щающихся трансформаторов, специальных дополнительных генераторов и т.д.)

Устройство работает следующим об30 разом.

Допустим для определенности, что первый из вращающихся многофазных мостовых выпрямителей переведен в выпрямительный, а второй из них

10 — в инверторный режим. При этом выпрямительный ток (ток возбуждения синхронной машины) I протекает по

13561 первому токоподводу первой обмотки

4 возбуждения, части первой обмотки

4 возбуждения, части междуполюсной перемычки 13, первому токоподводу

11 средней обмотки 5 возбуждения, средней обмотке 5 возбуждения, второму токоподводу 12 средней обмотки

5 возбуждения, части междуполюсной перемычки 14, части последней 6 обмотки возбуждения второму токоподт воду 16 последней обмотки 6 возбуждения.

Допустим также для определенности, что первый 9 и второй 10 вращающиеся мостовые вращающиеся выпрямители собраны по трехфазным мостовым схемам выпрямления.

Известно, что в реверсивном преобразователе с трехфазными мостовыми схемами выпрямления при их встречно-параллельном соединении между собой существуют два замкнутых контура уравнительного тока.

Первый замкнутый контУР уравни тельного тока состоит из первого токоподвода 7 первой обмотки 4 возбуждения, части первой обмотки 4 возбуждения, межполюсной перемычки

13, части первой обмотки 4 возбуждения, второго токоподвода 8 первой обмотки 4 возбуждения.

Второй замкнутый контур уравнительного тока состоит из первого токоподвода 15 последней обмотки

6 возбуждения, части последней об35 мотки 6 возбуждения, межполюсной перемычки 14, части последней обмотки 6 возбуждения, второго токоподвода 16 последней обмотки 6 возбуж- 40 дения.

Таким образом, при работе первого вращающегося многофазного мостового выпрямителя 9 в выпрямительном режиме по одной части первой обмотки

4 возбуждения, связанной первым токоподводом 7 с катодной группой первого многофазного мостового выпрямителя, протекает не только выпрямленный ток, но и уравнительный ток.

Аналогично, по части последней обмотки 6 возбуждения, связанной вторым токоподводом 16 последней обмотки 6 возбуждения с анодной группой первого вращающегося многофазного мостового выпрямителя 9 протекает не только выпрямленный ток 1, но и уравнительный ток. По другим частям соответственно по первой 4 и послед30 4 ней 6 обмоткам возбуждения протекают только уравнительные токи.

Таким образом, если часть первой обмотки 4 возбуждения, расположен— ной допустим условно, на южном полюсе ротора 2, обтекается током и уравнительным током, то другая часть первой обмотки 4 возбуждения, расположенной на северном полюсе ротора 2, обтекается только уравнитель- ным током. При этом часть последней обмотки 6 возбуждения, расположенной на северном полюсе ротора

2, обтекается током Iq и уравнительным током, а другая часть последней обмотки 6 возбуждения, расположенной на южном полюсе ротора

2, обтекается только уравнительным током, что обеспечивает магнитную симметрию полюсов ротора синхронной машины.

Допустим, что в устройстве реализован согласованный способ управления встречно-параллельно включенными первым 9 и вторым 10 вращающимися многофазными мостовыми выпрямителями. Известно, что в этом случае исключается возникновение непрерывного уравнительного -.îêà, но изза неравенства мгновенных значений выпрямленных ЭДС упомянутых выпрямителей 9 и 10 в установившихся режимах протекает прерывистый уравнительный ток. Однако благодаря индуктивности первой 4 и последней 6 обмоток возбуждения происходит его ограничение, тем самым они выполняют функции уравнительных реакторов, что исключает необходимость в последних и, следовательно, ведет к повьллению надежности устройства и к улучшению его эксплуатационных характеристик.

Ф о р м у л а и.з о б р е т е н и я

Синхронная электрическая машина с бесщеточной реверсивной системой возбуждения, содержал ая статор и ротор синхронной электрической машины с обмотками возбуждения, подключенными через первый и второй вращающиеся многофазные мостовые выпрямители с анодной и катодной группами вентилей к многофазной якорной обмотке возбудителя, размещенной на роторе возбудителя, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности и улуч13561

Составитель Т.Калашникова

Техред А„Кравчук

Редактор Н.Слободяник

Корректор Л.Патай Заказ 5806/50 Тираж 659

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óæãoðoä, ул.Проектная, 4 шения эксплуатационных характеристик, число обмоток возбуждения синхронной машины равно минимум трем, первый и второй токоподводы первой обмотки возбуждения подключены соответственно к катодной группе вентилей первого вращающегося многофазного мостового выпрямителя и к анодной -группе вентилей второго вращающегося многофазного мостового вы прямителя, первый и второй токопод30 е воды каждой средней обмотки возбуждения подключены к межполюсным перемычкам предыдущей и последующей обмоток возбуждения, при этом первый токоподвод последней обмотки возбуждения подключен к катодной, а второй — к анодной группе вентилей соответственно второго и первого вращающегося многофазных мостовых выпрямителей, включенных между собой встречно-параллельно.

Синхронная электрическая машина с бесщеточной реверсивной системой возбуждения Синхронная электрическая машина с бесщеточной реверсивной системой возбуждения Синхронная электрическая машина с бесщеточной реверсивной системой возбуждения Синхронная электрическая машина с бесщеточной реверсивной системой возбуждения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрическим машинам, н частности к турбогенераторам и неявнополюсным синхронным компенсаторам большой мощности

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей герметичных бесконтактных синхронных генераторов торцового типа

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей выполнения электрических машин совмещенного типа, содержащих статор с якорной обмоткой и обмоткой возбуждения возбудителя, а также ротор с обмоткой возбуждения, которая уложена не по всей окружности периметра и образует большие зубцы

Изобретение относится к индукторному сварочному генератору аксиального типа и может быть использовано при изготовлении автономных источников питания сварочной дуги

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к асинхронизированным синхронным электрическим машинам с многофазными обмотками возбуждения и бесщеточными реверсивными системами возбуждения

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электрическим машинам, в частности к бесконтактным синхронным генераторам для систем электроснабжения и/или двигателям с внешнезамкнутым потоком возбуждения. Предлагаемая индукторная электрическая машина содержит статор с рабочей обмоткой и обмоткой возбуждения в виде катушки, размещенный внутри статора ротор, смонтированный на немагнитном валу, магнитопроводящие щиты, снабженные выступами, между которыми с прилеганием к ним установлен внешнезамкнутый магнитопровод, при этом имеются три обмотки возбуждения, каждая из которых равноудалена от соседних на 120° и выполнена по типу трехфазного трехстержневого трансформатора, стержни которого расположены в одной плоскости и ориентированы тангенциально к образующей ротора, выполненного в виде стального цилиндра, имеющего просверленные по периметру каналы, в которые заложены медные электрически изолированные проводники по форме цилиндрических пружин, электрически соединяющиеся на торцах ротора с медными кольцами, имеющими отверстия, соосные медным цилиндрическим пружинам. Технический результат, достигаемый при использовании предлагаемого изобретения, состоит в расширении диапазонов скорости и мощности индукторных электрических машин. 1 ил.

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано в качестве электродвигателя автономных объектов. Техническим результатом является повышение надежности, энергоэффективности и выходной мощности вентильно-индукторного двигателя. Вентильно-индукторный двигатель содержит корпус, в котором установлены с возможностью относительного вращения индуктор и якорь. На индукторе и якоре расположены зубцы и пазы. Катушки возбуждения, расположенные в пазах якоря, через управляемые вентильные ключи соединены с источником постоянного напряжения. Количество зубцов якоря равно количеству зубцов индуктора. Дополнительно в торцевой части установлено n правых электромагнитов и n левых электромагнитов. При этом отношение ширины зубца индуктора и якоря к зубцовому делению индуктора находится в промежутке 0,35-0,45, отношение ширины паза индуктора и якоря к зубцовому делению индуктора - в промежутке 0,55-0,65, а высота зубца индуктора и якоря равна 4 высотам воздушного зазора. 1 ил.
Наверх