Электрическая машина

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„ i367i 0i

А1 (51) 4 Н 02 К 9 24 5 12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

R0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

@.,„,„

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

t3 "

ММ

H А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3947435/24-07 (22) 29.08.85 (46) 15.01.88. Бюл. Ф 2 (75) В.А.Валуев (53) 621,313.713 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

9 163257, кл. Н 02 К 9/24, 1963.

Авторское свидетельство СССР

Ф 767902, кл. Н 02 К 9/24, 1980. (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

{57) Изобретение относится к злектромашиностроению. Цель изобретения состоит в повышении надежности. Электрическая машина содержит ротор 1, подшипниковый узел, подшипниковый щит 10 и расположенный между щитом и ротором узел уплотнения, включающий нагнетатель 13, диффузорную камеру

21 и обойму 30. Благодаря тому, что узел уплотнения снабжен дополнительным нагнетателем 15, обратным направляющим аппаратом 29 и охлаждающей кольцевой камерой 35, обеспечивается достижение поставленной цели. 2 ил.

1367101

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к электрическим машинам с ограниченными диаметральными размерами внутреннего пространства и воздушно-водяным охлаждением.

Целью изобретения является повышение надежности путем исключения проникновения аэрозоли масла из уплот- 10 няющей камеры во внутренний объем машины, при одновременном сокращении радиальных габаритов электрической машины.

На фиг. 1 представлена электричес- 1г кая машина, продольный разрез на фиг. 2 — подшипниковый узел с узлом уплотнения.

Электрическая машина содержит ротор 1,, имеющий продольные каналы 2 для циркуляции хладагента, вал 3, подшипниковый узел, состоящий из подшипника 4, установленного с кольцевым зазором 5 относительно втулки 6 крышки 7 с каналом 8 для подачи смаз- 25 ки, образующей совместно с подшипником 4, валом 3 и втулкой 6 подшипниковую камеру 9, щита 10, имеющего канал 11 для подачи смазки, сообщающийся посредством канала 8 в крьппке 30

7 с подшипниковой камерой 9, и крьппки 12 щита.

Между подшипниковым щитом,10 и торцом ротора 1 встроен узел уплотнения, состоящий, например, из 3 после35 довательно соединенных между собой 1 нагнетателей 13-15 с диафрагмами

16-20, диффузорными камерами 21-23 с направляющими лопатками 24-26 и разделительными перегородками, обрат- 40 ными направляющими аппаратами 27-29.

Диффузорные камеры 21-23 и обратные направляющие аппараты 27-29 установлейы в диафрагмы 16-20, которые в свою очередь вмонтированы в рас- 45 точку обоймы 30, которые в собранном виде зафиксированы винтами с крышкой

12 в подшипниковом щите 10. Для защиты внутреннего объема машины от проникновения аэрозоля масла перед- 50 ние диски нагнетателей 13-15 снабжены наружными цилиндрическими выступами (венчиками), расположенными относительно крышки 12 щита и перегородок диафрагм 17 и 19 с кольцевым зазором., Со стороны, противоположной узлу уплотнения, на валу ротора установлен центробежный вентилятор 31 (фиг.1) .

В ступице нагнетателя 15 установлена манжета 32, например резиновая, с браслетной пружиной 33, что обеспечивает отсутствие утечек аэрозоли масла при пуске и выбеге ротора, а также при заторможенном состоянии ротора.

Манжета 32 имеет металлическую арматуру и своим внутренним диаметром охватывает наружную поверхность цилиндрической части крышки 7. Полость последнего обратного направляющего аппарата 29 сообщается с масляной камерой подшипникового узла дренажными каналами 34.

Кольцевая охлаждающая камера 35 образована выточкой в щите 10 и цилиндрической поверхностью обоймы 30, герметизирована от возможных утечек жидкого хладоагента уплотнениями 36, например резиновыми кольцами. Камера

35 посредством каналов 37 и 38 (фиг.1), выполненных в корпусе и щите 10, сообщается с системой 39 охлаждения электрической машины.

Отношение наружных диаметров нагнетателей 13-15 к соответствующему диаметру центробежного вентилятора

31 (D„, D > ) устанавливается после гидравлического расчета воздушного тракта машины, но не должно быть более 0,7 (при 2-ступенчатом нагнетании) и 0,55 (при 3-ступенчатом нагнетании) .

Материал диафрагм, перегородок, лопаток диффузоров и обратных направляющих аппаратов — сплавы и металлы с большой теплопроводностью.

Устройство работает следующим образом.

При вращении ротора 1 охлаждающий поток газа центробежным вентилятором

31 увлекается в каналы 2, а нагнетателем 13 — на направляющие лопатки

24 диффузорной камеры 21, затем разворачиваясь на безлопаточном участке камеры 21 на 180, поток проходит на лопатки обратного направляющего аппарата 27, далее поток поступает по центру на лопатки последующего нагнетателя 14, и цикл вновь повторяется.

Под действием центробежных сил внутренний диаметр манжеты 32 увеличивается, и она размыкается с цилиндрической поверхностью крышки 7.

Из системы 39 охлаждения электрической машины по каналам 37 и 38 жидкий хладоагент, например вода (с дав3 13671 лением избыточным 1,5-2,5 атм), поступает в кольцевую камеру 35, смывая ее, охлаждает обойму 30 и примыкающие диафрагмы 16-20 лопатки

Э

24-26 диффузоров и обратные направляющие аппараты 27-29. Скопившаяся, проникшая из подшипниковой камеры 9 в диффузорные камеры 21-23 и обратные направляющие аппараты 27-29 аэро- 10 золь масла конденсируется в виде капель (и пленки) на отмеченных охлажденных поверхностях, стекает по дренажным каналам 34 обратно в масляную камеру 40 подшипникового узла.

Таким образом, аэрозоль масла беспрерывно удаляется из полостей диффузорных камер и обратных направ- 20 ляющих аппаратов по мере проник— новения ее сквозь щелевой, кольцевой зазор 5 между втулкой 6 и цилиндрич е ск им в ыс тупом крышки ки ?.

Использование предлагаемого технического решения за счет нового выполнения узла уплотнения и введения охлаждающей камеры 35 полностью исключает проникновение агрессивной . аэрозоли масла из подшипниковой камеры во внутренний объем машины, что повышает срок службы изоляции обмоток и надежность электрической маши35 ны. Одновременно предлагаемое техническое решение позволяет уменьшить радиальные размеры электрической машины (в частности, в 2-полюсн. и

4-полюсн.), за счет уменьшения диаметра узла уплотнения. Диаметр нагнетателя, который определяет радиальные размеры уплотнительного устройства и машины, по сравнению с прототипом уменьшается с 280 до 165 мм.

01 4

Формула изобретения

Электрическая машина, содержащая ротор с продольными каналами для прохождения хладоагента, втулку, установленную на валу, подшипниковый узел, состоящий из подшипника, уста новленной с кольцевым зазором относительно втулки крышки с каналом для подачи смазки, образующей с подшипником, валом и втулкой подшипниковую камеру, из подшипникового щита, имеющего канал для подачи смазки из мас-ляной камеры и сообщающегося посредством канала в крышке с подшипниковой камерой, и встроенный между подшипниковым щитом и торцом ротора узел уплотнения, состоящий из насаженного на вал нагнетателя с передним и задним дисками, диффузорной камеры, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем исключения проникновения аэрозоли масла из уплотняющей камеры во внутренний объем машины при одновременном сокращении радиальных габаритов, узел уплотнения дополнительно снабжен по крайней мере одним нагнетателем с диффузорной камерой и обратным направляющим аппаратом, -соединенным последовательно с первым, и охлаждающей кольцевой камерой, образованной выточкой на внутренней поверхности подшипникового щита и наружной цилиндрической поверхностью обоймы узла уплотнения, причем упомянутая охлаждающая камера соединена двумя диаметрально расположенными каналами, выполненными в подшипниковом щите и корпусе электрической машины с системой охлаждения электрической машины, полость последнего обратного направляющего аппарата сообщается посредством дренажных каналов с масляной камерой подшипника.

1367101

Составитель С.Чебыкин

Текред М.Ходанич Корректор В.Бутяга

Редактор Т.Парфенова

Заказ 6848/52 Тираж 665 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по.делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г, Ужгород, ул. Проектная, 4

Электрическая машина Электрическая машина Электрическая машина Электрическая машина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области крупного электромашиностроения

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к области электротехники, в частности к контролю пропитки изоляции электрических машин по значению емкости изоляции

Изобретение относится к электромашиностроению и предназначено для привода погружного насоса при откачке нефти из скважины

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в приводах погружных насосов

Изобретение относится к электромашиностроению и предназначено для привода погружного насоса

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве погружного автономного источника питания

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к турбостроению
Наверх